maxon писал(а):
А новый ДДА-120 уже вроде как работает:
Таких начинаний с конца 80-х было много. Этот, дай Бог, не последний, но далеко уже не первый. Проблема - в отсутствии достаточного для серийного производства спроса на двигатели данного класса из-за неразвитости у нас малой авиации. Несмотря на периодически поднимаемые вопросы по её развитию, реального спроса на неё почему-то мало. В своё время в Луховицах начали серийно выпускать Ил-103 - вполне современный самолётик с разными вариантами комплектации, и даже с американским движком он стоил вполне приемлемо, порядка 130 тыс. долл., что дешевле вообще всех аналогов (новая Цессна 172 (разработки аж 50-х годов) выпуска 2007-2008 г. стоит от 150 до 260 тыс. долл.). Но он очень трудно продавался. Авиалесохрана купила штук 30, пару десятков Корея (как учебно-тренировочный) и ещё полтора десятка единичных продаж - вот и весь спрос за 20 лет. В Луховицах производство прекратили именно из-за отсутствия серии, и ильюшинцы сейчас сами его пытаются производить. Всего сделали меньше 70 шт. при том, что сертификат типа на Ил-103 ильюшинцы получили аж в конце 90-х.
Разработок авиадвигателей 100...200 л.с. было много. Были и очень неплохие. Например, в начале 90-х был неплохой ВАЗ-овский роторно-поршневой мотор - очень компактный и лёгкий, 160 л.с., причём, выполненный в соответствии с авиационными нормами. И его даже начали-было выпускать на "Пермских моторах", но тоже всё заглохло. Может, если бы не трудности тех времён, что-то и доросло бы до нормальной серии, и спрос бы сформировался. Но сейчас всё очень сложно - свернуть махину сформировавшихся представлений очень сложно. В данном классе сейчас рулит ROTAX 912 с 15 годами "жизни" и 2000 часов межремонтного ресурса (это очень много). Но и цена у него 1- 1,5 млн. руб. То есть, ниша по себестоимости как бы имеется, и неплохая. Но завоевать рынок куда сложнее, а без этого не будет ни себестоимости, ни серии...
Кстати, М-14П довели до 360 л.с. На таких моторах летала вся наша спортивная авиация ( и сейчас летает). И даже делали форсированный вариант (по просьбам спортсменов) - больше 400 л.с. (420, кажется). На нём на Су-26 удавалось зависать, как на вертолёте. Была и попытка сделать из него и двигатель для малой авиации - М-3: у М-14П сняли 6 "горшков", оставив 3 цилиндра, заглушили "лишние" отверстия в картере и облегчили как смогли... Но лучше бы они этого и не пытались делать. Страшно трясучий оказался, и очень плохо компоновался. Их тоже сделали несколько десятков (куда все делись, не знаю).