О немецком инженерном гении (или об умении доводить всё до абсурда)
Есть такой автомобиль – Мультиван, называется. Очень хорошая машина, хвалить можно много и нудно, но речь не об этом. Его высоко-наддувный дизель страшно экономичен, обратно стороной медали чего является малое выделение тепла, которого зимой (не европейской, а нашей), бывает, очень не хватает. Непорядок. Но на это хвалёный немецкий инженерный гений, к тому же привыкший к порядку, придумал очень хорошее решение с нехорошо звучащим названием - «Вебасто». Что это такое, подробно объяснять не буду – наверняка знают все. Это автономный отопитель, умеющий и салон нагреть, и дизель подогреть, когда надо. А учитывая управление отопителем по телефону – ну, просто супер! Представьте, как только телефон в заходящем на посадку самолёте начинает ловить первые проблески GSM-сигнала, отправляешь с борта самолёта коротенькую СМС-ку (чувствуете кайф? – «с борта самолёта»). И через полчаса садишься в тёплую машину…
Вспомнилось тут. Во второй половине 90-х был у меня сотовый телефон от «Московской сотовой связи» - Бенефон назывался. По виду как портативная радиостанция, с серьёзной антенной. Его даже один раз перепутали с ружьём – через лобовое стекло увидели торчащую за торпедой антенну, а времена были лихие, вот и насмешили (с перепугу-то). Этот телефон работал на частотах 440…470 МГц, и добивал до базовой станции километров, бывало, с 20! Но самая фишка была в том, что с него можно было свободно разговаривать с самолёта! Например, при перелёте из Минска в Москву в районе Смоленска он «видел» и Минск, и Смоленск, и Брянск, Тулу, Калугу и Москву. Дал позвонить соседу по креслу домой, тот был впечатлён «не по-детски». Позже это запретили, конечно. Но я лично оценить успел.
Так вот. Хвалёный инженерный гений немецких конструкторов мало того, что придумал эту штучку, он еще и тщательнейшим образом продумал логистику её функционирования, автоматизировав её запуск и работу, полностью избавив счастливого её обладателя от всяко-нудных действий. К примеру, автономные отопители ОВ-65, что ставят на военные машины, требуют честного ручного управления: включил, нажал разогрев свечи, посмотрел, как она разогрелась, и когда посчитал, что «уже можно», открыл поступление солярки. Подымит малость и заработает. Штука достаточно надёжная и неприхотливая (хотя и чудовищных по современным меркам габаритов и расхода - немецкая «вебаста» обеспечивает 5 кВт тепла при габаритах «в руке можно унести»).
И никакого «ручного управления». В худшем случае - «дача команд», а обычно – полностью автоматически. Например, оказалась температура за бортом меньше +5 при холодном двигателе – она запускается; если выше +5 - не запускается. Если дизель прогрет – не запустится, а если вдруг температура его стала падать, да ещё мороз на улице – опять запустится. Умно придумано, предусмотрено, наверное, всё что только можно, включая самодиагностику. Даже предусмотрели блокировку запуска, если аккумулятор разряжен или горит лампочка малого остатка топлива в баке – типа, чтобы обезопасить владельца от опасности преждевременного опустошения бака.
На мой взгляд, с баком это уже перебор. Тут, видимо, в немецких инженерах сказалось их стремление к порядку. Это ж не порядок – ездить с аварийным остатком топлива! Разгильдяйство, понимаешь. Не дай Бог, опустеет бак, завоздушит топливный тракт. Потом ещё проблемы будут (хотя, на мой взгляд, не криминальные). Но, ладно! Хрен с ними – придумали и придумали. Наши, конечно, вряд ли бы такую блокировку сделали, оставив всё на усмотрение владельца. Глаза есть, мозги тоже! А докататься до пустого бака можно и без «вебасты» - дураку законы не указ. С другой стороны, может быть случай, когда «вебасту» запрограммировали на автоматический запуск на неделю – по утрам, например. Мой приятель так умотал в командировку, а его верный «крузак» продолжал ежедневно исправно прогреваться по не отключенной программе. Солярки у него хватило, но зато сел аккумулятор. Прилетел, а вместо теплого салона погасшие лампочки.
Не угадали тут немецкие инженера. Блокировать или не блокировать запуск отопителя по уровню топлива – вопрос, может быть, и дискуссионный. Но в любом случае, стремиться полностью исключить человека из процесса управления, это неправильно – всегда надо оставлять хоть что-то для того, чтобы мозги хоть над чем-то могли думать.
Однако, немецкое стремление к порядку этим не ограничилось. Вы думаете, что заправился, и «вебаста» снова заработала? Да, заработала… Но, мягко говоря, не всегда (очень и очень «мягко говоря»). Как оказалось, хвалёный немецкий порядок потребовал от инженерного гения заложить в логистику работы отопителя ещё и наказание владельца «за 3-х кратную попытку запуска вебасты с горящей лампочкой» - по-другому я просто не знаю, как это назвать.
Тут надо сделать маленькое отступление. С «горящей лампочкой» можно проехать ещё 100 … 150 км. И если вы проезжаете за день километров 30, то понятно, что мчаться очертя голову на ближайшую АЗС при первой же оранжевой вспышке на приборной панели вам ни какой нужды нет – вы спокойно без всякой нервотрёпки успеете это сделать в течение 2-х…3-х дней в удобное вам время.
Но это мы так считаем. «Немецкий порядок» - мля! - считает иначе. Вам даётся аж две попытки запуска двигателя с горящей лампочкой, и если температурные дела предписывают «вебасте» запуститься, она сначала, как и положено, блокируется по «аварийному остатку топлива», а в случае третьей попытки – не просто блокируется, а ещё и записывает ошибку в блок управления, после чего количество топлива и все прочие параметры вообще перестают оказывать какое-либо влияние – «вебаста» «юридически» исключается из комплектации автомобиля. И чтобы её вновь включить в штатный состав, требуется ехать к диллеру и – не бесплатно, естественно – стирать ошибку.
Не верите? Святая правда! Выстраданная с матюками и многочисленными пожеланиями в адрес всего немецкого автопрома, концерна «Народный вагон», Гитлера, который его «благословил», и долбанного немецкого порядка, уже один раз доведшего немецкий протестантизм до его «логического конца» в виде фашизма! Ну, и что теперь?! Будем возить неиспользуемые литров 15 в баке просто в угоду немецкому педантизму?! И трястись от страха?! Порядок, мля, ради порядка? Козлы! Можно понять блокировку по остатку топлива, можно! Но на х… ошибку при этом записывать?! Давайте и по севшему аккумулятору ошибки записывать! Да чего там аккумулятор - по температуре окружающей среды! Запустил летом машину 3 раза, и алес – жди зимы и езжай к диллеру. Бабла-то сколько можно заработать на одном только стирании ошибок.
И вообще, если посмотреть, тут для немецкого инженерного гения в его стремлении «к порядку ради порядка» открывается поле непаханное! Апофеозом его должно стать подключение мозгов водителя к шине автомобиля (через разъём OBD, что под рулевой колонкой или по блютусу)! Тогда человек вообще станет штатным устройством автомобиля, с обязательной пропиской его в операционной системе автомобиля заводом-изготовителем. Какой там «рейх»-то по счету у них должОн быть? Вот он и настанет!
Единственное, что спасает нервы – богатство русского языка. Поэтому в отношении думского запрета мата я то-то засомневался – это ж натурально может оказаться вредным для здоровья. …. P.S. Попутно. Если в ваших краях вы вдруг услышите про поставщика спутникового интернета «альтегроскай», пожалуйста, запаситесь тряпкой (желательно ссаной). И если вдруг их представитель придёт к вам – ГОНИТЕ ЕГО ССАНОЙ ТРЯПКОЙ, НЕ ДАВАЯ ЕМУ РТА РАСКРЫТЬ!!! Если сообщите мне об этом, посчитаю часть своей жизни прожитой не зря. ... P.P.S Прошу простить за резкость - накипело....
|