Стал постепенно поправляться после болезни. Но что-то на этот раз медленно. Долго работать всё ещё не могу.
А Вы тут столько понаписали. Постараюсь постепенно ответить на основные поднятые вопросы и проблемы...
Грибник писал(а):
Ну почему же ниже?
Театральная пьеса, фильм, книга... имеют в вашем понимании не сценарий,
а безальтернативный жестко детерминированный порядок событий.
Между аналитическим "Методом сценариев", как инструментом исследования будущего и литературным сценарием, как способом отражения видения автором реальной или мнимой (виртуальной) действительности, целая понятийная пропасть. По некоторым аспектам общим остаётся только название "сценарий". Вот это общее название многих и путает. Видение только схожести формы уводит от онтологии (сути) содержания...
Вот сравните словарно-энциклопедические толкования:
Литературный сценарий
1. Драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино- или телефильма, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля. Игровой, документальный с. С. кинокомедии. Оперный, балетный, пантомимический с. (либретто). Отступление от сценария во время съёмок.
2. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену (спец.).
3. Заранее подготовленный детальный план проведения какого-н. зрелища, вообще (перен.) осуществления чего-н. С. спортивного праздника. Не по сценарию (перен.: не так, как было задумано, не так, как должно было быть; ирон.).
• Режиссёрский сценарий режиссёрское описание, содержащее интонационно-жестовую и пространственную детализацию текста пьесы.А теперь посмотрим толкование аналитическог метода.
Сценарии (scenarios) — один из методов системного анализа, применяемых в исследованиях будущего (футурология, форсайт).
Сценарии представляют собой набор одинаково "убедительных" (внутренне и внешне непротиворечивых) историй, каждая из которых описывает один из потенциально возможных вариантов ветвления будущего. Каждая из историй наполнена необходимыми деталями, а также в той или иной степени учитывает возможные непредвиденные события в будущем. 
\\Ссылка на первоисточник специально для уважаемого Максона. Schwartz P. (1996) The art of the long view: paths to strategic insight for yourself and your company. 2nd edition. Currency and Doubleday, USA, p. xiii \\
Интересно, много ли для него это даст, кроме самоуспокоения?
Впервые сценарии начали использовать в военно-воздушных силах США после 2-й мировой войны для того, чтобы просчитывать возможные варианты действий противника. В 1960х годах Герман Кан (Herman Kahn), ранее работавший в военно-воздушных войсках, впервые начал использовать метод сценариев для решения бизнес задач. В 1970х годах метод сценариев вышел на новый уровень развития благодаря идеям Пьера Вака (Pierre Wack), работавшего в компании Shell.Сценарий - это аналитическая модель будущего, в которой описывается возможный ход событий в исследуемом будущем. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.
Сценарий - это многовариантная характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.
Сценарии позволяют:
- выбрать реалистичную цель на будущее (при стратегическом планировании);
- подготовиться морально к возможным шокам;
- оценить долгосрочные последствия принимаемых решений.
Использование сценарного прогнозирования обеспечивает:
- лучшее понимание ситуации в динамике её изменчивости;
- оценку потенциальных рисков и угроз;
- выявление благоприятных возможностей;
- выявление возможных и целесообразных направлений деятельности по корректировке реальности в своих целях и интересах;
- повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.
В настоящее время известны различные реализации метода сценариев, такие, как:
1. Получение согласованного мнения;
2. Повторяющаяся процедура независимых сценариев;
3. Пспользование матриц взаимодействия и др.
«Сценарное планирование» — часть стратегического планирования, относящаяся к инструментам и технологиям, которые позволяют управлять неопределенностью будущего (Джил Рингланд).
Суть метода заключается в исследовании внешней среды организации на наличие предопределенных элементов (predetermined elements) и ключевых неопределенностей (key uncertainties) и комбинировании их для формулирования альтернативных сценариев будущего.
Все альтернативные сценарии должны сочетать в себе весь набор предопределенных элементов (так как по определению они должны быть) и различные исходы ключевых неопределенностей. Сценарное планирование рассматривает все сценарии как одинаково возможные в будущем.
Цитата:
А сценарий в вашем же изложении - это даже не план, а
некий куст просчитанных вариантов с многовариантными планами действий в зависимости от ветви.
В первом приближении. А во втором - сетевой ориентированный граф перехода управляемой или наблюдаемой системы из одних устойчивых состояний в другие.
Цитата:
Посему хорошая компьютерная игра (я не о литературных достоинствах) в смысле сценарном, на мой взгляд, куда более развитое развлечение.
Верно, но именно РАЗВЛЕЧЕНИЕ, а не аналитический инструмент управления. Хотя за хорошими стратегическими компьютерными играми большое будущее.
Пока же игровые принципы используются в сочетании с методом сценариев в:
- Командно-штабных играх (КШИ);
- Концептуальных играх (КИ);
- Некоторых разновидностях Мозговых штурмов;
- Ситуационно-кризисных штабных играх (разновидность КШИ, но в приложении не к оперативно-тактическому, а к ситуационно-кризисному управлению).
Цитата:
Конкретная игра, судя по заголовкам, имеет для игрока не только уровень стрелялок,
но и тактический и сценарный уровни в рамках парадигмы авторов.
Т.е. авторы в игровой фломе манипулируют сознанием игроков через навязывание своего жесткого видения этой самой своей "парадигмы".
Цитата:
Далее аналогия становится пронзительной.
Авторы задают цели и условия игры, а игрок думает, что он самостоятелен.
Есть еще и компьютерные соперники, они вообще запрограммированные бараны.
То есть имеем игрока (игроков) и баранов,
а над ними, невидимый,
остается тот, кто сформировал правила и парадигму,
то есть тот, кто осуществляет управление концептуального уровня.
Именно так. Некий "император иллюзий" (по С. Лукьяненко). Но на ублюдочном уровне мышления даже не удельного князька, а недотёпы, мечтающего стать атаманом местной шайки. Эдакого онаниста "социальной значимости"...
Цитата:
Конкретная же игра имеет и еще один интересный смысл.
Она формирует у того, кто в нее плющится определенную схему свой-враг.
Хотя пропагандистский прицел и очевиден, результат воздействия все равно будет.
Именно для этого и поощряется всяческими способами их создание...
Цитата:
Так что Василич, вы несколько погорячились в отношении вбросов со стороны Максона.
Да какие же это вбросы. Это же рефлекторная реакция защиты проигрышной позиции, на которой он оказался.
Вместо того, чтобы расширить горизонты своего видения реальности и понять, что он защищает совсем не свои, а навязанные ему позиции теневых стереотипов, согласиться с другом-оппонентом, принять предложенную ему руку помощи и вместе пойти дальше, он упорно защищает чужие, враждебные ему же позиции...
Цитата:
(Кстати, хорошо он вас под-троллил,
хрен из вас ваши мудрые по другому вытрясешь
,
выздоравливайте, меньше желчи - больше жизни
) Хорошо, если он считает также. Это сбережёт его не в меру ранимое самолюбие...
Вообще-то у меня было намерение сформировать у него, а также и у уважаемой аудитории интерес и намерение к познанию системного анализа в целом и метода сценариев в частности. На базе актуальной темы украинских событий...
Судя по всему это мне хоть в какой-то мере удалось...

Устал, однако. Пойду ещё полечусь, прежде чем продолжить...