VPolevoj писал(а):
Но я хотел ввести в свою модель влияние идеальных факторов (продуктов группы R6 - религии) чуть позже...
Но это я планировал сделать на самых поздних, самых последних этапах развития модели. Так как я сам считаю эти факторы (идеи) очень значимыми, и насколько я знаю, никто пока не сумел учесть влияние идей на экономические процессы ни в одной (из всех кем-либо написанных до сих пор) модели. Вот поэтому я отложил этот процесс на потом - на самый последний этап.
Раздумывая над вашим в
идением экономичекой модели, ув. тов.
VPolevoj, я замечаю разницу, которая разделяет наше с вами восприятие ситуации. Хотя, возможно, это не столько восприятие ситуации, а просто необходимость подогнать её под упрощенные компутерные алгоритмы.
В самом деле, в реальности, естественно, не может существовать никакого типа
ресурса нумер 6 (как и других типов, но этот пример уж очень показателен) Не может человек,
потребив нечто, вдохновиться идеей. Этот взгляд - сугубый детерминированный материализм, который идеям не оставляет места вообще, а всё остальное объясняет влиянием материального фактора. А я стараюсь придерживаться взгляда, где человоечеством управляют
отношения, которые рождаются не материальными факторами, а теми самыми стремлениями, попытку систематизировать которые сделал Гумилев. Материльаные же факторы служат лишь инструментом и объектом воздействия этих стремлений.
Однако, понятно, что компутерный алгоритм требует числовой дискретности и числовой определенности, - по крайней мере пока не изобретен квантовый компутер
Поэтому то, что я называю
стремление, присутвующее в человеке по определению, в компутерной модели, которую вы конструируете, надо связать с неким числовым "материальным" фактором. Но тогда во-первых, ресурс идеологии (или религии) R6 должен присутствовать, вырабатываться и потребляться с самого начала (наряду с другими). При этом, что мне кажется очевидным он должен иметь двухвекторность - плюс, когда вы навязываете идеологию и минус - когда воспринимаете чужую. При этом не удержусь порекомендовать упростить всю и любую идеологию до идеологии общественного стремления (плюс) и идеологии личного стремления (минус).
Я считаю необходимым введение этого параметра сразу не только для приближения к реальности, но и потому, что исчезнет необходимость в существовании деления на касты - а это тоже приближение к реальности. Никаких видовых отличий физически запрещающих переход из одного состояния в другое в человеческом обществе не сущестовало. А те, что устанавливались сословными ограничениями, постоянно нарушались, внося в эволюционные процессы революционные возмущения с требованием их слома.
Цитата:
И поэтому, нужно попробовать замоделировать все интересующие нас процессы без учета этого фактора (вот, как будто его нет, и влияние идеологии на экономические процессы несущественно). Поэтому нам нужно найти и подобрать другие причины (за вычетом идеологических), которые бы толкали юнитов к отчуждению своего имущества. Пусть это будет внешняя сила.
Это означает, что вы вводите в модель несуществующие в реальности факторы. Это то же самое, что вторжение инопланетян моделировать или библейские сюжеты, где бог с ангелами вмешиваются в процессы, нарушая их закономерное (то есть божественное же!) течение.
Если идеологии нет, то что заставляет людей существоать и трудиться вместе поселениями и семьями? Только потому что их так программист или пользователь расселил? Но тогда программист или пользователь самолично и задает условия - когда им распадаться, а когда сплочаться. Не программа компутера по алгоритму
неопределенности, а личное хотение геймера, а прежде него - программиста - создает
материальные условия, которые,
по его мнению,
детерминируют тот или иной процесс. И решение задачи преврашается в подгон ответа - мы еще раз убедимся, что неблагоприятные природные факторы не позволяют расти произодительности или что толпа из 10-ти человек всегда сильнее толпы из 9-ти.
Впрочем, напрасно я тут разглагольствую и на вас нападаю - надо сначала убедиться, что ваша модель будет работоспособна с тем набором алгоритмов, что вы закладываете.
Цитата:
Первый этап.
Тут мне всё понятно, как понятно, наверное и любому, кто играл в стратегии. Фактор определенности для процессов, видимо, не доставит никаких сюрпризов.
Цитата:
Поскольку никаких других (ни внешних, ни внутренних) влияний на Семьи нет, то постепенно жизнь в Поселениях устаканится - войдет в равновесие.
Непонятно - почему постепенно? Наверное, устаканится сразу, ведь так задано алгоритмом юнитов-производителей, запрещающим им конкуренцию, накопление и расслоение.
Цитата:
жизнь в этих поселениях будет отличаться, но в целом (несмотря на отличия в начальных условиях) она будет одинакова. Отрицательные обратные связи - очень хороший регулятор.
Мне кажется, на этом этапе нет никаких отрицательных или положительных связей - на поселения не влияют отношения, которые могут вызвать возмущение. То есть, - если нет фактора, способного вывести из равновесия, то нет факторов и удерживающих в равновесии. При этом - либо равновесие задано запретом, либо, возможно, будет нарушаться каким нибудь "зацикливанием алгоритма"
Цитата:
Этап второй.
Вводим в модель торговцев и продукт четвертой группы R4 - богатства. Появляется связь между поселениями. Следовательно начинают проявляться различия в "географических особенностях" - трудностях и легкостях при производстве того или иного продукта. Возникает естественная специализация между поселениями - в каком-то поселении будут больше производить один продукт, а другие завозить, а в каком-то - будут производить другой продукт, а все оставшиеся завозить.
Будет ли при этом специализация продукта нумер 4? Не торговцы же его производят, а производители. Но всё равно, географический детерминизм, как заданный материальный фактор, быстро угнобит поселения с плохими условиями, даже если они целиком перейдут на производтство R4, - ведь им продукты трех первых фаз будут доставаться при обмене дороже (если конечно, торговцы будут правильно блюсти свой интерес), золото будут обменивать на картошку по весу
Цитата:
Торговцы богатеют (это понятно, так как они снимают сливки с разницы цен между продуктами в различных поселениях), но нас это волнует мало, так как торговцы в моей модели - как сказал Пойнтс - изолированная каста - они сами по себе, жители поселений - сами по себе.
Если торговцам, чтобы богатеть, нужно аккумулировать только и исключительно ресурс нумер 4, то они окажутся не в лучшем положении, чем производители, нуждающиеся
в первых трёх видах
Богатеют ведь не от определенного вида ресурса, а от накопления ресурса вообще
Цитата:
Нас должно волновать другое... то как эти капиталистические отношения - отчуждение - смогут проникнуть внутрь поселений, внутрь Семей, в действия отдельных юнитов?
Никак, запрещено алгоритмом
на первом этапеЦитата:
Либо мне нужно вводить разброс в популяции (по закону нормального распределения) "желания разбогатеть" - благо, с появлением четвертой группы продуктов, это стало возможным. Просто не каждый юнит этого хочет. Как говорится, "нас мало, но мы - в тельняшках!" Но это опять получается, движение от психологии (идеального) - к материальному. То есть, у нас экономические процессы начинают работать потому что "отдельный юнит это захотел".
Я это предлагал сделать с самого начала - желание "разбогатеть в одиночку" в нормальной ситцации находится в противостоянии с необходимостью объединиться с другими в труде. По моим взглядам - отрицательная связь побеждает пока необходимость объединяться превалирует при добыче продукта. Как только продукта становится достаточно (производительность позволяет по Марксу-Энгельсу), чтобы пренебрегать объединением, наступает черед эгоизма и разложения поселений-общин на отдельные семьи и отдельных юнитов. Положительные связи, рождаемые отчужденным обменом, при разложении начинают одолевать отрицательные.
Кажется, я опять увлекся своим в
идением
Цитата:
А нельзя ли (пока, во всяком случае - пока я не введу в модель продукты 6-й группы - религии) обойтись без идеологии? И поискать другие причины, толкающие людей к отчуждению.
А как религия толкает к отчуждению? Точно также как религия толкает к объединению
Поскольку у вас все
процессы детерминированы именно типами ресурсов, то видимо, можно было обойтись двумя - ресурс отчуждения и ресурс объединения
Скушал первый - разлюбил ближнего, скушал второй - возмечтал о друге.
Кажется, я увлекся шутками. Однако, ваши юниты, если не ошибаюсь, вовсе не нуждаются в объединении и произодят продукты самостоятельно из подножного сырья. Вы им программно запретили отчуждаться, хотя они уже отчуждены, точнее, находятся в положении отчуждения, но не пользуются этим.
Цитата:
Пусть в поселениях остается натуральное хозяйство (хотя уже с заметным креном в специализацию)... И получатся одни семьи богатые, другие - бедные.
И это никого из юнитов не будет волновать. И бедные счастливы и богатые - планида, заданная программой, такова.
Цитата:
Но отчуждения пока не будет.
Как я писал выше - будет ситуация отчуждения, которая не вызывает никакой адекватной реакции у юнитов.
Цитата:
Можно сделать так, что некоторые юниты (прельстившись жизнью торговцев) образуют торговые предприятия внутри своих поселений, для посреднических услуг обмена продуктами между Семьями, а также между Семьями и внешними торговцами. У таких юнитов, понятное дело, уже будет отчуждение, как и у любых торговцев. Но вот будет ли это способствовать процессам отчуждения внутри самих семей? Пока я такого влияния не вижу. Должно быть что-то, что ЗАСТАВИЛО бы семьи начать производить часть продукта исключительно на продажу.
Если вы некторых юнитов
заставите программным способом поменять "цвет" и стать торговцами, то точно также придется заставлять и других. То есть, вы просто рэндомно юниту укажете, что он находится в ситуации отчуждения и надо становится отчужденным. Распространение отчуждения будет зависеть именно от указаний программы.
Цитата:
Например, введение "денег" для взаиморасчетов.
Лучше было бы, если б деньги "изобрела" сама программа, сами юниты, без подсказки экспериментатора. Хотя деньги - это совсем лишний фактор, на мой взгляд. Ведь любой продукт в вашей модели может быть деньгами.
Цитата:
"Деньги" может пустить в оборот любой агент, скажем, торговец (в том числе даже любой из внешних, а не только внутренний, тем более, что жителям ведущим натуральное хозяйство вводить в свой оборот "деньги" смысла нет, а вот торговцам - есть).
Тут вы уже подходите к тому, что будучи богом своей вселенной, можете любой фактор запустить, хоть годзиллу, пожирающую юнитов. Причем, можете сделать это на любом этапе, а не
тогда, когда этот фактор должен появиться, согласно логике процесса.