igrek писал(а):
По запросу «Орей Божич» Яндекс находит две тысячи ответов.
У меня 986. Люблю скептиков.
К теме.
ПЕРВОБЫЛЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ.Эта статья целиком посвящена двум самым древним былинам славян: "Из зверичи в людичи" и "Орей Божич". Обе они рассказывают о доисторическом периоде существования предков современного человека и о планетарной катастрофе, которая поставила наших пращуров на грань выживания, одновременно послужив причиной их ускоренной эволюции в человека разумного.
Разрушение комфортной среды обитания, описанной в первой былине "Из зверичи в людичи", заставило первых прямоходящих в короткий период выработать новые способы существования, которые обеспечили их выживание в разом изменившихся условиях внешней среды, что в итоге выделило будущего человека из животного мира и направило его по качественно новому пути своего развития. Эта былина более архаична и по форме, и по содержанию, чем "Орей Божич". За давностью лет до нас донеслось лишь эхо, отголосок события. Стерлись многие детали, осталась только суть произошедшего. Тем не менее, былина достаточно информативна и содержит ряд "точек отсчета", позволяющих зафиксировать временной интервал, в котором происходили описываемые в ней события. Так, "тепличные" условия сытой жизни предков современного человека, еще не знавших ни железа, ни меди, ни бронзы ("да не знали топор, да не знали-то плуг"), существовали в третичный период. Т.е. до наступления четвертичного - ледникового - периода, в начале которого появился т.н. "человек умелый". Было это так давно, что "сер камень не выдюжит", да "кресало не вырежет". Т.е., по самой грубой оценке, уже после того времени, как человек научился изготавливать первые каменные (из "сер камня" - кремня) орудия труда, но до того, как научился самостоятельно добывать огонь - "кресало не вырежет". Необходимость "приручения" огня диктовалось наступившими холодами в начале ледникового периода, что прямо подтверждает верхнюю отметку на временной шкале описываемых событий.
Время "зверичей" - довольное, сытое, теплое - закончилось планетарной катастрофой в результате падения на Землю крупного космического тела. "Да зверям-то дедам то стало гибелью", и "да сошел во леса огонь паленый". Уцелевшие "зверичи" были разом вырваны из состояния специализации в конкретной среде обитания и поставлены перед единственным выбором - смерть или преодоление своего естества. Преодолевшие себя продолжили свое развитие в новых условиях.
Былина "Орей Божич", на первый взгляд, детализирует некоторые события первой былины - "Из зверичи в людичи" - и рассказывает о том, как покрытый шерстью предок ("власны скоты"), стал современным человеком. Примитивная социальная организация - стадо - плавила в едином котле тот материал, из которого впоследствии средой был создан человек разумный. Представляется, что все описанное в этой былине следует понимать буквально, в т.ч. и то, что "Перун нас слепыми рожал". Но гораздо важнее указание на "время ледное", которое Перун дал Орею для того, чтобы сбыться (состояться). Это первая нестыковка по времени с былиной "Из зверичи в людичи". Она указывает на то, что, несмотря на кажущуюся очевидной одновременность описываемых в былинах событий - после падения "Высь-Камня" - на самом деле они разделены "временем ледным". Кроме того, различаются описания первоначальных условий обитания. Если в первой былине речь идет о времени теплом, легком, довольном, то вторая повествует о тех временах, когда ритм жизни уже был подчинен временам года: "да во общих-то жен весной сеяли", "да весна та зимой стылой глянула". А это может означать следующее - во время катастрофы, описанной в былине "Из зверичи в людичи", или после нее, Земля изменила положение оси своего вращения по отношению к эклиптике. Такое нарушение динамики системы Земля-Луна-Солнце и стало причиной первого оледенения Четвертичного (ледникового) периода, т.е. послужило началу эпохи плейстоцена.
Таким образом, былины позволяют предположить причину наступления ледникового периода - катастрофу, а данные геохронологии установить, когда это произошло - 1,8 миллиона лет назад.
Косвенным свидетельством того, что события, описываемые в этих двух былинах, относятся к разному времени, является своего рода "канон", согласно которому их исполнение возможно только раздельно и разными способами. "Из зверичи в людичи" исполняется древним речитативом без какого-либо музыкального сопровождения, разрешается лишь поддерживать такт притопыванием или прихлопыванием. "Орей Божич" - под аккомпанемент гуслей. Существует предание, зафиксировавшее это правило во времена князя Кия Бусовича, более известного как Троян (изначальный "псевдоним" - Триглав или Вилы, что означает одно и то же - закон). Тогда Кий пожелал, чтобы Боян Голяк исполнил их вместе под гусли. В ответ Боян разбил гусли о землю в знак того, что запрет не может быть нарушен никем!
Таким образом, вторую былину - "Орей Божич" - следует отнести к концу последней межледниковой эпохи плейстоцена, когда климат в средних широтах был достаточно теплым, и началу эпохи Валдайского оледенения, начавшегося около 60-65 тыс. лет назад. Это время господства в Европе неандертальца.
В это же время, с началом оледенения, в Европе и на Ближнем Востоке впервые появляются ритуальные погребения, отразившие перемену сознания - революцию мировоззрения наших предков, осознавших свою вечность через вечность своего рода и оформивших эту перемену в конкретных ритуалах.
Сведений, содержащихся во второй былине, достаточно для того, чтобы понять причину внезапного исчезновения 40 тыс. лет назад неандертальца. Об этом, а также о современных данных смежных нашей теме наук, ниже - после текста самих былин.
Из зверичи в людичи
Да то время древне древнее
Да так было давно, что сер камень не выдюжит
Да были люди во звании зверичи
Да так было давно, что кресало не вырежет
Да так было тепло да легко округ
Да за сытую живу-то не билися
Да не знали топор, да не знали-то плуг
Да во довольстве звярином рязвилися
Да как во время-то сытое теплое
Да сошел со высей молот да каменный
Да от боя сего - небо темное
Да сошел во леса огонь паленый
Да кто ведал да жил по звяриному
Да от боя ковался-то во новый-то лад
Да зверям-то дидам то стало гибелью
Да что было-то жИвой по прошлым векам
Да были зверичи - да стали людичи
Да были стадные - теперь родичи
Да Перун-то бил да Рода-молотом
Да наковальня нам - да сама Твердь-земля
Да остался кто жив - да тот кованный
Дабы люди могли-то пережить да себя
Орей Божич
Да как было то во старь
Да не по-людски
Да как было-то во старь
Да по-скотному
- - -
Да ходил давний люд да как власны скоты
Да вели мужи сев не по Родному
Да как семя свое да по времени
Да во общих-то жен весной сеяли
Да не было родов да во племени
Да не знали отцы власти бремени
Да не было-то встарь роду-крепости
Да росли-то мужи в неизвестности
Да как сила была да не правила
Да земля без дозору нас плавила
Да Перун Вседержитель нас скотно держал
Да Всебог Перун Род нас слепыми рожал
- - -
Да как был-то рожден да во свой давень срок
Да от сильного мужа да чрез его перву жену
Да сам Ореч да Божа Перуна кровь-сок
Да наш Первоотец люда бела всему
Да Перун на то дал время ледное
Да за дело Род встал да победное
Да обрушил на землю да северну Твердь
Да великий Высь-Камень да молот святой
Да удар вызвал хлад - стало все леденеть
Да великий мор был да на тех, кто живой
Да чрез дело Перуна все деется
Да от дела всяк явь Родом сеется
- - -
Да как стало то худо-то нашим дидам
Да как стало-то хладно двуногим скотам
Да погибло-то живы невидно числом
Да погибнут из нас, что впредь будут скотом
Да с того срока Орей да выкуется
Да от дела его люд да выделится
Да погибло-то слабых детей без числа
Да погибло-то дев да от хладного льда
Да весна та зимой стылой глянула
Да не было дитя да от зяблого
Да мужи, что восполнились семенем
Да искали-то жен всем да племенем
- - -
Да как Орей по роду Зверинович
Да во тот хладный срок заохотился
Да во третий-то день да нашел на трех дев
Да не зря мужем стать в том готовился
Да по-старому мужем стать-то желал
Да Перун ему новую явность воздал
Да во яр-то его - мужню ямину
Да вошли да другие охотны мужи
Да хотел Орей сделать по-старому
Да оставить чужим жен своих-то котлы
Да чрез случай все случкой сбывается
Да так быль про бел люд добывается
- - -
Да почуял-то зверь - скоро Орей отец
Да забор ко женам-то вновь на посев
Да как каждый чужой стал врагом, коль самец
Да почуял-то Орей, что зло быть скотом
Да впервые на то Орей рыкался
Да впервые на правых во скотстве-то двигался
Да как ворон да падал на мертвое
Да так Орей ронял встарь упертое
Да от самок своих не избавился
Да на чуждых самцов да направился
Да как грозным громом да Орей орал
Да как Людич гордый да на скотных напал
- - -
Да на Орея рык да чужие самцы
Да во страхе на диво дивилися
Да на Орея ярость опали яйцы
Да во страхе со яра прочь двинулися
Да так скот да от Людича страхом отпал
Да чрез то люд над скотьем владетелем стал
Да коль жен ты своих знаешь полностью
Да впредь будет дитя отца собственностью
Слава те Всебог да Перун Орей Люд!
Да от яви твоей образ твой муже лют
Да со своих-то рогов во свои-то котлы!
Да коль будете вы - да в том будем все мы Итак, первая революция в естестве человека, на которую вполне определенно указывает былина "Орей Божич" и которая повлекла за собой длинную цепь последствий, приведших в итоге к появлению современного homo sapiens - гормональная. Резкое похолодание, произошедшее весной в "свадебный период", вызвала сдвиг в годичном цикле половой активности предка, почувствовавшего "забор на посев" уже после сброса такого рода напряжения. Как итог - более высокая плодовитость потомков Орея, которая, как я предполагаю, и явилась "оружием победы" в конкурентной борьбе Кроманьонского человека за среду обитания с неандертальцем. А осознание родственности потомства Орея, т.е. становление первых Родов, многократно усилило их мотивацию в этой борьбе, поскольку разделение на "своих" и "чужих" произошло еще раньше: "да как каждый чужой стал врагом, коль самец". Реликтом, своего рода "рудиментом" эпохи плейстоцена в физиологии человека является заметное повышение его половой активности в весенний период.