Идея фильма хороша, но на мой взгляд реализация её не совсем безупречна.
1. Технология "крысиного короля".
Я поискал первоисточник этой "технологии". Точнее идеи, что такая технология вообще существует и имеет такое название. Нашёл такую статью:
http://m3ra.ru/2010/02/09/extinction-russia/
У статьи много недостатков, включая само название. Из исследований известно:
Цитата:
"Крысиных королей в науке именуют "пучками крыс". Действительно, несколько особей (иногда до двух десятков) накрепко сцепляются хвостами в тугой узел. Одно время зоологи считали их фальсификацией либо "умелым" действием живодеров. Но связать хвосты зверькам, не повредив им позвонки, не так-то просто. Находки последних десятилетий и их тщательное изучение показали, что обычным образом связку сделать невозможно. Рентгеноскопия узлов показала, что хвосты сплетаются либо еще до рождения крысят, либо в очень раннем возрасте, когда кости мягкие и не окрепли. Но зачем? Известно, что уроды в природе обречены на гибель, тогда как заведомые монстры - крысиные короли - занимают, напротив, самое привилегированное положение в крысином царстве. Вроде бы они слабы, никчемны и нецелесообразны. Но крысы их холят, лелеют, кормят, защищают и, главное, подчиняются им. Самые активные самки и самцы резко меняют поведение в присутствии королей, выделяют им лучшие куски и ублажают повелителя. Внешне король не выполняет никаких функций в стае. Он бесполезен. Но он есть! Крысы из других стай могут друг с другом враждовать, но королю из стана противника они подчиняются. Оторванный от своих подданных, король неминуемо гибнет; в лабораторных условиях держать его невозможно."
http://www.astrology.lv/koi/print.php?M ... =9&SubID=6То есть название технологии "крысиный король" неверна. Более подошло бы что-то вроде "крысиного оборотня". Незачем реального "крысиного короля" путать с выродком.
По поводу самой технологии выведения "оборотня":
Цитата:
Для уничтожения крыс люди нередко используют "экологически чистый способ", основанный на способности крыс в пору катастрофического отсутствия пропитания поедать себе подобных. Этот метод нередко использовали моряки. Он заключается в следующем. С помощью капканов отлавливают несколько крыс и сажают их в глубокую металлическую бочку так, чтобы они не смогли выбраться, и не дают крысам еды. Крысы начинают поедать друг друга, и, наконец, остается одна, самая сильная, которая привыкла уничтожать себе подобных. Ее еще некоторое время морят голодом и затем выпускают "к своим". Такая особь называется "крысиный волк". Она начинает методично губить сородичей. В итоге оставшиеся в живых крысы в панике начинают прыгать в воду, остальных сжирает новоявленный "волк". Но, как и все остальное, этот метод работает недолго. Крысы способны скооперироваться и, в конце концов, убить "волка".
То есть технология известна давно и использовалась моряками для выведения крыс. Это можно было отметить в фильме и дать соответствующее название.
2. По поводу терминов. Часто в фильме используется понятие нравственность и мораль по отношению к крысам. Вообще, это чисто человеческие понятия. В животной среде можно говорить только об инстинктах. Другое дело, что и человеческие понятия этики, морали и нравственности имеют корнем инстинкт выживания вида. Об этом утверждает Конрад Лоренц и другие этологи. То есть научно более корректно вести речь в фильме об соответствующих инстинктах, а не пытаться вложить понятие нравственности в социальные отношения крысиной стаи.
3. Аналогия при переходе от отношений в крысиной стаи к человеческим отношениям не очень хорошо обоснована. Во-первых, человек давно убивает себе подобных, причём чем дальше в историю, тем более активно. То есть идентификация свой-чужой у человека уже давно под вопросом. Другое дело - это
мимикрия под "своих". Делает ли это крыса-волк? Пытается ли она втереться в доверие к сородичам? Может она не проявляет такой хитрости и всё проще - набрасывается и съедает?
Во вторых. Конечно, речь должна идти о ломке моральных барьеров (соответствующих инстинктов) как у человека, так и у крыс. Но современные методы влияния стараются всех людей превратить в таких крыс. Тут как бы речь идёт не о съедении, а о
внедрении новой иерархии, смене "человеческой элиты" на некую иную, "
нечеловеческую". Многие националисты эту идею воспримут с пониманием. Особенно если вспомнить историю праздника Пурим у евреев.
Моральное разложение современного общества служит инструментом разрушения самого общества.. Эта самая правильная идея фильма, но она слабо привязана к "крысиной" аналогии.
Кстати, по поводу использованных фрагментов из фильмов. Есть такой фильм "Дорога" - "The road".
После ядерной войны многие люди там стали каннибалами. Можно оттуда было взять пару фрагментов. Там как раз было трудно отличить нормальных людей от каннибалов.