| решил подкинуть вам немного уголька, т.к. вижу что вы решая судьбы народов не читаете полезных книг, и часто спорите о частностях не пытаясь подняться на уровень выше и взглянуть на проблему шире.
Итак выдержка из книги "Религия денег" Дмитрий Неведимов
 
 Маркс и марксизм
 Завершая разговор о марксизме, давайте обратим внимание на несколько ранних произведений Маркса, которые обычно не рассматриваются в школьных и университетских учебниках. В первую очередь, на «Экономическо-философские рукописи 1844 года».
 * * *
 В позднем социализме, да и сейчас, главное различие между социализмом и капитализмом понимается как различие между частной и государственной собственностью на средства производства.
 
 В 7-й главе мы подчёркивали, что не частная собственность, но само разделение труда приводит к целому ряду крайне негативных последствий для личности человека, вне зависимости от формы собственности.
 
 Вот что писал на эту тему сам ранний Маркс, обсуждая отчуждение труда[518]:
 
 Заработная плата идентична частной собственности, ибо заработная плата, где продукт, предмет труда оплачивает самый труд, есть лишь необходимое следствие отчуждения труда: ведь в заработной плате и самый труд выступает не как самоцель, а как слуга заработка.
 
 Насильственное повышение заработной платы... было бы... не более чем лучшей оплатой раба и не завоевало бы ни рабочему, ни труду их человеческого назначения и достоинства.
 
 Даже равенство заработной платы, как его требует Прудон, имело бы лишь тот результат, что оно превратило бы отношение нынешнего рабочего к его труду в отношение всех людей к труду. В этом случае общество мыслилось бы как абстрактный капиталист.
 
 Следствием же отчуждения труда является превращение человека в товар, которое тоже не зависит от формы собственности:
 
 В качестве капитала стоимость рабочего возрастает в зависимости от спроса и предложения, да и физически его существование, его жизнь рассматривались и рассматриваются как предложение товара, как это происходит с любым другим товаром.
 
 Человек есть уже только рабочий, и в качестве рабочего он обладает лишь теми человеческими свойствами, которые нужны чужому для него капиталу.
 
 Производство производит человека не только в качестве товара, не только человека-товар, человека с определением товара, оно производит его, сообразно этому определению, как существо и духовно и физически обесчеловеченное.
 
 На эту же тему Ф.Энгельс писал (работа «Положение Англии. Восемнадцатый век»):
 
 Уничтожение феодального рабства сделало «чистоган единственной связью между людьми». Собственность – природное, бездушное начало, противостоящее человеческому, духовному началу – возводится благодаря этому на трон, и в конечном счете, чтобы завершить это отчуждение, деньги – отчужденная, пустая абстракция собственности, – делаются властелином мира. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи; извращение человеческих отношений завершено.
 
 Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи, стал рабом идола.
 
 * * *
 
 Исследуя суть денег и золота, в Философских рукописях К.Маркс цитирует У.Шекспира[519]:
 
 Тут золота довольно для того,
 
 Чтоб сделать всё чернейшее – белейшим,
 
 Все гнусное – прекрасным, всякий грех –
 
 Правдивостью, все низкое – высоким,
 
 Трусливого – отважным храбрецом,
 
 А старика – и молодым и свежим!
 
 ...От алтарей отгонит ваших слуг
 
 Из-под голов больных подушки вырвет.
 
 Да, этот плут сверкающий начнет
 
 И связывать и расторгать обеты,
 
 Благословлять проклятое, людей
 
 Ниц повергать пред застарелой язвой,
 
 Разбойников почетом окружать,
 
 Отличьями, коленопреклоненьем,
 
 Сажая их высоко, на скамьи
 
 Сенаторов; вдове, давно отжившей,
 
 Даст женихов; раздушит, расцветит,
 
 Как майский день, ту жертву язв поганых,
 
 Которую и самый госпиталь
 
 Из стен своих прочь гонит с отвращеньем!
 
 ...Ты, видимый нам бог,
 
 Сближающий несродные предметы,
 
 Велящий им лобзаться, говорящий
 
 Для целей всех на каждом языке;
 
 Ты, оселок сердец, – представь, что люди,
 
 Твои рабы, вдруг взбунтовались все,
 
 И силою своею между ними
 
 Кровавые раздоры посели,
 
 Чтоб сделались царями мира звери[520].
 
 Выводы, сделанные Марксом:
 
 Шекспир особенно подчеркивает в деньгах два их свойства:
 
 1) Они – видимое божество, превращение всех человеческих и природных свойств в их противоположность [христианскому миропониманию], всеобщее смешение и извращение вещей; они осуществляют братание невозможностей.
 
 2) Они – наложница всесветная, всеобщий сводник людей и народов.
 
 Как видим, здесь капитализм рассматривается Марксом именно как религия, и как религия, противоположная христианству. Деньги – как идол, а не как абсолютное мерило ценности вещей.
 
 Эта точка зрения гораздо шире, чем чисто политэкономическая, гораздо шире, чем взгляд на капитализм как на способ производства или даже как на формацию. И это именно та точка зрения, которую мы формулируем в этой книге.
 
 * * *
 
 Далее, говоря о прогрессивности буржуазии, К.Маркс писал в 1844 году:
 
 Из действительного хода развития с необходимостью вытекает победа капиталиста, т.е. развитой частной собственности над неразвитой, половинчатой частной собственностью, т. е. над земельным собственником, подобно тому как и вообще движение должно одержать победу над неподвижностью,
 открытая, сознающая себя подлость – над подлостью скрытой и бессознательной, стяжательство – над жаждой наслаждений, откровенно безудержный, изворотливый эгоизм просвещения – над местным, осмотрительным, простоватым, ленивым и фантастическим эгоизмом суеверия, деньги – над иными формами частной собственности.
 
 Победа открытой, осознающей себя подлости над подлостью скрытой – это не совсем не тот исторический материализм, к которому мы привыкли. Это очень условное, саркастическое, а совсем не школьное абсолютное превосходство капитализма над феодализмом.
 
 * * *
 
 В более поздних работах, особенно в «Капитале», К.Маркс, вместо рассмотрения капитализма как религии, существенно сузил свой подход. Он стал очень подробно переписывать и «исправлять» классическую буржуазную политэкономию и буржуазную теорию стоимости. Деньги и стоимость вольно или невольно стали у него основой всего мировоззрения.
 
 Абсолютное обожествление товаров и денег в капитализме вошли в «Капитал» просто как их фетишизация из-за частной собственности на средства производства.
 
 Маркс узаконил в марксизме основные понятия религии денег. Получилось, что товары, деньги, прибавочная стоимость/ прибыль, разделение труда – это хорошо, их просто искажает частная собственность.
 
 Критика капитализма в «Капитале» во многом свелась к критике его главных негативных проявлений – циклических кризисов производства и плохого положения рабочих. Как показала дальнейшая история, с кризисами и с нищетой рабочих можно справиться, не меняя сути капитализма, не меняя принципа удовольствия от насилия.
 
 * * *
 
 Почему произошло это сужение, почему основой, а не частью, мировоззрения Маркса стала политэкономия? Именно этот шаг поставил марксизм внутрь религии денег, что, в конечном счёте, привело и к крушению социализма.
 
 Свои первые работы К.Маркс (род. 1818 – ум. 1883) писал в охваченных свежими философскими идеями и революционным брожением Германии, Франции и Бельгии. Как раз в те годы он активно изучал первые два источника марксизма – немецкую классическую философию и французский утопический социализм.
 
 Во Франции 1840-х годов прошло всего полвека со времён свержения христианской монархии. Франция во многом оставалась глубоко католической страной с крестьянским населением. В Германии настоящий капитализм тоже был на ранних стадиях развития.
 
 «Капитал» был написан десять-двадцать лет спустя, после вынужденного переезда Маркса в Англию в 1849 году.
 
 В Англии середины XIX века денежное рабство существовало уже более двухсот лет. Долгая жизнь в глубоко поганом «викторианском» обществе, где духом денег и сухого практицизма был пропитан каждый булыжник на мостовой, не могла не сказаться на мировоззрении Маркса.
 
 Он находился в самом центре богатейшей мировой империи, которая превратила половину мира в свою рабовладельческую плантацию. И эта империя контролировала мир именно с помощью сочинённой Адамом Смитом и его последователями религии политэкономии.
 
 Если ранние работы К.Маркса – это взгляд повстанца, то «Капитал» – это скорее имперский труд. Маркс словно пытался понять суть могущества и описать работу экономической машины Британской империи.
 
 Для описания этой машины Маркс пытался использовать модели естественных наук. Как мы отмечали в 7-й главе, тогдашняя эпоха бурного развития физики и следовавшая за ней по пятам промышленная революция заворожили человека XIX века.
 
 Три тома «Капитала» написаны с позиции физики и физического материализма. Они напоминают сложную и полную теорию всемирного тяготения – с такими же подробными и точными формулами.
 
 Англия была наилучшим местом, чтобы напитаться традициями математических принципов мёртвой философии Ньютона и попытаться применить их к обществу и экономике[521]. Кроме того, признать капитализм религией было бы невозможно, оставаясь при этом моническим материалистом.
 
 Маркс изучал Британскую экономическую машину, машину производительных сил, не столько глазами философа-человека, сколько глазами философа-инженера. Он построил детальные чертежи этой машины и нашёл в её конструкциях целый ряд изъянов, приводящих к периодическим и сильнейшим сбоям-кризисам в её работе.
 
 Маркс предложил новые, исправленные чертежи такой машины. 1930-е годы показали, что чертежи Маркса действительно совершеннее и производительнее. Но вскоре среди английских «инженеров» нашёлся Кейнс, который сумел исправить главные сбои существовавшей конструкции на ходу, ничего не меняя кардинально.
 
 Уже к 1960-м годам оба варианта экономической машины исчерпали свой развитие. Из производительных сил они превратились в силы, разрушающие человека и общество.
 
 Сегодня главный вопрос в том, как вернуть людям управление маховиками этого механизма, которые уже разогнались до такой степени, что могут уничтожить всё живое.
 
 * * *
 
 Интересно отметить, что при всех спорах о том, какая трактовка марксизма является правильной, ни Ленин, ни делавшие революцию большевики, ни оппортунисты, не были знакомы с работами Маркса 1844 года, поскольку эти работы были изданы только в 1927 году.
 
 
 |