Думаю этот вопрос интересует многих, Медвед тут даже приянл какую-то бумажку, может и действенную, но зачем выдумывать велосипед? у нас уже есть успешный опыт борьбы, это Грузия!
Цитата:
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ГРУЗИИ
Это пленарное заседание, посвященное достижениям и проблемам грузинских властей в
борьбе с коррупцией, проходило под председательством г-на Вахтанга Лежавы, первого
заместителя министра экономического развития Грузии.
Г-н Лежава открыл заседание, повторив, что коррупция не является составной частью
культуры какой бы то ни было страны – и Грузия не является в этом исключением. В таких
странах как Грузия борьба с коррупцией может показаться безнадежной; может сложиться
впечатление, что коррупция так глубоко укоренилась в сознании, институциях, деловых
отношениях и повседневной жизни, что искоренить ее уже невозможно – или что
государственные институции и предприятия могут рухнуть, оставшись без коррупции, от
которой они оказались столь зависимы.
Опыт Грузии показывает, что безнадежных случаев не бывает; с коррупцией можно
покончить в самых коррумпированных органах, причем порой это происходит очень
быстро.
Несколько лет назад Грузия сталкивалась с серьезными проблемами в связи с
распространением коррупции по всей стране. Существовали многочисленные
бюрократические барьеры, часть которых была создана сознательно для поглощения
доходов от коррупции. Надзор и контроль отсутствовали, не было ни адекватных санкций,
ни правоприменения. Законодательство было с формальной точки зрения
удовлетворительным, но исполнялось не надлежащим образом.
До начала кампании по борьбе с коррупцией множество доводов приводилось в оправдание
коррумпированности – оплата труда низкая, мотивация для борьбы с коррупцией
отсутствует, никто не хочет брать на себя инициативу в этой борьбе. Государственные
служащие не были заинтересованы в изменении ситуации. Это позволяло каждому лично
оправдывать коррупцию с моральной точки зрения. Коррупция рассматривалась как
симптом заболевания в публичной администрации и как таковая и подвергалась лечению.
Когда Грузия приступила к борьбе с коррупцией, она столкнулась с дилеммой: стоит ли
сосредоточиться на некоторых отдельных аспектах проблемы (например, полиции,
пенитенциарной системе или других секторах) или применить более систематический
подход. Было решено, что одну институцию невозможно отделить от других и
поддерживать в ней чистоту при том, что другие институции остаются
коррумпированными.
Вторая дилемма состояла в том, чтобы сделать выбор между двумя подходами,
основанными на «позитивных целях» и «негативных целях». Следует ли Грузии бороться
против чего-то – например, коррупции – или ей нужно бороться за что-то – надлежащее
управление, улучшение образования, повышение уровня здравоохранения, более чистую
полицию? По сути, это означает освобождение этих институций от коррупции.
Четыре-пять лет назад было принято важное решение – выбор был сделан в пользу не
выборочных действий в определенных областях или институтах, а комплексного подхода, а
также в пользу позитивной цели, не ограничивающейся борьбой против коррупции. Целью
стало улучшение жизни для граждан Грузии, улучшение работы государственных
институций и улучшение положения в экономике – и все это в отсутствие коррупции.
Крупнейшей проблемой стало улучшение положения в публичном секторе –
децентрализация государственной службы, более эффективное разграничение предметов
ведения, ограничение дискреционных полномочий, принятие законодательных мер с целью
профилактики коррупции и привлечения к ответственности виновных, а также обеспечение
прозрачности и отчетности. Важнее всего было продемонстрировать политическую волю и
поднять уровень честности государственных служащих. Первым шагом по пути реформ
стало сокращение государственного аппарата на 50% при одновременном повышении
заработной платы, иногда в 10-20 раз. Благодаря этому государственная служба стала
привлекательным карьерным выбором и могла состязаться с частными компаниями и НПО
в борьбе за талантливых работников.
Был принят ряд мер по снижению административной и регуляторной нагрузки, а также
ограничению роли государства в регулировании рынков, что уменьшило возможности для
коррупции.
В сфере образования грузинские власти изменили свой подход и перешли от
финансирования инфраструктуры (т.е. прямых субсидий образовательным учреждениям) к
финансированию пользователей услуг образования. Таким образом, школьники и их
родители получили возможность контролировать, как школы и их директора расходуют их
деньги, заседая в наблюдательных советах и принимая активное участие в управлении
школами и контроле за их бюджетом.
В настоящее время Грузия пересматривает свою антикоррупционную стратегию, которая
лежит в основе всех ее планов экономического и социального развития, а также развития
людских ресурсов. Антикоррупционные меры являются составной частью деятельности
правительства. Ключом к успеху Грузии стало то, что антикоррупционная работа не была
изолирована от других усилий. И, конечно же, принципиально важными были наличие
политической воли и нулевая терпимость по отношению к коррупции.
Г-жа Тико Бурджалиани, первый заместитель министра юстиции Грузии, рассказала о
правовых реформах, связанных с работой по искоренению коррупции в Грузии. Она
сказала, что несмотря на недавние достижения грузинские власти понимают, что сейчас не
время расслабляться – борьба с коррупцией – это непрерывный процесс, который
необходимо постоянно подпитывать.
Критически важным является создание законодательной базы для борьбы с коррупцией.
Грузия значительно улучшила свое антикоррупционное законодательство и продолжает эту
работу при поддержке международных организаций (за что Грузия очень благодарна).
Ключевым шагом в усилиях по совершенствованию законодательства стало принятое в
2004 решение, позволяющее конфисковывать богатство, происхождение которого
владелец не может объяснить. Этот механизм в то время вызвал много споров, и
реализовать его на практике было сложно. Тем не менее, этот подход оказался
эффективным, и властям удалось привлечь к ответственности сотни должностных лиц,
включая министров, членов парламента, судей и прокуроров. Это был поворотный пункт,
который показал грузинскому обществу, что никакое правонарушение не останется
безнаказанным, и любой виновный в нем может и должен быть привлечен к
ответственности. Это позволило покончить с представлениями об «особом отношении» к
определенным категориям лиц и терпимости правительства к коррупции.
Впоследствии в уголовное законодательство было добавлено новое положение об изъятии
доходов, полученных в результате преступной деятельности, которое отличается от
конфискации необоснованного богатства. Изъятие доходов – это вид санкций, связанных с
конкретным уголовным преступлением, решение о наложении которых может вынести
только судья. Расследование по факту необъясненного богатства начинается в том случае,
когда у прокурора есть достаточно оснований полагать, что должностное лицо, осужденное
за преступление, связанное с коррупцией, владеет активами, превосходящими размеры его
официального жалования. Вопрос об изъятии такого богатства прокурор может выделить в
отдельное производство; бремя доказывания будет лежать на обвиняемом должностном
лице – он должен будет доказать, что эта собственность была приобретена законно. Закон
также распространяется и на членов семей должностных лиц.
Согласно рекомендациям международных организаций, в том числе ОЭСР и ГРЕКО – и в
соответствии с Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию,
которую Грузия ратифицировала – были внесены дополнительные поправки в
антикоррупционное законодательство Грузии.
Уголовная ответственность юридических лиц – это совершенно новая концепция, которая
была введена недавно. Пока по новому законодательству никаких дел еще не
возбуждалось, но прокуроры и следователи проходят обучение, чтобы эффективно
применять этот закон.
В соответствии с рекомендациями ОЭСР были пересмотрены положения грузинского
уголовного законодательства об активном и пассивном взяточничестве. В отличие от
действовавшего ранее традиционного советского подхода, по которому уголовная
ответственность была предусмотрена лишь за дачу или получение взятки, новое грузинское
законодательство вводит уголовное ответственность также за предложение и обещание
взятки. Законом вводятся также новые уголовные преступления, такие как торговля
влиянием и коммерческое взяточничество.
Прогресс также был достигнут за счет совершенствования работы правоохранительных
органов, более широкого преследования коррупционных преступлений, увеличения конфискованной/изъятой собственности, дополнительной подготовки сотрудников
правоохранительных органов и т.д.
Министерство юстиции в настоящее время работает над ратификацией Конвенции ООН
против коррупции. Это сложный документ, и его ратификация потребует внесения
различных важных изменений в законодательство; пакет соответствующих
законодательных поправок будет представлен на рассмотрение Парламента Грузии на
осенней сессии 2008 года.
В дополнение к правовым реформам, направленным на введение эффективной уголовной
ответственности за коррупцию и усиление правоохранительной деятельности,
правительство также приняло меры по укреплению добропорядочности и предотвращению
коррупции в государственных институциях. Введена должность генеральных инспекторов,
которые стали внутренними финансовыми аудиторами для государственных учреждений.
Они следят за соблюдением кодекса профессиональной этики и могут применять
дисциплинарные меры в отношении тех, кто их нарушает. Совет Европы и Правительство
Голландии оказали содействие в подготовке и обучении в этой области.
Несмотря на все эти усилия и прогресс, достигнутый в борьбе с коррупцией, требуется
неустанная повседневная работа, чтобы обеспечить способность правоохранительных
органов рассматривать конкретные дела. Работа также должна продолжаться с тем, чтобы
разработчики политики могли выявлять коррупционные риски и принимать превентивные
меры путем разработки соответствующих указаний, обучение должностных лиц и
информирование общественности.
Заместитель министра внутренних дел Грузии г-жа Эка Згуладзе представила
практический пример, иллюстрирующий реформу внутренних сил в Грузии. Четыре года
назад Грузию отличали двойные стандарты и широкое общественное приятие
взяточничества – как в случае получения, так и в случае дачи взятки. Эта проблема в
особенной степени затрагивала правоохранительную систему; бытовало представление, что
полиции доверять нельзя, потому что все полицейские коррумпированы, они срослись с
организованной преступностью, они не хотят расследовать мелкие дела, которые не
приносят им дохода, а крупные преступления они расследовать не могут из-за своих связей
с организованной преступностью.
На тот момент в органах внутренних дел насчитывалось 75 000 сотрудников, но не было
денег, чтобы платить им достойную зарплату или надлежащим образом их экипировать. За
поддержание правопорядка и защиту национальной безопасности отвечало несколько
независимых друг от друга ведомств, результатом чего явились отсутствие координации,
функциональные накладки, бесполезная трата ресурсов и коррупция. Коррупция и
организованная преступность пронизывали правоохранительные органы на высоком
уровне. Репутация у правоохранительных органов была отрицательной, доверия к ним у
населения не было.
После того, как политическое руководство приняло решение о борьбе с коррупцией, и
Парламент принял необходимые законодательные изменения, Министерству внутренних
дел пришлось принять практические меры, чтобы перестроиться в эффективное
правоохранительное ведомство, способное бороться с коррупцией и другими
преступлениями, а также ликвидировать коррупцию в самой системе органов власти.
Многие реформы проводились параллельно, и изменения происходили очень быстро.
Эта инициатива началась с институциональных реформ. Министерство государственной
безопасности, Пограничная служба, Государственный департамент по чрезвычайным
ситуациям и другие ведомства были объединены в одно Министерство внутренних дел –
главный правоохранительный орган страны. Министерство было полностью
демилитаризовано; все его военные компоненты были переданы Министерству обороны.
Общее количество сотрудников сократилось до 22 000. Процесс отбора был не идеальным,
но справедливым – люди с незапятнанным послужным списком остались, другим
пришлось уйти. Таким образом, был дан недвусмысленный политический сигнал –
терпимость к коррупции будет нулевой.
За этим последовали меры по установлению оперативных процедур и созданию
подразделений внутреннего расследования и мониторинга. Цель этих мер заключалась в
том, чтобы одновременно предотвращать злоупотребления и обеспечить гарантии
занятости, которые особенно важны в таких иерархических структурах как полиция.
Другие новые меры включали прозрачные процедуры найма и увольнения, продвижение по
службе по заслугам, меры по улучшению показателей работы (постоянные тренинги,
оснащение современным оборудованием и средствами), а также воспитание у сотрудников
духа состязательности, чувства достоинства и уважения к себе.
Реформы системы полиции были проведены очень быстро. Важной задачей было
восстановление мотивации и веры в себя среди сотрудников полиции. Это изменение
отношения представляло наибольшую сложность и потребовало больше всего времени.
Власти повышали жалованье, улучшали форму и оснащение, создавали более удобные
условия работы, инвестировали средства в инфраструктуру и т.д.
Местные отделения полиции стали местом сборов местных жителей, благодаря чему
полиция стала составной частью местных общин, особенно в сельских районах. Это
свидетельствует о том, что общество вновь обрело доверие к полиции. Около 70%
населения считают, что работа полиции значительно улучшилась за последние три года, а
96% опрошенных больше не считают полицию коррумпированной. Около 98% всего
населения считает, что дорожная полиция является наименее коррумпированным
государственным ведомством в Грузии. Когда реформа только начиналась, уровень
доверия не превышал и 3%.
полный документ
_________________
Вера - это отсутствие знания.
Основная проблема - это недостаточная разумность основной массы населения.
Судя по опыту - русской национальной профессией является консалтинг