Анализ деятельности неправительственных организаций (НПО)
В библиотеке сайта:
http://malchish.org/lib/politics/NGO.htm
Давно ушли в прошлое те времена, когда российские диссиденты и правозащитники занимались неподцензурной "общественной" деятельностью бесплатно, из принципа - "не могу молчать!". Тогда за неё давали "срок", а в лучшем случае - "выпихивали" за границу. Сегодня эта деятельность, которую по традиции продолжают называть защитой прав человека, не только не преследуется, но и неплохо оплачивается. Оплачивается она западными, по преимуществу американскими, фондами. Однако, платят американцы далеко не всем правозащитным организациям. Гранты выдаются тому, кто защищает тех, "кого надо", как, например, чеченских сепаратистов. А тем организациям, кто отстаивает права не того, "кого не надо", как, например, Латвийский комитет по правам человека, защищающий права русских и русскоязычных в Латвии, американские фонды грантов не дают, объявляя эти организации "коммунистическими".
И совсем не обязательно руководству американских фондов во всеуслышание объявлять о своих предпочтениях - подавшие на грант российские правозащитники и сами знают, "кого защищать, а кого нет". Как, например, "знает" Председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Л.М. Алексеева, которая вместе с остальным руководством МХГ в открытом письме советовала сербским правозащитникам не осуждать НАТОвские бомбежки, даже в то самое время, когда эти бомбы падали на головы сербов. Да к тому же финансируемая Д. Соросом американская правозащитная организация Human Rights Watch, собиравшая "материал по геноциду и этническим чисткам" в Боснии и Косово, входит в эту самую Хельсинскую Федерацию.
Классификация
Американские благотворительные фонды можно классифицировать по различным параметрам:
• По годовому бюджету - большие фонды, как Ford Foundation (598 млн. долларов грантов и пожертвований) и малые фонды, распоряжающиеся всего несколькими миллионами долларов, как J.M. Kaplan Fund (6.9 млн. долларов на гранты).
• По типу корпораций, вкладывающих в них деньги: "производственные", как тот же Ford Foundation, и финансово-инвестиционные, как Soros Foundations Network.
• По политической ориентации - делятся на "либеральные" фонды (например, фонды Дж. Сороса) и "консервативные", финансирующие "неоконсерваторов" (например, Scaife Foundations).
• По спектру задач - "широко профиля", а есть узкого, специализирующиеся в финансировании какой-то одной области (защита прав человека, окружающей среды).
• Представляется уместным подразделить "благотворительные" фонды на частные и государственные.
Частных фондов в США - подавляющее большинство - по подсчетам специалистов их количество превышает 2 000. Государственные же фонды можно по пальцам пересчитать, и это отражает американский подход к финансированию некоммерческой сферы. Первоначально, благотворительные фонды так и задумывались: они должны были снять с государства бремя помощи "неприбыльной" сфере: бездомным, искусству, науке, охране окружающей среды. Первые фонды, для этих целей, были основаны в начале ХХ века Рокфеллером, Карнеги, Фордом и их деятельность была направлена исключительно на решение внутренних проблем.
Известная исследователь благотворительных фондов Джоан Роелофс называет три причины, по которым американские миллиардеры создавали фонды и помещали туда свои капиталы (JoanRoelofs, "Foundations and Public Policy: The Mask of Pluralism", SUNY Press, Albany, Feb. 2003). Первая причина - чисто финансовая: уменьшение своего дохода и тем самым уменьшение налога. Вторая - создание постоянно действующего механизма влияния на социально-культурную атмосферу общества и тем самым усиление своего контроля над ним. Третья - повышения своего "имиджа" в общественном мнении, что немаловажно в условиях конкурентной экономики.
По мере усиления кооперации государства и бизнеса и формирования американской политико-экономической элиты, этой "номенклатуры" американского общества, возникла необходимость постоянно действующего института, "нейтральной" структуры, где могли бы сотрудничать власть, бизнес и академический мир. Такой структурой стали "некоммерческие" и частные неправительственные организации (НПО), среди которых финансовые организации стали играть важную роль в решении целого ряда национальных задач.
Необходимость в создании государственных фондов появляется лишь тогда, когда решение общенациональных (геополитических) задач требует скоординированной государственной политики и контроля со стороны обеих ведущих американских партий - демократической и республиканской. Такая ситуация возникла после 2-й мировой войны в связи с образованием "коммунистического" мира во главе с Советским Союзом.
Перед американским истеблишментом был поставлен ряд задач, обусловленных противоборством двух супердержав - США и СССР/России - как различных цивилизационных систем:
• Финансирование в России оппозиционных "социализму" и "национализму" (патриотическим силам) организаций, партий, течений.
• Распространение идей, концепций "свободного общества" посредством создания и финансирования систем образования, школ, "либеральной" прессы и ТВ.
• Создание "некоммерческого" сектора, то есть, неправительственных организаций (НПО), постепенно "перехватывающих" у государства культурные, образовательные, социальные, благотворительные функции. Общество в лице его легитимных и законодательных органов, в результате деятельности таких НПО, может потерять контроль над этими секторами. Тем самым создаются условия для цивилизационной трансформации российской нации, что влечет за собою потерю ею идентичности и окончательное превращение в ресурсный придаток "золотого миллиарда"
• Формирование "гражданского общества" западного образца на основе космополитической и либеральной идеологии прав человека.
• Создание и финансирование школ, университетов по подготовке юристов, работников социального сектора; пересмотр существующих программ, составление новых законов.
• Борьба против ксенофобии, антисемитизма и русского шовинизма, против ущемления прав "нетрадиционных" конфессий.
Так же имеет место классификация по типу деятельности
В фундаментальном труде американских политологов Джона Аркиллы и Дэвида Рондфельда «Сетевая война» работа с неправительственными организациями, признается тем аспектом сетевых войн, которому должно быть уделено особое внимание администрации США.
Каждый тип акторов имеет свою определенную специализацию в одной из сфер, в которых ведется война. Выработка нарратива , доктринальных схем, причем не только для сети НПО, но и для других участников сетевой войны против России воспринимается в качестве главной задачи строго определенными акторами, другие в этом случае будут более активно действовать в информационной области, а третьи в физической.
Таким образом, можно выделить три типа участников сетевой войны против России, два из которых представлены неправительственными организациями (НПО):
• Создатели смыслов, действующие в когнитивном поле (создатели нарратива и доктринальных схем). Кроме того, эти структуры, институты и фонды вовлечены в той или иной мере в информационное поле сетевой войны. Однако для получения информации и обеспечения ее рециклирования, данные НПО, НПО первого уровня могут использовать и НПО второго уровня действующие почти исключительно в информационной сфере. («Открытое общество» как идеологически базис НПО. Джордж Сорос; «Новая Евразия»; Московский центр Карнеги (см. приложение)).
• Акторы обеспечивающие создание и рециклирование информации для нужд структур первого и третьего типов: большинство российских НПО, прежде всего региональных (Фридом Хаус; Либеральные антифашисты (см. приложение)).
• Акторы, действующие в физическом поле: устроители массовых беспорядков, погромщики, банды, незаконные вооруженные формирования.
Таким образом, НПО являющиеся, по сути, участниками сетевой информационной войны, действуют преимущественно в двух сферах, в которых разворачивается борьба: в когнитивной сфере и в сфере информационной.
Какие же западные, в том числе, американские фонды занимаются "цивилизационными" преобразованиями в России? Для ответа на этот вопрос следует выяснить, кто финансирует российский некоммерческий сектор и, в частности, правозащитные организации. Пересмотреть все гранты, получаемые российскими правозащитниками, не представляется возможным уже потому, что далеко не все организации сообщают, кто их спонсор-донор.
Рассмотрим две столичные (и самые известные) правозащитные организации - Московская Хельсинкская Группа и Общество "Мемориал".
Деятельность Московской Хельсинкской группы в ее современном масштабе была бы невозможна без значительной поддержки, которые им оказывает целый ряд доноров. На сегодняшний день проекты МХГ финансируются следующими спонсорами:
• European Commission
• MacArthur'sFoundation (USA)
• National Endowment for Democracy (USA)
• OpenSocietyInstitute/Budapest
• USAID
• Некоммерческое партнёрство "Независимая организация "В поддержку гражданского общества"
Как можно видеть из списка, из шести доноров Московской Хельсинкской Группы, пять являются иностранными организациями. Таким образом "правозащитная" политика общественной организации, финансово независимой от российского государства, но финансово зависимой от правительств стран НАТО, безусловно, является прозападной.
Здесь перечислены те организации, которые оказывали финансовую поддержку обществу "Мемориал" в целом или отдельным его проектам:
• Фонд Сороса (США) - частный благотворительный фонд, российское представительство фонда - Институт "Открытое общество". Фонд Сороса первым поддержал "Мемориал" (1989 г.); во время конфликта в Чечне фонд финансировал деятельность Миссии правозащитных организаций (1995); создание Web-страницы "Мемориала" также осуществляется при поддержке фонда Сороса
• Фонд Форда(США) - частный благотворительный фонд, в течение ряда лет осуществляет общеинституциональную поддержку международного общества "Мемориал", в том числе содействует развитию архива, музея, библиотеки, поддерживает правозащитные проекты.
• Фонд им. Генриха Бёлля (ФРГ) оказывает поддержку созданию Музея и Архива "Мемориала", работе по программе "Восточная Европа - общая судьба", также финансирует с 1994 г. программу "Поддержка молодых российских ученых", в рамках которой "Мемориал" уже 5-й год присуждает 28 годовых стипендий молодым исследователям по гуманитарным дисциплинам.
• Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и Программы ТАСIS Совета Европы при партнерстве с Европейским Советом по беженцам и изгнанникам оказали содействие в развертывании сети юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев
• Правительство Москвы выделило средства для издания книги памяти, посвященной захоронению на бывшем полигоне НКВД (совхоз "Коммунарка")
• Фонд имени Конрада Аденауэра
C 1999 года региональное представительство Фонда в Санкт-Петербурге
http://www.adenauer.spb.ru/ поддерживает проекты Научно-информационного центра "Мемориал" в Петербурге и в Северо-Западном регионе: выставки, конференции, семинары, издания. С 2003 года осуществляет основную поддержку международного проекта Виртуальный Музей Гулага
www.gulagmuseum.org
• Эдвард Клайн и Издательство им. Чехова (США)
• Френсис Грин (Великобритания)
• Фонд Джексона (США)
• Фонд им. Стефана Батория (Польша)
• Ассоциация "Дорога свободы" (Швейцария)
• Солженицынский фонд
• Фонд им. Ханса Бёклера(ФРГ)
• Институт социальной истории (Нидерланды)
• Колумбийский университет(США)
• Фонд поддержки демократии(США)
• Фонд им. Бредли (США)
• Фонд Гугенхейма (США)
• Общественный архив рассекреченных материалов (США)
• Фонд им. Ланде (Нидерланды)
• Компания"Яндекс"(Россия) – информационная поддержка
Таким образом, "лидерами" в финансировании российских правозащитных организаций являются частные благотворительные фонды иностранных государств.
«Демократия» на экспорт
В данном разделе подробно рассмотрим следующие неправительственные организации: «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED – НФД), «Международный Республиканский Институт», «Национальный демократический институт международных отношений», Human Rights Watch (HRW).
По информации, размещённой на сайте НФД, в 1960-х после скандалов с тайным финансированием ЦРУ битвы идей на международных форумах, администрация президента Джонсона пришла к выводу, что такая форма финансирования должна быть прекращена и рекомендовала создать «государственно–частных механизм» для открытой деятельности за рубежом.
В апреле 1967 года сенатор Dante Fascell внёс законопроект о создании Института Международных Отношений. Инициатива, позволяющая открыто финансировать программы по содействию демократическим ценностям. Данный проект не был принят, но позволил начать диалог между Белым Домом и Конгрессом по вопросам разработки новых подходов к идеологической борьбе между США и СССР.
В 1978 году конгрессмены Dante Fascell и Donald Fraser предложили "QUANGO" – квазиавтономные неправительственные организации, целью которых будет продвижение прав человека.
В 1980 году группой сенаторов в Вашингтоне был открыт офис, в котором проводили брифинги, встречи и оказывалась другая помощь иностранным партиям, парламентариям и гостям, приехавшим для прохождения обучения.
В 1982 году президент США Рональд Рейган выступил с речью перед британским парламентом, в которой, помимо прочего, отметил, что: «американские политические фонды в ближайшее время начнут изучение вопроса каким образом США могут наилучшим образом способствовать – как народ – набирающей в настоящее время силу, глобальной кампании за демократию».
Данное исследование было профинансировано Агентством по международному развитию и стало известно как «Демократическая Программа». «Демократическая Программа» рекомендует создание двухпартийной, частной, некоммерческой организации, известной как Национальный фонд в поддержку демократии (NED – НФД). Фонд, хотя и неправительственный, будет финансироваться, прежде всего, за счет ежегодных ассигнований и при условии надзора со стороны Конгресса США. НФД, в свою очередь, будет выступать в качестве грантодателя, распределяя средства частным организациям, с целью продвижения демократии за рубежом.
Свою миссию NED сформулировал так: "Способствовать становлению и развитию демократии и свободы во всем мире".
The National Endowment for Democracy (NED)
Русское название – «Национальный фонд демократии».
Общие данные об организации
Официальный сайт организации -
http://www.ned.org
«Национальный Фонд Демократии – частная некоммерческая организация, посвящающая себя делу роста и укрепления демократических институтов по всему миру. Финансируемый Конгрессом США, NED каждый год поддерживает более тысячи проектов зарубежных неправительственных групп, работающих на продвижение демократии в более чем девяноста странах».
Фонд основан в 1983 году совместно республиканцами и демократами; в правление входят и те, и другие .
Официально финансируется по большей части Конгрессом США .
Основная деятельность – распределение финансов, поступающих от Конгресса США и независимых инвесторов, посредством грантов. Средний размер гранта - $50000, среднее количество грантов в год – 1000 (числа, похоже, уже не соответствуют действительности).
Необходимость в NED открыто обосновывается тем, что:
• Статус НПО позволяет NED работать в условиях, когда между странами нет межправительственных отношений, а также в прочих условиях, в которых правительству США работать было бы затруднительно .
• NED – небольшая организация, он менее бюрократичен и может более оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства.
• То, что NED не зависит от правительства США, позволяет ему работать с зарубежными группами, которые не решились бы брать деньги от правительства.
Декларируемые цели
Основная цель – укрепление демократии за рубежом. Подчёркивается, что Фонд не принадлежит какой-либо определённой партии или группе, что даёт ему возможность не менять свои принципы при смене президента-республиканца на президента-демократа и наоборот.
Подчёркивается, что неправительственный статус облегчает взаимодействие с зарубежными неправительственными демократическими организациями – например, в ситуациях, когда между правительствами США и страны-акцептора нет никаких отношений .
Декларируется шесть целей фонда, изложенных в Акте о Национальном Фонде Демократии, принятом Конгрессом США:
1. Поощрять свободные и демократические институты во всем мире через частные инициативы, в том числе через деятельность, способствующую становлению индивидуальных прав и свобод, имеющих важное значение для функционирования демократических институтов;
2. Способствовать налаживанию обмена между частным сектором США (в особенности - двумя основными американскими политическими партиями, профсоюзами и бизнесом) и демократическими группами за рубежом;
3. Способствовать неправительственному участию США (особенно - двух основных американских политических партий, профсоюзов, деловых кругов и иных частных групп) в программах обучения демократии и создания демократических институтов за рубежом;
4. Укреплять демократические избирательные процессы за рубежом своевременным сотрудничеством с местными демократическими силами;
5. Содействовать участию двух главных американских политических партий, профсоюзов, деловых кругов и других частных групп США в развитии сотрудничества с теми, кто за рубежом привержен культурным ценностям и институтам и формированию демократического плюрализма;
6. Поощрять создание и развитие демократии, отвечающей как интересам Соединенных Штатов, так и конкретным требованиям иностранных демократических групп, получающих помощь по программам, финансируемым Фондом.
Фонд финансирует программы в пяти основных областях:
1. Плюрализм;
2. Демократическое управление и политические процессы;
3. Образование, культура и коммуникации;
4. Исследования;
5. Международное сотрудничество.
Это лишь отрывок. Советую скачать полный текст для весьма интересных деталей.