Владимир Галка писал(а):
Современные теории (экономики, управления, науки), мягко говоря, стухли. То есть не привели к обещанному результату и мы по-прежнему у "разбитого корыта".
Осмелюсь немного порассуждать на эту тему, хотя я и не являюсь знатоком современных теорий (экономики, управления и пр.), и не претендую на истину в последней инстанции (поэтому просьба, какашками не кидаться). Но показать, почему, на мой взгляд, современные теории "не привели к обещанному результату" я попробую.
В основе всех современных теорий, как мне кажется, лежит идея об ограниченных ресурсах (будь то пространства, богатства, природные ископаемые, еда и т.д.). Это настолько важное положение, что с него начинается практически любая современная теория, хоть экономическая, хоть политическая, да - любая. Можно сказать, что идея об ограниченных ресурсах, которых на всех не хватит, и следовательно, нужно за них бороться любыми способами, является "краеугольным камнем" всех современных либеральных теорий.
Следующим обязательным положением во всех без исключения современных теориях является тезис о "свободе", прежде всего, свободе предпринимательства, конечно же, но и все другие "свободы" относятся сюда же.
Помимо "свободы" на заре капитализма были провозглашены еще два тезиса, такие как "равенство" и "братство". Но с "равенством" у них как-то не задалось, а что касается "братства", то до него дело даже не дошло, хотя попытки были (идея коммунизма, например).
Должен сказать, что в самом начале своего существования капитализм был довольно-таки прогрессивным, и существенно способствовал прогрессу всего человечества. И идеи либерализма, соответственно, были на тот момент во многом революционными. (Прошу не путать их с современными либерастами).
И вот, представьте себе такую картину: ресурсов на всех не хватает (во всяком случае, так провозглашается), и при этом всем дана полная свобода действий. Представили? Вот это и есть реальный капитализм.
Но нужно же как-то завоеванное (с таким трудом отнятые у других ресурсы) оберегать! Что же делать? О! Тут на помощь приходит следующий тезис: ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ!
То, что уже отнято - возвращено назад быть не может! Это - моё!
То, что стало частной собственностью, больше к "ресурсам" не относится, и из свободного дележа выпадает. Делите (и деритесь за) то, что "плохо лежит".
Так возник тезис о "священной частной собственности". Фактически, религия.
Ну, а дальше, на мой взгляд, всё предсказуемо. При таком подходе (к миру), рано или поздно всё будет поделено (всё, что можно, станет частной собственностью), и делить станет нечего. И, как вы думаете, что будет происходить дальше? Правильно: "волки" (частные собственники) начнут грызться между собой, что рано или поздно приведёт к войне, к Большой войне (ресурсов же на всех не хватит, помните?). Потому что (что?), "ВЫЖИВЕТ ТОЛЬКО СИЛЬНЕЙШИЙ".
Вот и вся подноготная всех современных теорий. На мой взгляд, конечно же. И именно поэтому мы закономерно каждый раз оказываемся "у разбитого корыта". И это - еще в лучшем случае. Гораздо опаснее то, что мир в очередной раз стоит на пороге глобальной Мировой Войны. И выхода из неё пока нет. И главной причиной отсутствия выхода из этой сложившейся ситуации я считаю отсутствие альтернативы тому представлению о жизни, которое сложилось на данный момент - нет новой глобальной идеи, которая бы позволила нам переформатировать нашу жизнь на новый лад.
Это и есть, на мой взгляд, основная причина сложившейся ситуации.
Владимир Галка писал(а):
В предисловии к
"Санкхье" я писал о вечных вопросах (всё не читайте - это тяжело). Если мы не сориентируемся в них (решить их вряд ли получится), то не будем иметь основания в выборе и рекомендации мотивации (главной цели в жизни).
Чтобы перестать страдать, Капила рекомендовал разобраться в собственной психике.
А кто желает на это тратить время, когда надо делать карьеру, рубить бабло, выращивать и воспитывать следующее поколение таких же невежд ??
Перечитал еще раз ваше предисловие (читал его сразу, еще тогда, когда вы выложили ссылку). Всю "Санкхью" не читал - так, выборочно, для ознакомления...
Посыл ваш, который прослеживается в вашем предисловии к "Санкхье", мне понятен. И то, что индусы были первыми, кто поставил эти глобальные философские человеческие вопросы, и кто впервые собрал их в систему, и в связи с чем вы считаете, что их обязательно нужно изучать. И то, что необходимо решать эти "вечные вопросы", во всяком случае, следует обязательно задумываться о них, иначе мы не станем людьми. И то, что нужно определиться с главной мотивацией в жизни (скажем, ваш тезис, что психика занимает главенствующую роль в формировании человека), тоже. Я думаю, что я вас понял.
Главы же самой "Санкхьи" обсуждать не берусь, поскольку ничего из всей этой книги меня не "зацепило" - всё кажется настолько поверхностным и догматичным, что углубляться в смысл любого изложенного там вопроса нет никаких сил. Не знаю, что видите вы, но на мой взгляд, это не философия (во всяком случае, с нашей, европейской, точки зрения).
Не совсем понимаю только, что вы этой ссылкой хотели сказать. Что, дескать, и мне тоже следовало бы задуматься обо всех этих вопросах? Да?
Владимир Галка писал(а):
Если говорить о ситуации, то проблема гораздо глубже. Её не решить придумыванием глобальных идей.
Хм... с одной стороны, "проблема гораздо глубже", а с другой, "её не решить придумыванием глобальных идей"...
Хотя ситуация, на мой взгляд, очевидна. Если проблемы "гораздо глубже", настолько, что их не удаётся решить всеми существующими традиционными подходами, то выход может быть только один - нужно подниматься выше, и придумывать новую "глобальную идею", которая сможет снять и разрешить все накопившиеся противоречия.
И я даже знаю, где её искать, и в чём именно она должна заключаться.
Чтобы не "растекаться мыслею по древу", скажу пока коротко - в представлениях о человеке. Поскольку все великие повороты в истории человечества всегда начинались со смены парадигмы о том, что такое человек и о том месте, которое он занимает в мире. Как только менялся подход к человеку - менялось всё! Религии, общественные отношения, уклад жизни, философии, семейные отношения, инструменты, языки, науки и искусства и пр. и пр. Поэтому и следующий поворот в истории тоже начнётся со смены представлений о человеке.