Продолжу свои изыскания на ниве поиска новой идеологии.
Возьмем определение идеологии, которое привел Грибник.
Грибник писал(а):
ИДЕОЛОГИЯ - "
система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются отношения людей к действительности.
Выражает интересы и формулирует цели определенных социальных групп."
Довольно странный и интересный набор общественных институтов перечисляется в этом определении, не находите? К тому же, он явно неполный. Попробуем покопаться в нём?
Скажем,
политические и правовые (законы, по всей видимости) - это позиции Государства, первое - во внешней деятельности, второе - касается внутренней.
Нравственные и этические (правила и нормы) - это относится к внутреннему миру каждого человека и его поведению в обществе.
Если вы заметили, я специально беру понятия парами, так как думаю, что тут прослеживается явная система, а не просто - наброс кучей. Но у меня остались "религиозные", "философские" и "эстетические" (представления, взгляды и идеи) - как их разбить на пары (к тому же, одного понятия явно не хватает)?
Это, я так думаю, в данном случае, не столь уж и важно (мне пока что дорога сама идея, а не правота). Можно, к примеру, объединить "религиозные" и "философские" представления, так как "философские" сродни "научным" (мне так кажется), и есть, следовательно, некое дополнение и противопоставление. А к "эстетическим" можно добавить "практические", и тогда система получается целостной и замкнутой.
Но меня интересует вовсе не это. Мне интересно, а что же расположено там - внутри, в центре этой выстроенной мною системы? Поскольку там - в её центре - как я считаю, и располагается та самая Идеология, которую я ищу. А возможно, я даже смогу понять, что же это, собственно, такое.
Так что это такое может быть, что способно самим фактом своего существования (своим наличием) влиять и на политику Государства, и на религиозные взгляды, и на нравственные нормы, и на практические и на эстетические оценки? Что?
Вы видите? Ведь и в самом деле у нас получается так, что существует некий УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ всего, общее мерило, которое словно точка отсчета, притягивает к себе и преломляет через себя буквально всё, что только входит в жизнь Человека.
Не знаю пока, что это, но вещь безусловно СИЛЬНАЯ.
Наикрутейшая, я бы сказал, вещь! Из всех, какие только существуют на свете.
Вы только подумайте. Ничтожная, даже не всегда выразимая в словах ИДЕЯ, а влияет на жизнь каждого человека и всего общества радикальнейшим образом! Вплоть до полной его перестройки и переформатирования.
Вот что такое, на мой взгляд, идеология!
Осталось лишь определиться с тем, что же это такое.
Что там - в самом центре свода идеальных норм и законов?
И мне кажется, что там - в самом центре - расположено ничто иное, как представления о Человеке, о его месте и о его роли в Мире и в Общественной жизни, о его предназначении, если хотите. Поэтому идеология так близка и к философии и к религии (но не сводится к ним, так как и философия и религия - это уже высказанные и оформленные в словах мысли и представления, а идеи в рамках идеологии - должны, на мой взгляд, оставаться невысказанными, существовать на уровне мечты и чаяний народов о справедливости и светлом будущем).
При этом, когда меняются представления людей о себе, о своём месте в Мире, и о той роли, которую они играют в обществе, то неизбежно меняется и само это общество. Причем, эти изменения, происходящие в области идеологии, я считаю, даже важнее и влияют на общество сильнее, чем производственные уклады и производительные силы. То есть, я думаю, что идеологическая составляющая общественного устройства оказывается важнее, в данном случае, чем даже материальная основа его (и в этом мы с марксизмом расходимся).
И я считаю, что таких переходов за всю историю человечества было уже несколько.
Одним из таких переходов (через смену идеологии), причем, наиболее характерным, на мой взгляд, было появление и введение в обиход христианства (или единобожия, что, как мне кажется, одно и то же, евреи же, хоть и верят в одного бога, к единобожию не относятся, поскольку допускают наличие множества богов, которые друг с другом конкурируют).
Но само введение в обход идеи (или концепции, если хотите) единобожия, на самом деле, подменяет, или неизбежно заменяет и идею (концепцию, опять же) Человека. Если Бог один (един), то получается, что и Человек, какой бы он ни был, и какое бы место в Обществе он ни занимал, один-на-один с этим Богом. Так? То есть,
все равны (перед Богом)! Вот откуда "растут ноги" у идеи равенства.
А отсюда следуют и изменения в законах (отмена рабства, к примеру, а там, где его не отменяли, оно разрушалось изнутри), и смена нравственных и этических норм. Изменилась и внешняя политика. Поскольку Бог един, то появилась возможность объединения под одно крыло разношерстных народов - создание крупных государств и империй (не ранее). А если считать, что Бог един, то и Законы могут быть едиными (общими)? Не так ли? А это заставляет их искать (эти общие и единые Законы). Не отсюда ли следует вести отсчет возникновения науки?
Видите? Снова мы наблюдаем некую закономерность и связанность целой цепочки изменений, опираясь лишь на допущение малюсенького вмешательства, и то - в область идеального.
Ну, хорошо, допустим, я прав, и идеология - это действительно представления Человека о самом себе, о своём месте в Мире, и о той роли в Обществе, которую он может играть. Но можно ли это проверить?