Грибник писал(а):
Цитата:
Идея сильнее оружия
Надо дать Идею или Идеологию для наших граждан...
"Государственная мощь невозможна вне осуществления национальной идеи" (Петр Струве)...
...наше общество пока лишено Идеи,
более того, в стране нет даже образа того государства, которое должно быть у наших потомков.
Соглашаясь с автором в оценке остроты проблемы,
не могу не отметить и проблеск надежды
Операция в Сирии, действия в Крыму и на Донбасе, до того - в Осетии и Абхазии
показывают невысказанные идеи:
1) - справедливость;
2) - опора на государственную власть;
3) - собирание земель.
Может кто меня подправит,
чувствую что формулировки не точны, но "истина где-то рядом".
Для начала еще раз отсылаю к одной моей старой работе
"Национальная идея", в которой я, как мог тогда, высказал некоторые положения, которые, как мне казалось, способствуют поиску нашей национальной идеи. (Только что я сам еще раз всё это перечитал. Изменять ничего не буду, считаю, что все правильно, а вот дополнить и развить, пожалуй, можно.)
Пока же отвечу на пост Грибника.
1. СправедливостьСправедливость - это, к сожалению, всеобщая категория, которая присуща всем без исключения "национальным идеям", да и наднациональным тоже, скажем, религиозным. Так как понятие справедливости подразумевает под собой меру воздаяния за поступки: как за плохие поступки, так и за хорошие. И для каждой из "национальных идей" устанавливается своя такая мера. К примеру, вот сейчас мусульман призывают к джихаду - к священной войне против всех неверных (и она уже идёт). И утверждается, что джихад - это священная обязанность каждого правоверного мусульманина, и что если он на этой священной войне убьёт какого-нибудь неверного, то ему за это не только ничего не будет, так еще и воздастся на небесах (а то и при жизни) как за благое дело, а если его (не дай, аллах, конечно же) убьют самого, то - тоже ничего страшного - его душа сразу же отправится прямиком в райские кущи, где его будут ждать прекрасные гурии, которые будут его всячески ублажать, поскольку он есть никто иной, как герой, мученически сложивший свою голову в священной борьбе во имя аллаха. Чем не справедливость?
Такие же примерно рассуждения (о справедливости) есть у католиков, буддистов, синтоистов, китайцев, американцев, арабов, евреев, и даже у полинезийских людоедов - у них тоже, по их понятиям, всё должно быть справедливо.
Поэтому, когда мы говорим о справедливости, то мы подразумеваем нашу - русскую - справедливость, думая, что она должна быть одна на всех - общая. А так не бывает. Что нам кажется справедливым, то может совсем не казаться справедливым для кого-нибудь другого, и наоборот, то, что кажется кому-то вполне себе справедливым, не будет казаться таковым для нас.
Так что - справедливость... да, но наша - русская - справедливость. А это означает, что - никакая. Поскольку она существует лишь для нашего внутреннего употребления.
3. Собирание земель (я не по-порядку)
Любое государство - как живой организм, и потому оно имеет свои государственные интересы, отличные от интересов населяющих его людей. Собственно, вот эти самые "государственные интересы", выраженные и преломленные через интересы проживающих в нём людей, чаще всего и называются "национальной идеей". И одним из таких государственных интересов является "собирание земель", то есть, экспансия. И это присуще, заметьте, всем без исключения государствам (просто не у всех на это есть силы). Так что, те государства, у кого достаёт сил, те - расширяются, а у кого не достает - те свои земли теряют, либо в лучшем случае - сохраняют статус кво.
В любом случае, "собирание земель" не является той особой "национальной идеей", которую мы ищем.
2. Опора на государственную властьТогда, быть может, национальную идею следует поискать в сильном государстве? В выстраивании вертикали власти, в сильной армии? В твердой руке правителя?
Но дело в том, что (раз уж мы прибегли к сравнению государства и живого организма) любое государство всегда стремится к укреплению своей системы управления, к росту своих возможностей (в потенциале - до бесконечности). И это - закономерность. А значит, и это тоже не является той "национальной идеей", которую мы ищем.
Тогда что?
Я попробую объяснить.
Вот, к примеру, наш организм. Он состоит из миллионов (а точнее - из миллиардов, сотен миллиардов) живых клеток. Я специально подчеркиваю это - из ЖИВЫХ клеток. И вроде бы, по идее, смысл жизни и предназначение всего организма должен заключаться в служении этим живым клеткам, из которых он состоит, в обеспечении оптимальных условий для их жизнедеятельности. Но так ли это?
Как мы знаем, каждую секунду в нашем организме постоянно умирают и рождаются вновь миллионы клеток. Мало того, наш организм иногда специально "посылает их на смерть", а иногда даже борется сам с собой (иммунитет). То есть, получается так, что не организм живет ради клеток, а клетки живут (и умирают) ради жизни и процветания организма.
Но и это еще не всё. Человек (организм, в данном случае) может принести себя в жертву (тем самым уничтожив все свои живые клетки разом) ради чего-то другого, большего чем он сам. Повторяя, уже на своём уровне, точно такое же взаимоотношение целого и составных частей, из которых это целое состоит.
И что у нас в итоге получается?
А получается у нас то, что человек живет не для себя, и государство живет вовсе не для человека, во всяком случае не для того, чтобы обеспечивать ему хорошую жизнь, нет, скорее наоборот, это государство и общество в целом требуют от человека, чтобы тот жертвовал собой ради интересов государства и общества.
А вот почему человек должен это делать - это и есть задача идеологии.
На этом пока всё.
Как только мои мысли оформятся, так я их и оформлю в виде статей и выложу в качестве дополнений к уже имеющимся.
Тогда и поговорим.