Грибник писал(а):
Цитата:
"Без Бога возможно всё"
Ф.М. Достоевский
Перевернем и получим "С Богом можно всё" - ...
Не всё. С Богом невозможен грех, ибо грех это отпадение от Бога. Дословно грех переводится как "мимо".
Цитата:
А дальше - логический тупик...
Если с Богом, то в Цель. Если нет, то мимо Цели. Или, что то же самое, если не в Цель, значит, без Бога.
Цель одна - спасение души через противление греху (то есть, с Богом). А для того, чтобы "попасть" мимо цели - вариантов бесконечное множество. Равно, как "правда - одна, лжи - бесконечность." С Богом ты попадаешь точно в Цель. А без Бога - во всё, что угодно, кроме Цели. Поэтому, "без Бога возможно всё" означает допустимость любого греха.
Цитата:
Выражение у Достоевского красивое, а по сути получается пустышка.
Потому, что автор имел в виду конкретно-исторические процессы и искренне верил, что религия останавливает людей от преступлений...
"Без Бога" это "без Закона" - беззаконие. То есть, возможность любого преступления
И смотря какая религия: Православие - с Богом; Католики - мимо Бога; Протестанты и Иудаизм - в противоположную Богу сторону (если говорить аллегориями). В качестве фундаментально-исторического примера результативности формулы "с Богом" или "без Бога" можно рассмотреть освоение Американского континента.
Как известно, его осваивала та часть человечества, что относилась исключительно к христианским конфессиям - православные (Аляска и западное побережье Сев. Америки), католики (южная и центр. Америка) и протестанты (Сев. Америка). Начало освоения во всех случаях сопровождалось пролитием крови, ибо коренным населением европейцы всегда воспринимались сначала как захватчики (что часто соответствовало истине).
Однако, с приходом туда государственных институтов освоение американских земель получило уже "конфессиональную окраску". При всей схожести методов освоения Сев. и Южной Америк (огнём и мечом), в Латинской Америке возникла новая раса - метисы. А в Сев. Америке никаких "метисов" не возникло. Почему? А потому, что индейцев там тупо уничтожили. Это говорит о том, что католики всё-таки принимали аборигенов за людей (хоть и второго сорта), образовывали с ними смешанные семьи и т.д., в результате чего и появились современные "мексиканцы" и пр.
Протестантизм же с его "богоугодностью по факту наличия" привел к массовому геноциду индейцев. Да что там индейцы - в Сев. Америке даже в рабах наряду с неграми ходили и свои соотечественники, выходцы из Европы. Их называли сервентами (таково было требование к переселенцам - прежде, чем стать гражданином Северо-американских штатов, требовалось отбыть рабом 7 лет). Причём, положение сервентов было много хуже, чем у рабов. Раб был вечной собственностью, а сервент - временной. Поэтому из них стремились выжать все соки.
Про жителей Аляски и Алеутских островов есть неплохой фильм ВВС - как они сначала были возвышены до равных с европейцами православной моралью, а потом были брошены протестантами чуть ли не в первобытное состояние (после продажи Аляски). Кстати, алеуты оказались на редкость стойкими в Вере - до сих пор исповедуют Православие (и даже есть канонизированные РПЦ мученики-алеуты).
Свежий пример - нынешняя Украина. Мы - с Богом. Они - нет. Сравните, хотя бы, отношение к пленным - у них и у нас. У нас "Ненавидь грех, но люби грешника" и "Люби врагов своих, борись с врагами Отечества, гнушайся врагов Божиих". Пока враг с оружием в руках, он являет грех и с ним борются. Но после пленения он просто грешник - такой же, как все. Соответственно, и отношение к нему, как к человеку.
...
Мы победим, если будем оставаться с Богом.
Но если в нас возобладает месть, злоба, злорадство, мы опустимся до их уровня, то нас начнут вразумлять Свыше - через соответствующие события и обстоятельства. Сюда же следует отнести и шапкозакидательство диванных "икспердов" - чем его будет меньше, тем проще будет воевать нашим военным. То есть, даже наблюдать со стороны надо "с Богом" - без проявления в себе пороков мечтания, тщеславия, злорадства и пр.
Цитата:
Вы, возможно, хотели добавить некий про-религиозный тезис, но не сформулировали.
Попробуйте, это очень трудно, чтобы не получались крайности.
Всё просто! Ваши тезисы (если они "без Бога") становятся равно-применимыми для любых пониманий себя и своего места в Истории:
Цитата:
- Духовное важнее материального;
- Справедливость важнее закона;
- Цель оправдывает средства;
- Общее важнее личного;
- Воля и Власть это ответственность;
- Семья важнее личных хотелок;
- Интересы государства выше личных.
Разве нельзя было было таким набором установок мотивировать немецкого солдата во ВОВ? Вполне!
То есть, даже такие, казалось бы, исключительно нравственные установки, если они "без Бога", оказываются во вред - в беззаконие. Всё упирается в трактовки указанных нравственных критериев - духовного, справедливого, целей, ответственности и пр. - с каких нравственных позиций их следует трактовать? Немцы считали - с Протестантских. Мы - с Православных. И мы оказались правы.
А теперь что? Достоевского побоку, будем изобретать велосипед? ...