В тени множества новостей ноября и декабря (СМИ загружены информацией о "Храмой лошади", "Невском экспрессе" и свином гриппе) остались очень важные политические события. Создан Таможенный Союз, который стал едва ли не единственным достижением процесса создания Союзного государства, договору о создании которого недавно исполнилось десять лет. Это очень важное событие, говорящее, что процесс не остановлен. С 1 января Россия, Белоруссия и Казахстан уравняют таможенные пошлины. Начинает действовать
Таможенный союз, работа над созданием которого идет уже два года. В Петербурге 11 декабря на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС премьеры трех стран подписали завершающий пакет документов.
ЕС тоже начинался с такого союза. По сути это первая настоящая веха в создании Союзного государства и она очень обнадёживает. Более того, участие в нём Казахстана даёт основание предполагать расширение процесса интеграции и даже восстановление СССР в каком-то виде.
Однако в СМИ раздаются множество голосов, которые
оценивают происходящее совсем иначе:
Цитата:
Прошедшее заседание Высшего госсовета не показало, что Белоруссия готова идти навстречу России. Есть лишь декларации и рассуждения. И, с моей точки зрения, самое опасное состоит в том, что когда оба лидера уделили внимание Таможенному союзу, что само по себе неплохо, со стороны Лукашенко была сделана попытка подмены, когда он сказал, что нужно адаптировать работу органов Союзного государства к деятельности Таможенного союза. Это страшно, потому что такой подход сводит саму идею Союзного государства к идее таможенного "пространства трёх", которое может развиться в Единое экономическое пространство, а может и не развиться. В идее Таможенного союза нет политической основы, поэтому адаптировать работу Союзного государства к Таможенному союзу было бы не только неправильным, но и роковым шагом.
Так заявил заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев. Я полагаю, что сам "институт стран СНГ" призван разрушать интеграционные процессы и финансируется какими-то западными фондами. Нет, официально-то всё прилично - финансируется в основном правительством Москвы. Но Компромат.Ру
уточняет:
Цитата:
По словам одного из бывших затулинских «экспертов», «Институт стран СНГ – это очень странная контора. На деле, собственно страноведением в «Институте» занимается всего 4 человека, которые возглавляют виртуальные «отделы» Украины, Средней Азии, Белоруссии и Кавказа. Весь остальной штат – это обслуга: секретари, технический персонал, охранники, водители и т.п». Еще один важный элемент этой конторы - пресс-центр. Это немудрено: по сути, Институт представляет собой своеобразную пиар-контору, которая занимается возвеличиванием самой себя и своего директора. «Специалисты-эксперты» давно уже не радуют научную общественность серьезными исследованиями постсоветского пространства. Последний из трудов, вышедших из-под их пера и упомянутый на официальном сайте среди достижений, – «Испытание Украиной» – датирован аж 2001 годом. Работа мифических докторов и кандидатов сводится, главным образом, к публицистике и подготовке выступлений шефа в СМИ (та же брошюра «Испытание Украиной», на самом деле, представляет собой сборник публикаций Затулина и его друзей по украинской проблематике).
Врядли можно предположить, что откровения эксперта по Белоруссии из данного интитута имеет под собой чисто научные изыскания. Это политический заказ.
Портал КМ.РУ перед подписанием документов громогласно заявлял, что
"Союзное государство заморожено до лучших времен", хотя опять же говорится про "Таможенный Союз". Так какие основания для подобных заявлений? Цитируется опять тот же Фадеев из Института СНГ:
Цитата:
Трудно пока сказать, какие важные соглашения хочет заключить Лукашенко. Если повестка дня останется такой, какой планировалась ранее, то ничего в ней особенного нет. Подобные заявления органично вписываются в политику Лукашенко во внешнеполитической сфере. Такое лавирование между Западом и Россией.
При этом там же есть небольшая справка:
Согласно данным исследования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, суммарный экономический эффект от Таможенного союза за 5 лет может составить 400 миллиардов долларов и даст прирост ВВП в 15-20% всем его участникам.
Между тем, по итогам заседания Высшего Госсовета, кроме заключения Таможеного союза президенты Медведев и Лукашенко подписали Декларацию, в которой
подтвердили, что "российско-белорусские отношения носят стратегический, союзный характер" и были подписаны договор "о развитии военно-технического сотрудничества" и Соглашение между правительствами "об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров".
Очевидно, что врагов у Союза много. И много коррумпированных писак, что заполняют СМИ измышлениями, настраивающих читателей на скептическое отношение. Тем не менее у союза есть действительно серьёзное препятствие и оно нахордится вовсе не в Белоруссии. Дело в том, что интергарция государств в фоме Союза не может обойтись без единого экономического пространства и единой валюты. Этот вопрос иногда поднимается и опять же с упрёком в сторону Лукашенко. Тот действительно не торопится вводить в Белоруссии русский рубль. Однако на то есть причины.
Причины в разногласиях по поводу денежной эмиссии. Белоруссия лишается своего печатного станка и что получит взамен? Российский печатный станок не принадлежит и России, колониальная финансовая модель "Валютного комитета" лишает страну возможности денежной эмиссии по требованию национальной экономики. Центральный Банк превращается в обменный пункт, который выпускает рубли только при покупке иностранной валюты. Может ли такая система удовлетворить Беларусь? Врядли. И аргументы Лукашенко тут вполне можно понять. Пока Россия не национализирует "свой" Центральный Банк, речи об единой валюте быть не может. Тем не менее Белоруссия всё же уступает понемногу свой финансовый сектор России. Так недавно Лукашенко
продал Сбербанку ведущий белорусский банк за 280,7 млн долларов. Средства от продажи БПС-Банка поступят в бюджетный фонд национального развития Белоруссии.