Какая вкусненькая тема. Благо дарю Вам, уважаемый
михрюн.
Жаль не могу посвятить ей сразу много времени. поэтому буду "занудствовать" со своим Сравнительным концептуальным анализом отдельными сеансами...
Не обижайтесь еа аудиторию. Мы все тут измучены тяжким интеллектуальным творчеством, поэтому незлобно подшутить над коллегой - это редкое удовольствие, которое можем себе позволить.
Это исключительно из-зи любви к ближнему.
михрюн писал(а):
Начну, пожалуй.
Несложно видеть, оставаясь в рамках позитивизма, что для каких-либо осознаний - с силою предсказательной... Нужна модель.
С понятной аксиоматикой. Некое множество таковых есть.
Тут придётся написать некоторое вступление к теме.
Начнём с определений понятий Аксиома, Аксиоматический метод и Аксиоматика, а также их концептуального назначения в современной методике научного познания.
АКСИОМА (от греч. axioma — значимое, принятое положение) — исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств др. ее положений.
Долгое время термин «А.» понимался не просто как отправной пункт доказательств, но и как истинное положение, не нуждающееся в особом доказательстве в силу его самоочевидности, наглядности, ясности и т.п. ...
Переосмысление проблемы обоснования А. изменило и содержание самого термина «А.». А. являются не исходным началом познания, а скорее его промежуточным результатом. Они обосновываются не сами по себе, а в качестве необходимых составных элементов теории: подтверждение последней есть одновременно и подтверждение ее А.
Критерии выбора А. меняются от теории к теории и являются во многом прагматическими, учитывающими соображения краткости, удобства манипулирования, минимизации числа исходных понятий и т.п. ...
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ построения научной теории, при котором какие-то положения теории избираются в качестве исходных, а все остальные ее положения выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательств. Положения, доказываемые на основе аксиом, называются теоремами.
А.м. — особый способ определения объектов и отношений между ними. Он используется в математике, логике, а также в отдельных разделах физики, биологии и др.
К аксиоматической формальной системе предъявляются требования непротиворечивости, полноты, независимости системы аксиом и т.д. ...
А.м. является лишь одним из методов построения научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизируемой содержательной теории.
Как показал К. Гёдель, достаточно богатые научные теории (напр., арифметика натуральных чисел) не допускают полной аксиоматизации. Это свидетельствует об ограниченности А.м. и невозможности полной формализации научного знания.
(Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)
Аксиоматика
Совокупность аксиом, а иногда, в широком смысле, и совокупность выводов, которые можно сделать из этих аксиом, не прибегая к эмпирическим данным. Аксиоматика есть формальная гипотетико-дедуктивная система. Математика, например, являет собой пример аксиоматики, вернее, нескольких аксиоматик, и не случайно математику подразделяют на отдельные дисциплины. А как с логикой? Если бы логика сводилась только к аксиоматике, она не могла бы претендовать на истинность. Что тогда осталось бы от наших истин?
Факт, что ценность аксиоматики прямо пропорциональна ее разумности, еще не позволяет нам рассматривать сам разум как один из видов аксиоматики и принимать какую-либо аксиоматику за разум.
(Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012) В философии и мировоззренческих науках принято говорить о КАТЕГОРИЯХ.
Философская (мировоззренческая) Категория — специальное, априорное понятие, используемое при построении теорий.
То же самое, что и аксиома в математике.
Введение категорий - вынужденная операция, связанная с текущей ограниченностью человеческого сознания горизонтами видения Бытия. Они терминируют все выходы за пределы этого горизонта временными понятиями, истинность которых принимается "на веру". В ходе совершенствования человеческого сознания расширяются и горизонты его видения Бытия. Прежние категорийные (аксиоматические) ограничения себя изживают, как полоса обороны оставшаяся в ходе наступления глубоко в тылу. Их отменяют и вводят новые, в новом пограничье познания.
Признаком устаревания категорийного аппарата или аксиоматических границ познания является возникновение парадоксов, рассуждений, вступающих в НЕРАЗРЕШИМЫЙ конфликт с принятой аксиоматикой.
Расширение аксиоматических границ всегда приводит к снятию большинства конфликтных противоречий, но к возникновению новых. Это бесконечный процесс, как и сам процесс познания. Поэтому и знания всегда относительны. Для постоянного акцентирования этого положения вещей и состояния дел в науке и нужна философия и её неотъемлемая часть – Сравнительный концептуальный анализ (СКА).
Основным положением СКА и является утверждение, что:
«Необходимые основания в науке» включают концептуально временные, искусственные ограничения реальности в виде условий разграничения познаваемой части реальности из ее гипотетически бесконечного обобщения.
Временные условия разграничения связаны с невозможностью современной науки целостного познания Единой реальности.
Ограничения налагаются в основном на пространственные, временные и структурные векторы рассмотрения научной проблематики, а также на процессы ее формирования.
«Необходимые основания» включают в себя, прежде всего, временно действующую АКСИОМАТКУ и ПАРАДИГМУ научного познания.
По мере достижения ДОСТАТОЧНОСТИ научного познания ограниченной части реальности, в рамках НЕОБХОДИМЫХ ограничений, и развития возможностей науки, старые ограничения снимаются или заменяются на более широкие, увеличивающие сферу познаваемой части реальности. Примером тому могут служить Геометрия Лобачевского, теория относительности, квантовая механика и прочее.
Всегда старайтесь помнить о
горизонте рассмотрения концептуальной проблемы.
Если вам предлагают что-то принять за аксиому, а потом в выводах превращают аксиоматику искусственного ограничения области познания в догмат расширенного «загоризонтного» толкования, знайте - вами пытаются манипулировать методами ДЕМАГОГИИ, злонамеренно или по собственной профанации, некомпетентности.
И вот тут начинается самое интересное в дискуссионной практике СКА.
Концептуальный аналитик с первых же шагов сталкивается с этой самой спонтанной или злонамеренной демагогией оппонентов.
Начинает действовать методика СКА под названием "Критика недостаточности оснований и аргументации" и, особенно актуальная для данной темы её часть "Противоборство бездоказательным утверждениям (БУ)"
Но об этом поговорим в следующем сообщении.