malchish.org

Форум Мальчиша-Кибальчиша
Текущее время: Чт мар 28, 2024 6:23 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Реколонизация Африки
СообщениеДобавлено: Вт янв 29, 2013 10:09 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 29, 2009 6:13 am
Сообщения: 2544
Африка на пороге новых потрясений
Цитата:
На фоне откровенных разгромов государственных режимов Северной Африки и Ближнего Востока дестабилизация ситуации в Нигерии и ряде других стран к югу от Сахары оказалась несколько в тени. Однако последние события, происходящие в этой самой многонаселённой стране Африки, заставляют рассматривать их в общем контексте событий «арабской весны», которую, впрочем, точнее назвать «арабской проказой».

Для начала напомним, что ситуация в Нигерии стала резко ухудшаться в последние месяцы в связи с террором ряда исламистских организаций. Так, доселе вялотекущая террористическая деятельность организации «Боко Харам» (далее – БХ) активизировалась в конце 2010 года, когда за одну неделю было убито более 700 человек. Впечатляет и территориальный масштаб террора – это сразу несколько штатов (включая такие большие, как Борно, Йобе, Кано и др.). По оценкам властей, число приверженцев БХ составляет свыше 500 тысяч членов. Следующий всплеск террора БХ произошёл в канун Рождества Христова 2011 года, когда были одновременно взорваны несколько христианских церквей, погибло несколько сот человек.

20 января 2012 года в одном из крупнейших городов страны Кано БХ произвела новые взрывы, в результате которых погибло более двухсот человек. (1) В конце февраля произошло ещё несколько взрывов церквей. Всё это спровоцировало массовые демонстрации христиан, в которых также погибло несколько человек. Особенностью нового этапа террора БХ становится нападение не только на простых граждан-христиан, но и на государственные учреждения. Так, 27 февраля 2012 года произошли нападения на органы власти, прежде всего на полицейские участки. (2) Нельзя не отметить и самые массовые забастовки и демонстрации населения страны в связи с повышением цен на бензин, которые проходили в течение нескольких недель нового 2012 года. Их масштаб, а также участие в них (в отличие от всех иных подобного рода забастовках) представителей нефтедобывающего сектора показывает, что Нигерия балансирует на лезвии бритвы.

Чтобы лучше понять причины резкой дестабилизации ситуации в стране, следует обратиться к некоторым статистическим данным. Федеративная Республика Нигерия – одно из самых многонаселённых стран мира, её население превышает 150 миллионов человек (восьмое место в мире). При этом ещё в 1963 году её население составляло всего 35 миллионов человек. (3) То есть Нигерия является государством с одним из самых быстро растущих населений на планете. Численность нигерийской рабочей силы оценивается в 50 миллионов человек. (4) В стране проживают более 250 этнических групп. Основными природными богатствами являются нефть, природный газ, олово, железная руда, каменный уголь, свинец, цинк, ниобий. (5) Доказанные запасы нефти составляют более 37 млрд. баррелей, а газа – более 5 трлн. кубометров, что ставит Нигерию на второе место в Африке после Ливии по нефти (6) и на седьмое место в мире по газу. Основным партнёром Нигерии по экспорту являются США. Однако по импорту главный партнёр - Китай. США здесь, занимая второе место, отброшены далеко назад (всего 8% импорта Нигерии). Лидирует Нигерия и среди получателей инвестиций из Китая. А проект по строительству железной дороги из внутренних районов страны к побережью Атлантического океана вообще является самым крупным зарубежным проектом КНР. (7) В настоящее время в Нигерии действует более тысячи китайских предприятий. (8) С 1998 года товарооборот между Китаем и Нигерией вырос почти в десять раз. Всего Пекин инвестировал в Нигерию не меньше 12 миллиардов долларов. (9) Важно также подчеркнуть, что нигерийские власти отказываются проводить «рыночные реформы», на которых настаивает МВФ.

Говоря об африканской политике КНР, следует отметить, что впервые в 2009 году не США и не Европа, а Китай стал главным партнёром Африки в целом. И тенденция эта закрепляется немыслимыми темпами: только на первую половину 2011 года товарооборот КНР с Африкой вырос на 65% и достиг 61,2 млрд. долларов. (10) А главное – Китай становится причиной изменения отношения между странами Африки и МВФ. Зачем африканским странам связываться с МВФ, выдвигающим тяжёлые, в том числе (и прежде всего) политические условия предоставления кредитов, если КНР даёт эти же суммы на гораздо более выгодных условиях? Так что без Китая Нигерия не осмелилась бы противостоять требованиям МВФ о проведении «экономических реформ».

А о том, как ведут себя представители «западной демократии» в Нигерии, говорит спецоперация по полной смене власти в стране 7 июля 1998 года, проведенная демонстративно, чтобы, как говорится, не оставалось сомнений, кто в доме хозяин. В этот день внезапно умерли и действующий президент страны Сани Абача, и избранный президент Мошуд Абиола. Причём если С.Абача умер у себя дома, то М.Абиола умер в тюремной камере. Маленькая деталь: он умер во время встречи с американским послом Т.Пикерингом, посетившим его с «дружественным» визитом. (11)

Активизация боевиков БХ, масштабность новой волны террора в Нигерии, скоординированность операций в разных концах страны говорит о том, что организация получила и новое оружие, и новые деньги. Не случайно на только что состоявшемся заседании Совета Безопасности ООН российский представитель особо отметил проблему растекания ливийского оружия по Африке и её связь с терроризмом. «Особую опасность представляют утечки ПЗРК и гранатомётов, которые угрожают навигации гражданской авиации», - отметил российский дипломат. (12) Представитель России прямо связал утечки ливийского оружия с активизацией деятельности «Боко Харам».

Несмотря на то, что официальная позиция Китая в Африке строится на принципе «искренность, дружба и равенство», (13) нельзя не видеть, что, на самом деле, речь идёт о целенаправленной политике взятия Китаем источников сырья в Африке под свой полный контроль. (14) Это иногда весьма удачно обыгрывается Западом для разжигания среди африканцев ненависти к китайцам. Отметим, что в рамках разгорающегося нового пиратского кризиса – на этот раз в Гвинейском заливе (то есть у берегов Нигерии) – произошёл не просто захват корабля, а убийство китайского капитана судна.

В том, что «арабская весна» начала «стекать» к югу континента, на самом деле ничего удивительного нет. Так, многострадальный Судан «по случайному стечению обстоятельств» также является одним из главных партнёров Китая в Африке. Сегодня Китай закупает более двух третей произведённой в Судане нефти. А это – прямо противоположное тому, что на протяжении последних двадцати лет добиваются США, которые мучают санкциями, финансированием терроризма и мятежей (Дарфур), международным уголовным преследованием высших должностных лиц страны и прямым вооружённым вторжением. Ведь именно эти санкции и обеспечили Китаю монопольное положение на нефтяном рынке Судана. В 2011 году Судан был всё-таки сокрушён, когда от него отрезали южную часть, где создано новое государство. Именно юг Судана - самая богатая нефтью и многими другими природными ресурсами часть некогда единой страны.

С середины января нестабильность перебросилась на территорию Республики Мали. Здесь, на севере и северо-востоке страны, начались столкновения между незаконными вооруженными формированиями сепаратистского «Национального движения за освобождение Азавада» (НДОА) и правительственными войсками. Особую тревогу вызывает смычка НДОА с террористами «Аль-Каиды исламского Магриба». (15) Бои начались там, где проживают туареги, оказавшие в своё время помощь войскам Ливийской Джамахирии.

Сегодня Нигерия вступила в период, когда исламисты начинают проводить тщательно спланированные и чрезвычайно сложные террористические операции. Они скоординированы по времени с точностью до минут и разворачиваются на больших территориях. Начались нападения на органы государственной власти. Африканский континент подвергается перманентной агрессии Запада на протяжении последних трёх столетий. Меняются лишь формы. Здесь надо чётко разграничивать реальные внутренние противоречия, с одной стороны, и использование этих противоречий внешними силами - с другой. Сейчас Нигерия вступила в фазу резко активизированной игры внешних сил на внутренних противоречиях. То же самое угрожает и ряду других стран, прежде всего Алжиру, Нигеру и Мали.
__________________
Александр МЕЗЯЕВ - Кандидат юридических наук, доцент, член Российской ассоциации африканистов.

(1) См. Сообщение Министерства иностранных дел России №82 от 23 января 2012 года, // http:// www.mid.ru /brp_4.nsf /newsline /8E65D265764334B84425798E00538595
(2) Данные события регулярно освещаются в разделе новостей сайта Фонда стратегической культуры. См., в частности: http://www.fondsk.ru /news/2012/02/28 /boeviki-napali-na-policejskij-uchastok-v-nigerii.html
(3) См.: Исмагилова Р.Н., Народы Нигерии. Институт Африки АН СССР. М., 1963. С.3.
(4) См.: Все страны и территории мира. Новый географический справочник ЦРУ, М. 2009. С.435.
(5) Ниобий используется при изготовлении деталей летательных аппаратов; оболочки для урановых и плутониевых тепловыделяющих элементов; контейнеров для жидких металлов; деталей электролитических конденсаторов; «горячей» арматуры электронных (для радарных установок) и мощных генераторных ламп; коррозионно-устойчивой аппаратуры в химической промышленности. Применяется также в криотронах— сверхпроводящих элементах вычислительных машин. Ниобий также известен тем, что он используется в ускоряющих структурах большого андронного коллайдера.
(6) При этом Ливия и Нигерия находятся в значительном отрыве от остальной нефтяной группы стран Африки: занимающая третье место Ангола имеет всего 1,8 млрд. тонн; Алжир – 1,5; Судан – 0,9.
(7) См.: Дейч Т.Л., Африка в стратегии Китая. Институт Африки РАН. М., 2008. С.267.
(8) См.: Арсанов С., Особенности африканской политики Китая, // Африка в условиях смены парадигмы мирового развития. Материалы XII конференция Российской ассоциации африканистов (24-26 мая 2011 г.), М., 2011. С.23.
(9) См.: http://www.fondsk.ru/news/2012/01/22/ni ... itaem.html
(10) Подробнее см.: Андронова И.В., Китаизация Африки: новые тенденции в старом процессе, // Ежегодник «Африканские исследования.2011», М. 2011. С.72-85.
(11) Томас Пикеринг был Послом США в России (1993-1996). В составе «дружественной делегации» была также Сюзан Райс – нынешний представитель США в ООН.
(12) См.: Стенограмма заседания СБ ООН 21 февраля 2012 года, // Документ ООН S/PV.6717. С.12.
(13) «Политика КНР в отношении Африки», документ правительства Китая от 12 января 2006 года (См.: Андронова И.В., Указ. соч. С.75).
(14) Дейч Т.Л., Китайские компании на африканских сырьевых рынках, // Африка в условиях смены парадигмы мирового развития. Материалы XII конференция Российской ассоциации африканистов (24-26 мая 2011 г.), М., 2011. С.25.
(15) См. Сообщение Министерства иностранных дел России №390 от 28 февраля 2012 года, // http://www.mid.ru /brp_4.nsf /newsline /9A2A7BED 84E4D0FE 442579B2004D94AE

_________________
Правила Форума, "Вопросы по модерации", Предупреждения,
Куда делись мои сообщения? "Демагогия", "Оффтоп"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Реколонизация Африки
СообщениеДобавлено: Вт янв 29, 2013 10:10 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 29, 2009 6:13 am
Сообщения: 2544
Военное вторжение в Мали: спецоперация по реколонизации Африки
Цитата:
Начавшаяся 11 января военная операция в Мали – яркий пример очередной спецоперации по реколонизации Африки. Происходит методичный и уверенный захват западными державами всё новых территорий Африканского континента. Захват Судана был произведён путём раздела страны (с отделением от основного Судана большинства нефтеносных районов). Захват нефтеносных районов Нигерии осуществлён с помощью решения Международного суда. (1) Захват Ливии произведён путём прямого военного вторжения, а захват Кот-д’Ивуара – в результате малой военной операции, проведённой силами ООН. Методы различные - результат один. Реколонизация Африки набирает силу...

При этом захват Мали проводится с учётом ошибок всех предыдущих захватов. Сегодня все уверены, что Запад встал на защиту суверенитета и территориальной целостности Мали. Однако есть ряд факторов, указывающих на то, что это [urlhttp://www.fondsk.ru/news/2012/07/19/gosudarstvo-mali-v-igrah-globalnoj-elity.html]не совсем так[/url][см следующий пост]. На самом деле террористические группировки на севере Мали возникли не в 2011-2012 годах. Они там создавались и активно действовали на протяжении ряда десятилетий. (2) Взорвало ситуацию ливийское оружие, захваченное после свержения М.Каддафи. Однако оружие «ушло» в Мали не само собой. Имеются свидетельства о том, что переброска оружия осуществлялась с помощью Франции.

Логика событий 2012 года на севере Мали показывает, что всё происходившее там было тщательно спланированным спектаклем для подготовки общественного мнения о «необходимости военного вмешательства». Так, было организовано расползание ливийского оружия с передачей его в руки лидеров туарегов для того, чтобы спровоцировать их на военные действия. Однако туареги быстро поняли, что их использовали и стали отмежёвываться от ранее провозглашённой независимости. Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА) заявило, что провозглашение независимости Азавада было всего лишь «попыткой привлечь внимание международного сообщества к судьбе населения севера», и выразило готовность к переговорам. (3) За это НДОА подверглось нападению уже со стороны Аль-Каиды в странах исламского Магриба (АКИМ) и Движения за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА), то есть реальных организаторов провокации. Кроме того, и организация Ансар Дине (АД) заявила, что готова немедленно начать переговоры. На встрече, состоявшейся в ноябре в Уагадугу, АД объявила об отказе от «насилия, экстремизма и терроризма и обязалась бороться с трансграничной организованной преступностью». (4) «Предательство» АД привело к боям уже с ней. В ноябре развернулись вооружённые бои между НДОА, с одной стороны, и ДЕДЗА и АКИМ - с другой. В конце ноября Ансар Дине вступила в бои на юго-западе Тимбукту с силами ДЕДЗА. Однако в конечном счёте эти бои в целом вписались в стратегию дестабилизации Мали. Всё происходит на фоне поступающих сообщений о том, что сторонники джихада и террористические элементы прибывают на север Мали, с тем чтобы присоединиться к вооруженным формированиям. (5) При этом террористическая зона на севере Мали действительно получает поддержку главных террористических группировок региона, включая ставшую широко известной нигерийскую «Боко Харам». По оценкам Генерального секретаря ООН, в результате захвата севера страны появилось около полумиллиона беженцев и более 200 тысяч перемещённых лиц. Гуманитарная катастрофа затронула все приграничные с Мали страны. Однако именно это и требовалось. Для усиления эффекта были уничтожены мусульманские святыни в Тумбукту и других древних исторических центрах Сахары. Эти действия не имели никакой другой цели, кроме цели шокировать международное сообщество и обеспечить широкое согласие с необходимостью военной операции.

Именно в этом контексте следует рассматривать и государственный переворот в Мали в марте 2012 года, когда за несколько дней до президентских выборов был свергнут президент Амаду Тумани Туре (АТТ). Кажущаяся нелогичность этого переворота (был свергнут президент, который не был кандидатом на новый срок) легко объясняется тем, что и сам АТТ, и наиболее вероятные победители являлись противниками военного вмешательства Запада.

После переворота идея иностранной военной помощи начала стремительно развиваться. Новые власти Мали направляют запрос о военной помощи в ООН и подают жалобу в Международный уголовный суд. Однако внутри Мали всё ещё продолжается борьба за концепцию военного вторжения. Сталкиваются предложения «помощи» Запада и межафриканской военной миссии. Вероятно, именно эти два разных подхода стали основной причиной неудавшегося контрпереворота (6) в конце апреля, а затем нового переворота в середине декабря, когда военными был смещён со своего поста премьер-министр Ш.Модибо Диарра. Не случайно СБ ООН решительно осудил «продолжающееся вмешательство персонала малийских сил обороны и безопасности в работу переходных органов власти Мали» и заявил о готовности рассмотреть вопрос о «принятии санкций против тех, кто нарушает конституционный порядок» Мали. Итак, СБ ООН грозит санкциями не лидерам «Аль-Каиды», а военным Мали!!!

Наконец, 20 декабря 2012 г. была принята резолюция Совета Безопасности ООН №2085 об одобрении военного вторжения в Мали. (7) Было санкционировано развертывание военной миссии АФИСМА, в состав которой должны войти малийские (5000 чел.) и международные (3300 чел.) войска. Концепция операции была разработана властями Мали совместно с партнёрами и утверждена Африканским Союзом и ЭКОВАС. Кто же является партнёрами Мали? Это США, Франция, Германия, Канада, Алжир, Мавритания и Нигер.

Начало января 2013 года вновь ознаменовалось «нелогичным» поведением «Аль-Каиды» севера Мали, когда она начала военное наступление на юг. 7 января был захвачен город Кона. Критичность этого наступления становится понятной, если посмотреть на карту Мали: это город, находящийся на условной границе между севером и югом Мали, то есть речь идёт о начале наступления на территорию, где проживает основная часть населения страны. Если бы такое наступление имело какой-то военный смысл для «Аль-Каиды», то ничто не мешало предпринять такое нападение до принятия резолюции 2085, например, сразу после целого ряда переворотов в Бамако или в любое другое удобное для АКИМ время. Однако нападение совершается практически сразу после принятия решения о начале международной военной операции. Иначе как действием, провоцирующим немедленное вторжение, это назвать нельзя. Вечером 10 января и.о. президента Мали Дионкунда Траоре объявил всеобщую мобилизацию и ввёл чрезвычайное положение. (8)

11 января французские войска высадились на территории Мали. Информационные агентства указывают и на других участников военной операции (Сенегал, Нигер), однако всем ясно, кто играет первую скрипку. Впрочем, это было ясно уже в день принятия резолюции 2085, когда министр иностранных дел Мали, поблагодарив мимоходом «всех» членов Совбеза, особенно благодарил Францию. (9) Нельзя не заметить, что сообщение о решении «немедленно начать переброску войск» ЭКОВАС было обнародовано только после сообщения о начале операции французских войск. То есть французы начали военную интервенцию ещё до физического прибытия войск африканских стран.

Блестящая информационная операция «международное вторжение в Мали» имеет лишь один изъян – отсутствие вразумительного объяснения действий «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба (АКИМ). Сегодня говорят о попытках «Аль-Каиды» обосноваться на севере Мали как своей долговременной базе. Однако на самом деле «Аль-Каида» там прекрасно базировалась всё последнее десятилетие, ничем не привлекая к себе внимания. А то, что АКИМ предпринимает сегодня – это откровенно провокационные действия, подталкивающие к иностранному военному вторжению в Мали.

Итак, начало 2013 года ознаменовано новой спецоперацией по реколонизации Африки. Она происходит в борьбе между тремя главными действующими лицами - США, Францией и Китаем. Однако если Китай ведёт борьбу за Африку методами экономической экспансии, то две западные державы давно сделали ставку на военную силу. Следует признать, что ошибки информационной войны в Ливии и Кот-д’Ивуаре в январе 2013 года исправлены. Захваты этих стран, хотя и обосновывались «гуманитарными» соображениями, но с информационной точки зрения это было сделано топорно и неубедительно. Сегодня международное сообщество рукоплещет французскому вторжению по освобождению Мали. Объективно военная миссия в Мали необходима. Страна поставлена перед тяжким выбором: исламисты или французские войска? В любом случае Мали придётся заплатить за освобождение дорогую цену: расплачиваться надо будет суверенитетом, колоссальными природными ресурсами и зависимостью на долгие годы. По словам президента Франции Ф.Олланда, французские войска пробудут на территории Мали «столько, сколько потребуется». (10) Не зря говорил свергнутый президент Амаду Туре, что «Париж опаснее Тимбукту»!

Африка всегда была и остаётся полигоном для испытаний западных военно-политических сценариев самого разного рода. (11) Поэтому не только странам Африки, но и России следует внимательно следить за разработкой и (пока) успешным выполнением сценария военного вторжения в государство с парализованной властью с целью его «освобождения от исламистов». Это особенно важно, учитывая усилия Запада по дискредитации власти в России и поощрению на её территории действий исламистов.
(1) См. решение Международного суда ООН по делу Камерун против Нигерии от 10 октября 2002 года, // Официальный сайт Международного суда в Интернете: http://www.icj-cij.org/docket/files/94/7453.pdf.
(2) В этой связи весьма интересно обратить внимание на фильм «11 сентября», снятый известным буркинийским режиссёром Идриссой Уэдраого ещё в 2002 году и повествующий о том, как местные мальчики выслеживают бен Ладена, скрывающегося в Буркина-Фасо (государство, граничащее с северными районами Мали!). Однако в то время фильм был воспринят как комедийный.
(3) См. выступление представителя НДОА по французскому телевидению: Le MNLA prêt à négocier pour lutter contre Al-Qaïda, https://www.youtube.com/watch?v=RLHbrXBJ2Hw.
(4) См.: «Доклад Генерального секретаря ООН о ситуации в Мали» от 29 ноября 2012 г., // Документ ООН: S/2012/894. С11.
(5) См. стенограмму заседания СБ ООН 5 декабря 2012 года, // Документ ООН: S/PV.6879. c.2.
(6)Попытки переворота в ответ на переворот 22 марта 2012 года, когда был свергнут президент Амаду Тумани Туре.
(7) Спонсорами проекта резолюции выступили девять членов Совбеза: Германия, Колумбия, Марокко, Португалия, Британия, США, Того, Франция и ЮАР. В числе спонсоров назван также Люксембург, не являющийся членом СБ ООН.
(8)См. выступление и.о. президента Мали перед нацией 11 января 2013 года: Discours du Président et déclaration de l'Etat d'Urgence: https://www.youtube.com/watch?v=FTyH64p_7bQ.
(9) См. стенограмму заседания СБ ООН от 20 декабря 2012 года. Фактически, министр иностранных дел Мали дал понять, что именно Франция обеспечила принятие резолюции! Так, он заявил: «Я хотел бы поблагодарить Францию, ее народ, президента и правительство, которые очень быстро поняли, что присутствие в северной части Мали хорошо вооруженных членов группировки АКИМ, движения ДЕДЗА и связанных с ними экстремистов и террористов представляет непосредственную угрозу для международного мира и безопасности. Франция приложила все усилия для обеспечения того, чтобы СБ ООН выполнил свои обязанности». (Документ ООН: S/PV.6898). По словам малийского министра, получается, что без Франции СБ ООН свои обязательства бы не выполнил! Это очень важное свидетельство того, кто продавил военное вторжение в Мали.
(10) http://www.fondsk.ru/news/2013/01/12/v- ... acija.html
(11)Подробнее см.: Мезяев А.Б., Африка как полигон для испытаний «нового международного права», // Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты, Институт Африки РАН. – М., 2005. – С. 10-11.

_________________
Правила Форума, "Вопросы по модерации", Предупреждения,
Куда делись мои сообщения? "Демагогия", "Оффтоп"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Реколонизация Африки
СообщениеДобавлено: Вт янв 29, 2013 10:13 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 29, 2009 6:13 am
Сообщения: 2544
Государство Мали в играх «глобальной элиты»
Цитата:
Происходящее сегодня в Западной Африке говорит о том, что передел мира вступил в новую фазу. Одной из главных характеристик этой фазы является не столько перекройка территорий, сколько придание этим территориям нового состояния, которое можно охарактеризовать как «перманентную нестабильность» с последующим доведением «объекта» до состояния дикости. Это - стратегическая цель, и достигается она разными средствами. Одно из средств – провокация ненависти между различными группами населения с получением эффекта гражданского конфликта в государстве-«объекте»…

Попробуем понять, в чём смысл действий, скажем, прогремевшей в последнее время организации «Боко Харам» (БХ) в Нигерии? Официально цель БХ – борьба со светским образованием и создание исламского государства, но возможно ли добиться этой цели теми способами, которые этой организацией используются? В арсенале методов БХ – взрывы христианских храмов, особенно во время великих праздников и даже публичное обезглавливание христиан (1). Обращает на себя внимание, что нападению подвергаются полицейские участки, причём происходит всё это в северных штатах страны, где мусульманское право уже несколько десятилетий является официально действующим. Кажущаяся нелогичность действий БХ сразу исчезает, если предположить, что реальной её целью является именно провокация гражданского конфликта посредством возбуждения взаимной ненависти между представителями главных религиозных конфессий страны. Такой конфликт на фоне паралича власти (подчёркивается нападениями на полицейских) рассчитан на разрушение всей нигерийской государственности как таковой.

Последние сообщения, поступающие сегодня из Мали, также часто выглядят «нелогичными». В начале года местные и пришлые (из Ливии) туарегские племена захватили (с помощью ливийского оружия) всю северную часть страны и провозгласили создание независимого государства Азавад. По сообщениям информационных агентств, захватившие север Мали повстанцы (назовём их пока так) начали уничтожение объектов культурного наследия страны, в том числе объектов, находящихся в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но ведь ещё во время первого своего восстания, произошедшего в 1964 году, туареги заявляли, что боролись за независимость «с целью восстановления ислама» (2). И вот теперь на захваченной территории начались разрушения именно мусульманских памятников, в частности были разрушены две гробницы в мечети Джингарейбер в городе Томбукту, в том числе гробница Аскиа. Боевики разогнали собравшихся на молитву людей и открыли огонь по мусульманским святыням XIV века, заявив, что намерены уничтожить все 16 гробниц, занесенных в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Нелогичность» этих действий была обусловлена тем, что туареги были не единственными и, как оказалось, далеко не главными двигателями спецоперации по отделению севера Мали. Так, разрушение мавзолеев и других исторических памятников совершалось боевиками исламистского движения "Ансар ад-Дин" (ААД). Свои действия исламисты объясняют тем, что поклоняться следует только Аллаху, мавзолеи же, которые часто становятся объектом паломничества, члены ААД называют «идолопоклонническими» и «не соответствующими канонам ислама» (3). Объяснение натянутое и не очень правдоподобное. На самом деле, действия ААД и местных организаций «Аль-Каиды» прекрасно объясняются их реальной целью – возбуждение ненависти и провокация гражданского конфликта. В этом контексте действия «северных повстанцев» по блокированию населения города Гао, когда были заминированы все выезды из города с целью не дать жителям покинуть его, уже не будут выглядеть ни странными, ни нелогичными.

Ещё одна «странность» ситуации в Западной Африке – реакция «мирового сообщества». По данным ЮНИСЕФ, на севере Мали происходит вербовка детей в вооружённые отряды повстанцев. Имеются сведения, что многие из них были убиты или тяжело ранены (4). Это сообщение появилось практически в один день с вынесением приговора Международного уголовного суда лидеру военной группировки в Конго Томасу Лубанге, главное обвинение которого состояло именно в вербовке детей в вооружённых конфликтах. Однако Международный уголовный суд (МУС) не реагирует ни на террор БХ в Нигерии, ни на явные военные преступления, совершаемые на севере Мали. И это притом, что Статут МУС прямо предусматривает юрисдикцию Суда действовать в ситуации, когда государство не хочет или не может осуществлять преследование виновных. Молчит и Верховный комиссар ООН по правам человека, что выглядит опять-таки «странно», на фоне её постоянных требований передать в МУС ситуацию в Сирии. «Нелогичность» ситуации усугубляется тем, что Сирия членом Статута МУС не является, а Нигерия и Мали – члены Статута уже 14 и 12 лет соответственно! Однако все эти «странности» и «нелогичности» также изчезают, если верно оценивать реальные, а не публично заявляемые цели указанных органов. Дестабилизация Нигерии и особенно Мали осуществляется не с целью захвата территорий, а с целью погружения их в состояние дикого перманентного конфликта.

Как же реагируют на ситуацию в Мали в самой Африке? По мнению участников Экономического Сообщества стран-членов Западной Африки (ЭКОВАС), военное вмешательство неизбежно, однако ЭКОВАС не может решать этот вопрос без санкции СБ ООН. Это полностью соответствует позиции, высказанной МИД РФ: «В случае развертывания в Мали операции по поддержанию мира силами ЭКОВАС … решение должно быть санкционировано Советом Безопасности ООН» (5). На саммите ЭКОВАС в конце июня было принято решение о быстром развёртывании военной миссии в Мали. Африканский Союз поддержал это решение. Страны ЭКОВАС обратились к СБ ООН санкционировать направление войск как можно быстрее (6).

5 июля Совет Безопасности ООН рассмотрел обращение ЭКОВАС и принял резолюцию № 2056 (2012). Важнейшим положением данной резолюции является признание того, что север Мали захвачен не столь туарегами, сколько членами террористической организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ). Другим важнейшим положением резолюции 2056 стало признание в Мали состояния вооружённого конфликта. Речь идёт не об обыденном, а международно-правовом понимании этого термина. Ряд положений резолюции приводят именно к такому выводу. Во-первых, параграф 14 требует от сторон конфликта соблюдения норм международного гуманитарного права (МГП). Международное гуманитарное право применяется только во время вооружённого конфликта. Однако резолюция не называет, какие конкретно нормы МГП подлежат применению, что существенно осложняет её осуществление. Современное МГП содержит, по крайней мере, два протокола к Женевским конвенциям 1949 года, которые устанавливают совершенно различные подходы, в зависимости оттого, является ли конфликт внутренним или международным. Однако внимательный анализ текста резолюции показывает, что СБ ООН, прямо не называя вооружённый конфликт в Мали международным, всё-таки даёт ему именно международную квалификацию. Так, параграф 10 резолюции направлен не только к туарегским повстанцам Азавада (то есть внутренним участникам конфликта), но и группе «Ансар ад-Дин», а также к «иностранным комбатантам на малийской территории»!

Однако главное решение так и не было принято. СБ ООН всего лишь «принял к сведению» просьбу ЭКОВАС и Африканского союза о наделении их мандатом СБ ООН на проведение военной операции в Мали. Члены Совета Безопасности затребовали дополнительную информацию «о целях, средствах и процедурах предполагаемого развертывания и других возможных мерах». Совбез рекомендовал «осуществлять тесное сотрудничество между переходными органами власти Мали, Комиссией ЭКОВАС, Комиссией Африканского союза и странами региона для выработки подробных вариантов и просит далее Генерального секретаря оказать помощь Комиссии ЭКОВАС и Комиссии Африканского союза в подготовке таких подробных вариантов». Отказ в проведении военной операции был сформулирован таким образом, чтобы не осталось сомнений в том, что, если операция и состоится, она будет поставлена под контроль нужных сил, которые обеспечат её провал. Не следует забывать, что в настоящее время председателем ЭКОВАС является президент Кот-д’Ивуара Алассан Уттара. Напомним, что А.Уттара был не избран, а «продавлен» на должность президента с помощью применения грубой военной силы, когда французские войска (формально – французский контингент миротворческих сил ООН в Кот-д’Ивуаре) захватили избранного президента Л.Гбагбо, пойдя на разрушения президентского дворца Ясно, что действия ЭКОВАС – в их связи с СБ ООН, согласно американо-франко-британскому проекту резолюции Совбеза, – будут полностью зависеть от интересов указанных стран, но не интересов защиты Мали.

15 июля "Национальное движение за освобождение Азавада" заявило о прекращении борьбы за независимость. "Изначально независимость была нашей главной целью, но мы принимаем во внимание мнение мирового сообщества и стремимся разрешить кризис", - добавил лидер группировки (7). Такое заявление – попытка (и явно неудачная) сделать хорошую мину при плохой игре. Реальная причина отказа от независимости была оглашена на заседании Совета Безопасности ООН представителем ЭКОВАС, сообщившим о «внедрении террористических сетей и движений джихадистов, которые вытеснили Национальное движение за освобождение Азавада с территорий, им оккупированных» (8).

Обстановка в (пока ещё) не оккупированной части Мали остаётся сложной. Формально военная хунта, сместившая президента Амаду Тумани Туре (АТТ), передала власть гражданским лицам. Временный президент страны Дианкунда Траоре пересел в новое кресло с должности председателя парламента, но стоит вспомнить, что в середине 1990-х годов он занимал должность министра иностранных дел, а государственные перевороты с приходом к власти именно бывших министров иностранных дел становятся всё более частым явлением. Кроме того, новым премьер-министром Мали стал известный астрофизик Шейх Модибо Диарра (9). В своё время я с огромным интересом прочитал его знаменитую книгу «Межпланетный навигатор» (10), в которой он рассказывал о своей работе в НАСА, где он руководил рядом проектов, прежде всего солнечных и марсианских. Человек он, безусловно, уникальный (ведь не нашлось в США человека, более достойного возглавить марсианский проект НАСА, чем малиец Диарра!), но в данном случае мы обращаем внимание на американское гражданство, которое получил Ш.М.Диарра, а также на тот факт, что он был кандидатом на так и не состоявшихся президентских выборах (которые были сорваны военным переворотом за несколько дней до их проведения). Если ко всему этому добавить, что глава военной хунты капитан А.Саного проходил неоднократные стажировки в США, то неизбежно возникают вопросы, насколько все эти американские следы являются всего лишь «простым совпадением». Кстати, надо также учесть, что передача власти от хунты временному правительству оказалась весьма условной, ведь ключевые посты министра обороны и министра безопасности сохранили за собой представители хунты. Несколько недель назад на временного президента Д.Траоре было совершено нападение, он остался жив, но до сих пор не вернулся в страну (находится на лечении во Франции). Интересно, что только что принятая резолюция СБ ООН по Мали «самым решительным образом» осудила «совершенное 21 мая нападение на исполняющего обязанности президента Мали Дионкунду Траоре» и призвала к «привлечению виновных к ответственности». В целом предложение хорошее, но оно сочетается с полным отказом от требований расследовать государственный переворот против президента Амаду Тумани Туре. Напомним, что Резолюция принята по американо-франко-британскому проекту….

Как же оценить ситуацию в Мали в общемировом контексте? От того или иного решения «малийского вопроса» зависит стабильность всей Африки. Туареги проживают в Алжире, Мавритании, Ливии, Буркина-Фасо и других сопредельных Мали странах. Возможная военная операция стран ЭКОВАС в Мали может не только дать повод для объединения всех туарегов, но и спровоцировать восстание «своих» туарегов в странах, которые пошлют свои войска в Мали (в первую очередь, в Нигере). То есть операция по спасению Мали может сработать как детонатор взрыва сразу в нескольких африканских странах! МИД РФ заявляет, что ситуация в Мали «ставит под угрозу не только безопасность и целостность самой этой страны, но и стабильность во всей обширной Сахаро-Сахельской зоне». Это так. Справедлива и оценка, прозвучавшая из уст спецпредставителя президента РФ по странам Африки, председателя Комитета Совета Федерации по международным делам М.Маргелова, который назвал события на севере Мали «входящими «не в региональную, а в глобальную повестку дня». На последнем заседании ЭКОВАС было прямо сказано, что целью террористических организаций, орудующих на севере Мали, является создание штаба и координационного центра террористической сети для всей Африки.


1) http://news2.onlinenigeria.com/headline ... video.html.
2) См.: Новиков С.С., Урсу Д.П., История Мали в новое и новейшее время. М., Институт Африки РАН. 1994. С.197-198.
3) См.: «Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с уничтожением культурно-религиозных памятников в Мали» от 2 июля 2012 года, // Официальный сайт МИД РФ в интернете: http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/newsline/ A800 1842F791 26A24 4257A 2F0 0571DA7.
4) http://news2.onlinenigeria.com/headline ... video.html.
5) См.: Новиков С.С., Урсу Д.П., История Мали в новое и новейшее время. М., Институт Африки РАН. 1994. С.197-198.
6) См.: «Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с уничтожением культурно-религиозных памятников в Мали» от 2 июля 2012 года, // Официальный сайт МИД РФ в Интернете: http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/newsline/ A800 1842F791 26A24 4257A 2F0 0571DA7.
7) См.: http://www.fondsk.ru/news/2012/07/16/po ... -mali.html
8) См.: Стенограмму 6798-е пленарного заседания СБ ООН 5 июля 2012 года, // Документ ООН: S/PV.6798.
9) Кстати, Ш.М.Диарра - зять бывшего президента Мусса Траоре. Если учесть, что Муссу Траоре сверг именно АТТ, то приход к власти Ш.М.Диарра ставит вполне законные вопросы.
10) http://www.amazon.co.uk/Navigateur-Inte ... 2253112623.

_________________
Правила Форума, "Вопросы по модерации", Предупреждения,
Куда делись мои сообщения? "Демагогия", "Оффтоп"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Реклама.