А_Ланов писал(а):
В списке указаны непосредственные поставщики, которые могут быть лишь посредниками, выполняющими роль концентраторов по видам поставок - удобнее иметь дело с одним-двумя генеральными поставщиками, чем с сотней мелких.
И где тут сотня мелких? Сказано же: одна только АВИСМА поставляет до 80% металла! Какой смысл прибегать к посреднику?
Можно, конечно, предположить, что громадное количество комплектующих из России идёт через посредников — например, из политических соображений. Ну тогда хотелось бы хоть какие-то конкретные факты — кто, кому, куда, сколько. Пока нет ни одной буквы и цифры, это всё пустые слова.
Очевидно, что поставка якобы 80% металла, да ещё в виде изделий — враньё. И тем не менее частичка правды тут есть.
АВИСМА, действительно, участвует в поставках для Боинга, только не через посредника, а через совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM). И поскольку формально это подразделение самого Боинга, оно не указано в списке поставщиков. То есть признаю, что я ошибался, когда сказал, что Россия вообще в поставках не участвует. Участвует. Но каковы масштабы этого участия? В самом ли деле это 80% всего металла, 40% всех комплектующих, а американцев среди инженеров «практически нет», как сказано в статье?
Во-первых, АВИСМА, конечно же, не производит 80% «всего металла». Оно специализируется на титане. Кроме того, поставляет оно не готовые изделия, а черновые штамповки, которые потом уже в Штатах дорабатывают.
Во-вторых, весьма сомнительно, что российские предприятия производят 40% всех комплектующих. Это я мягко говорю «сомнительно», для меня оно очевидно. Да, АВИСМА делает титановые заготовки, это даже не готовые детали. Но в UBM персонал сто человек и территория десять гектар, где титановые болванки превращаются в черновые заготовки:
ссылка. А всего в корпорации Боинг работают 150 тысяч человек в 65 странах:
ссылка. При этом Ависму ту в России пиарят на каждом углу и в новостях трубят о вкладе, который она Боингу сделала.
Делаю запрос гуглу «боинг производство в россии» и получаю ссылки исключительно на ВСМПО-АВИСМА и Конструкторский центр Боинг в России. Конструкторский центр, понятно, производством не занимается. Остаётся только АВИСМА. Ну-ка посчитаем, какая доля на неё приходится, исходя из количества работников? Возьмём даже не сто, а двести, поскольку вроде собрались ещё один завод открывать. Сколько будет 200 от 150000 в процентах? 0,13%. Именно такой вклад получается у России в производстве комплектующих, а никакие не 40%. И это с предположением, что производительность труда везде одинаковая, хотя не факт.
Может быть, Гугл что-то скрывает и есть ещё какие-то российские предприятия, работающие на Боинг? Ой, не верю. В той статье упомянута именно АВИСМА, больше ни одного названия нет. Скорее всего, никого и в реальности нет.
В-третьих, насчёт американцев, которых якобы нет среди инженеров, а «Русские разрабатывали Boeing 747, Boeing 737-900ER, Boeing 777-200LR/300ER, Boeing 777F, Boeing 767-200SF/300BCF, Boeing 747 LCF, новый Boeing 747-8 и новейший Boeing 787 Dreamliner».
Да, Конструкторский центр Боинг в России есть. И народу там побольше работает, чем в Ависме: 1200 инженеров (
ссылка). Правда, это вместе с контрактниками из других компаний, а штатных там всего 250, но всё равно больше.
Попробуем посчитать и здесь, какой это процент от всей корпорации. Всего в Боинге работает более 45 тысяч инженеров, причём это только внутри США (
ссылка) и только штатные (employees). Я не нашёл количества инженеров для Боинга во всём мире, но даже если взять только эту цифру, заведомо меньшую, получается, что российские составляют 0,5 процента. Комментарии излишни.
А_Ланов писал(а):
По его словам, производство В-787 американское лишь на 15%
Хотел было посмеяться над «по его словам», но полез гуглить. Оказалось, правда:
И сама статья:
ссылкаКанада, Япония, Корея, Италия, Австралия, Англия, Швеция, Франция. Японцы делают 35% всей работы. Упоминается Индия, посылающая детали на заводы в Италии, Японии и США, то есть не напрямую. А про Россию ни слова. Оттуда, очевидно, поставляются только черновые титановые заготовки?
А_Ланов писал(а):
Но в отношении авионики и авиационных двигателей - Боинг никогда этим и не занимался, а производил только ракетные двигатели.
На этой схеме сказано, что двигатели делают «Дженерал электрик» в Огайо и «Роллс-ройс» в Англии. GE, конечно, не Боинг, но всё же Америка. И уж точно не Россия.
Вывод: да, Россия участвует в производстве Боингов. Только не на сорок, а меньше одного процента. Причём в основном в конструировании, а в реальном производстве и вовсе 0,13%.