Хочу зайти с ещё одной стороны... со стороны производительности (труда).
Потому что в конечном счете выиграет только та система, которая сумеет обеспечить более высокую производительность внутри себя, в отличии от конкурентов. А производительность, на мой взгляд, напрямую зависит от господствующих внутри системы отношений, а те - в свою очередь - от представлений о человеке, о его месте и его роли, о том, чего он хочет, для чего живёт, и как его можно поощрять и наказывать. А это и есть ничто иное, как "национальная идея". То есть, получается, что от того, какую "национальную идею" мы выберем, зависит в том числе и получающаяся у нас в итоге производительность (труда).
А это, на мой взгляд, очень хороший критерий для оценки той или иной, предлагаемым нам на выбор, "национальной идеи". Обеспечивает ли она нам бОльшую производительность, относительно, скажем, текущего уровня или же нет. И, если обеспечивает, то одно это, на мой взгляд, уже должно как минимум привлечь наше к ней внимание. Ибо оно того стоит.
А пока хочу предложить для вашего рассмотрения и анализа один исторический факт: так называемую "телеграмму Сталина" (наберите в поиске - откроется практически сразу).
Для начала изложу суть дела своими словами.
Самое начало войны: декабрь 41-го. Враг под Москвой. На эвакуированный под Куйбышев (ныне Самара) самолетостроительный завод приходит эта знаменитая телеграмма от Сталина. Вот её текст.
“Вы подвели нашу страну и Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2. Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день, а Третьяков дает МИГГ-3 по одной по две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МИГи, а ИЛ-2. Если 18 завод думает отбрЯхнуться от страны, давая по одному ИЛ-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше ИЛОВ. Предупреждаю последний раз. СТАЛИН.» Источник:
https://teh-blog.ru/telegramma-stalina В другом блоге
https://aviaforum.ru/threads/pro-pismo- ... 1-g.44815/ , где приведена искаженная (фейковая) телеграмма, один из комментаторов
cloudy-joe привел сканы этих документов хранящихся в архивах и находящихся в открытом доступе (за что ему отдельное спасибо), в том числе и записку написанную самим Сталиным с исходным текстом для этой телеграммы.
Как видим, эта телеграмма действительно существует, и её на самом деле написал и отправил на этот завод сам Сталин (во всяком случае, это сделано от его имени и по его поручению).
Почему же этот исторический факт так любят постить в своих блогах всяческие либерально настроенные блогеры? Что такого (полезного для себя) они усматривают в этом факте? То, что Сталин был (с их точки зрения) тиран и деспот? Типа, холопы распоясались, работать не хотят, вот Сталин на них прикрикнул (пригрозил расстрелами и репрессиями), вот они и "обосрались от страха": забегали, засуетились и как начали выдавать на гора... а вот тут СТОП. Сколько начали "выдавать на гора "обделавшиеся от страха" сталинские холопы?
Смотрим материалы дела. Как следует из текста телеграммы, оба завода, которым была адресована эта телеграмма, выдавали на тот момент по одному-два самолета в день. В ДЕНЬ! Офигеть! Но это для страны, которая вела войну, было на тот момент крайне мало.
Насчет же "обделавшихся от страха"...
Довольно скоро один из директоров этих авиазаводов - Шенкман - выслал товарищу Сталину ответную телеграмму.
http://vegchel.ru/?newsid=22880«Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива тчк
Во исполнение Вашего телеграфного указания сообщаем зпт завод достиг ежедневного выпуска 3 машин зпт 19 января по 6 машин зпт 26 января 7 машин тчк
Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолётов является размещение на недостроенной части завода тчк
Настоящее время не достроено корпус агрегатных цехов зпт кузница зпт корпус заготовительно штамповочный зпт компрессорная тчк
Отсутствуют воздух тепло кислород жилье для рабочих тчк
Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства ускорению снабжения завода готовыми изделиями материалами ткч
Просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих и улучшить питание рабочих тчк
Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать тчк
Шенкман»
Как видим, никто "от страха не обделался". Зато выпуск самолетов увеличился. По 3 машины в день - до 19-го января, по 6 машин в день - после 19-го января, и по 7 машин в день - после 26-го января. То есть, более чем в два раза!!! А к концу 42-го года выпуск штурмовиков Ил-2 на этих заводах достигал показателей по 26 самолётов в день! Вдумайтесь: с одного-двух в день до 26 в день! В тринадцать с лишним раз увеличить производительность. И всё это благодаря одной только лишь телеграмме "пугательного" характера. Но так ли это?
История несколько затянутая - наберитесь терпения.
https://www.vkonline.ru/content/view/19 ... h-kak-hlebИдею бронированных самолетов-штурмовиков вынашивали многие страны, но создали его лишь в Советском Союзе (ни у кого из союзников, как и у противников, подобных самолетов не было). Первые испытания Ил-2 прошли еще в 1939 году. И с первой половины 1941-го года начался серийный выпуск этих самолетов. Но сразу после начала войны заводы выпускавшие эти самолеты пришлось эвакуировать вглубь страны.
Цитата.
"...решение об этом было принято в октябре 1941 года, когда в Москве уже ввели осадное положение. Перед началом эвакуации завода №1 в Куйбышев директора предприятия Анатолия Третьякова к себе вызвал председатель ГКО Иосиф Сталин. У них состоялся следующий разговор:
- Когда начнете давать штурмовики? – спросил Сталин.
- Думаю, сможем сделать это через два месяца при условии, что завод будет понемногу снижать выпуск истребителей МиГ-3, - ответил Третьяков.
- Сколько вы сейчас в день выпускаете самолетов?
- Двадцать, - сказал директор.
- Хорошо, - согласился Сталин. – Можете постепенно снижать выпуск МиГов. Но за каждый сокращенный старый самолет дадите новый Ил-2.
Переезд прошел всего за 10 дней. Из Москвы на берега Волги были вывезены все рабочие и служащие завода, оборудование, инвентарь. Почти одновременно сюда же из Воронежа перевезли и завод №18.
В конце октября 1941 года нарком авиапрома СССР Алексей Шахурин подписал приказ о начале работы обоих предприятий на безымянской промплощадке."
Прошу обратить ваше внимание на ряд деталей.
Первое. Осуществить эвакуацию целого (работающего) предприятия всего за 10 дней, и запустить его производство, это, на мой взгляд, уже подвиг.
Второе. Приказ о начале работы этих предприятий датируется, как мы видим, концом октября 1941-го, а телеграмма Сталина о том, что они "плохо работают", пришла уже в конце декабря. То есть, прошел всего месяц с начала работы! И нужно же учесть еще и те условия, в которых оказались оба этих завода (о чем, кстати, говорит ответная телеграмма).
И третье. Судя по приведённому диалогу до войны этот завод выпускал по 20 самолетов в день, правда, не штурмовиков Ил-2, а истребителей Миг-3. Но, как видим, на этот счет была достигнута договорённость со Сталиным. Именно поэтому, на мой взгляд, у того и возникло раздражение. Вполне справедливое, как на мой взгляд. И этот факт косвенно говорит нам и о том потенциале, который имелся на этих заводах до войны. То есть, 20 самолетов в день - это вполне реальный показатель, на который можно ориентироваться. А по факту мы видим 1-2 самолета в день. К тому же, судя по этому же отрывку диалога, договор шёл о постепенном снижении выпуска Миг-ов - истребителей, чтобы взамен них выпускались бы Ил-ы - штурмовики. А этого не происходило. Вот отсюда и "начальственный окрик".
Еще один момент (ради исторической справедливости).
"...необходимо заметить, что возведение группы авиационных предприятий в Куйбышевской области началось гораздо раньше, после подписания секретного постановления Совнаркома СССР от 6 августа 1940 года. Согласно этому документу, в районе железнодорожной станции Безымянка тогда же начало свою работу Управление Особого Строительства (УОС, или Особстрой), которому был придан Безымянский исправительно-трудовой лагерь (Безымянлаг).
Здесь на компактной территории предполагалось возвести два самолетостроительных предприятия, моторный завод и заводской аэродром, а также еще ряд объектов.
Благодаря этому постановлению строительство авиационных предприятий в окрестностях Куйбышева началось еще осенью 1940 года, и потому заводское оборудование, прибывавшее сюда с запада после начала Великой Отечественной войны, на месте назначения размещалось отнюдь не в чистом поле, а практически в полностью завершенных производственных зданиях, готовых к работе на 80-90%."
Думаю, тут без товарища Берии не обошлось - очень дальновидный был товарищ.
Но давайте вернёмся к нашей теме.
Итак, как же можно увеличить производительность? За счет чего?
Одним страхом этого не сделать (пусть либероиды не обманывают себя - вон, укры, так те искренне верили, что Великую Отечественную мы выиграли потому, что позади солдат стояли заград-отряды с пулеметами, но им самим почему-то подобная тактика не помогла). Раб, как известно, работает намного хуже человека работающего по собственной инициативе. И это нет необходимости доказывать - это показала и доказала сама жизнь.
Значит, производительность на этих двух авиационных заводах поднял вовсе не страх, как наверное думают либероиды. Но тогда, что? Ответственность за взятое на себя дело? Понимание своей роли в общем деле борьбы с грозным врагом? Осознание того, что возложенные на тебя обязанности ты не выполняешь в должной мере, о чем и был, собственно, этот "начальственный окрик"? Во всяком случае, человек, на мой взгляд, не будет работать с полной отдачей до тех пор, пока он сам не осознает необходимость этого, и сам не станет вкладывать в дело всю свою душу. И одним страхом такого положения вещей не достичь.
Вот, есть, к примеру, такое представление, что если на самом раннем этапе выявлять у человека все имеющиеся у него задатки, таланты и способности, то за счет этого можно обеспечить как можно более раннюю его специализацию: развивать только те навыки и знания, к которым этот индивид более всего приспособлен, и уже за счет этого обеспечить максимальную отдачу от него для общества в будущем. Такой подход чем-то напоминает специализацию, которую проходят муравьи в своих муравейниках: там ведь тоже одни муравьи становятся солдатами, другие - разведчиками, третьи - фуражирами, заготовителями, четвертые - кормильцами и няньками для личинок, пятые - уборщиками, шестые - живыми цистернами для хранения сиропа, седьмые - рабочими и т.д. И вся эта муравьиная специализация закладывается в них с детства, и зависит от типа кормежки, обучения и воспитания (так как генетически все они одинаковые).
Вот примерно так же предлагают нам сделать и с человеком, добиваясь от каждого индивида как можно более узкой специализации для того, чтобы получить от каждого максимальную эффективность, чтобы в итоге Общество стало похоже на Большой Муравейник, и даже название для подобного Общества уже придумали -
Человейник.
Вот только при этом забывают, что на достижение максимальной эффективности требуется время: на предварительное обучение, и на последующее накопление необходимого опыта тоже, зато период, в течении которого длится эта самая "максимальная эффективность", наоборот, короток, и довольно быстро проходит. А что делать с этим человеком сразу после того как период его "максимальной эффективности" пройдёт? Утилизировать? Ведь ни на что большее он будет уже не способен. А если и способен, то это уже не будет соответствовать критериям "максимальной эффективности". И следовательно, такой человек, с точки зрения Большого Человейника, будет никому не нужен.
Родился, выучился, отслужил Обществу, и "ушёл в никуда" забытый, безвестный и всеми покинутый... а то и просто - утилизированный - в самом деле, зачем обществу ненужный балласт?
Но мне кажется, что такой подход к Человеку не будет жизнеспособным. Хотя, возможно именно такое будущее планировали для нас глобалисты (им же нужны хорошо вышколенные рабы, и тут муравьиная специализация как нельзя оказывается в тему). Я же думаю, что будущее будет за опорой на желания Человека, а вовсе не на его "специализацию". И судя по всему, наше современное Общество движется именно в этом направлении. Когда отдельно взятый человек может на протяжении своей жизни несколько раз сменить не только место своей работы, но и вид деятельности, при этом обучиться (переучиться) новому для себя виду деятельности, достичь определённых успехов в этом деле, пережить это, и спокойно перейти к другому, к новому для себя, виду деятельности. Было бы ЖЕЛАНИЕ.
То есть, на первое место я выношу ЖЕЛАНИЕ человека заниматься тем или иным видом деятельности, пусть даже эта его новая деятельность будет МЕНЕЕ производительная, чем та, которой он занимался до этого. Это не важно. Так как, имея желание, человек может со временем и на этом новом для себя месте достичь небывалых высот производительности. Всё дело в знаниях, которые он, в силу своего желания, ХОЧЕТ получать, и следовательно, будет получать очень интенсивно, и опыта, которого он, опять же в силу своего желания, наберется очень быстро. Так что, не знаю как насчет итоговой производительности, которой следует ждать от этого человека, но вот что касается СКОРОСТИ освоения им нового вида деятельности - тут, я думаю, равных такому подходу не будет. То есть, только при наличии ярко выраженного желания человека заниматься именно этим видом деятельности, у него будет максимальная скорость как в освоении нового для себя теоретического материала, так и в плане освоения практических навыков, и накопления необходимого для работы опыта.
Поэтому, быстрая подготовка (и переподготовка) специалистов в том или ином виде деятельности, возможна, на мой взгляд, только на базе ярко выраженного ЖЕЛАНИЯ самого человека заниматься именно этим видом деятельности. А это, как ни крути, уже производительность, пусть и не производства, но - обучения. И мне кажется, что и касаемо производства тоже будут работать те же самые механизмы. Что непосредственно в работе максимальные показатели производительности будут у того человека, который САМ максимально заинтересован в результатах своего труда и именно в этом виде деятельности. То есть, опять же, от его собственного ЖЕЛАНИЯ. А вовсе не от страха, и не от, скажем, желания заработать и пр.
Вот примерно здесь я и предлагаю "копать" в плане поиска новой "национальной идеи". А пример с "телеграммой Сталина" нам будет в помощь.