http://www.aviaport.ru/news/2009/02/05/166298.htmlСреднемагистральный лайнер Ту-204, выполнивший свой первый полет в 1989 году, приступил к коммерческой эксплуатации в 1994 году. С момента получения сертификата, самолет постоянно дорабатывался с целью расширения ожидаемых условий эксплуатации, доведения его до требований авиационных властей и улучшения эксплуатационных характеристик. Всего за 20 лет было выпущено немногим менее 60 самолетов, и большинство из них являются уникальными машинами, имеющими отличия от собратьев в составе бортового оборудования и компоновке. Итогом длительной работы стало создание вариантов, сертифицированных по российским авиационным правилам АП-25, а также по европейским нормам. Однако уже к середине нынешнего десятилетия стало очевидно, что Ту-204 не в полной мере соответствует пожеланиям авиакомпаний с точки зрения, прежде всего, надежности и безотказности ряда систем и комплектующих. Претензии высказывались к основной и вспомогательной силовой установке, системе кондиционирования воздуха, бортовому радиоэлектронному оборудованию. Не обошлось и без замечаний относительно коммерческой эффективности самолета, который по показателю соотношения коммерческой нагрузки к максимальной взлетной массе отставал от современных аналогов зарубежного производства. Более того, накопительная реализация многочисленных улучшений за прошедшие годы привела к тому, что вес конструкции лайнера существенно увеличился.
В то же время разработчик лайнера, ОАО "Туполев", подготовило целый ряд предложений по существенному обновлению "технического лица" самолета, обобщив опыт создания различных модификаций. Впервые упоминание о версии Ту-204СМ, которая должна была стать новым базовым вариантом всего семейства Ту-204, появилось в СМИ в 2006 году. Изначально рассматривалось два радикальных изменения: снижение максимальной взлетной массы, в том числе и за счет сокращения дальности полета, и обновление состава бортового оборудования с внедрением более надежных систем, обладающих расширенными функциями. Однако в дальнейшем, после перехода инициативы в реализации программы Ту-204СМ в ведение ОАК, идеология изменилась. О нынешнем статусе проекта, причинах пересмотра концепции версии "СМ" и рыночных перспективах лайнера "АвиаПорту" рассказал Сергей Гальперин, Заместитель генерального директора ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские Самолеты" по управлению программами.
- Ту-204 сегодня занимает нишевое положение, с прекращением выпуска Boeing 757 это самый большой и самый тяжелый выпускаемый узкофюзеляжный самолет. Он имеет уникальную аэродинамику, превосходящую всех конкурентов, также у самолета прекрасные характеристики устойчивости и управляемости. Но установленное на нем оборудование, которое поставляют российские предприятия, к сожалению, относится к предыдущему поколению. Много проблем по двигателю ПС-90А, радиоэлектронике, системе кондиционирования. Поэтому на "Туполеве" уже достаточно давно прорабатывалась идея глубокой модернизации самолета.
Что же планируется сделать? Самое главное - замена двигателя. В 2008 году на доводку ПС-90А2 выделены средства, по 500 млн рублей на 2008 и 2009 годы. Проведенные мероприятия позволят завершить сертификацию двигателя по нормам АП-33, гармонизированным с международными правилами. В двигателе модифицируется горячая часть, используется новая автоматика, несколько улучшаются параметры. Но главное - должна повыситься его надежность и сократиться стоимость жизненного цикла.
На самолете устанавливается новая вспомогательная силовая установка ТА-18-200. Это ВСУ нового поколения, она легче, имеет меньший расход топлива, чем предшественница ТА-12-60. Кроме того, ВСУ имеет большую высотность, как запуска, так и работы, и мы считаем, что это заметно улучшит характеристики самолета.
Следующее нововведение - пилотажно-навигационный комплекс разработки "Авиаприбор-Холдинг". Он должен удовлетворять всем современным требованиям, обеспечивая посадку по категории IIIa. Также будут установлены новые системы связи, которые позволят самолету летать по программе "Открытое небо" в Европе. Мы переходим к двухчленному экипажу, бортинженера не будет. Это позволяет снизить затраты авиакомпаний.
Меняется и система кондиционирования воздуха. Известно, что на самолетах Ту-204 стояла старая система, с аналоговым управлением, что приводило к большой неравномерности температурного поля по кабине. В переднем салоне было холодно, а в хвостовой части - жарко. Теперь регулирование будет осуществляться по трем зонам при помощи современного цифрового управления. Наконец, меняются несколько отдельных агрегатов, которые по статистике имеют неудовлетворительную наработку на отказ.
- Как правило, подобные доработки приводят к росту массы конструкции...
- Действительно, за 20 лет жизни самолета удовлетворение все новых требований по летной годности приводило к тому, что вес рос, самолет становился все тяжелее, сегодня мы добрались до 60 тонн снаряженного веса. Планируется провести его снижение примерно на две тонны.
То есть, иначе говоря, самолет сможет возить на ту же дальность две тонны "лишней" коммерческой нагрузки. Собственно, программа Ту-204СМ направлена на то, чтобы уменьшить себестоимость эксплуатации машины, ее обслуживания, и в то же время дать возможность перевозить больше коммерческой нагрузки. Пускай не во всем диапазоне соотношений "дальность-нагрузка", характерном для среднемагистральных самолетов, но на его границе с большими дальностями, при большой загрузке, самолет будет успешен.