Есть другой взгляд на данную проблему.
Цитата:
На вид, ситуация серьезная, если не сказать страшная. Тем не менее, подробное рассмотрение высказываний отдельных лиц способно изменить впечатление об обстановке. Сперва стоит обратить внимание на объявленные показатели дальности обнаружения и атаки целей. Люди, даже поверхностно знакомые с основами радиолокации, знают, что дальность обнаружения объекта в первую очередь зависит от мощности отражаемого целью сигнала. Его обычно повышают при помощи увеличения мощности передатчика, улучшения чувствительности приемника, а также подбором необходимого диапазона излучения. Однако популярные в последние годы технологии снижения радиолокационной заметности делают свое дело: эффективная площадь рассеяния самолетов уменьшается, а вместе с ней падает и мощность отражаемого сигнала. Таким образом, объекты с большей ЭПР могут быть обнаружены на большом расстоянии, а с меньшей, в свою очередь, на сравнительно малом. Соответственно, при расчете дальности обнаружения целей следует учитывать и их ЭПР. Да и в различных справочных материалах по радиолокационным станциям зачастую указывается не просто дальность обнаружения цели, но и параметры последней. Из этого можно сделать вывод: по каким-то причинам Орлов сравнивает показатели радиолокационных станций двух разных самолетов «при помощи» целей с различными характеристиками.
Второй нюанс сравнения МиГ-31БМ и Grumman F-14 Tomcat заключается в их «биографии» и тактическом предназначении. Для начала стоит вспомнить, что БРЛС Raytheon AN/APG-71 последней модификации американского самолета – F14D Super Tomcat – на расстояниях в 230 километров обеспечивала обнаружение только крупных целей с большой эффективною площадью рассеивания, таких как бомбардировщики B-52 и т.д. Что касается дальности пуска ракет, то в арсенале «Супер Томкэта» действительно был боеприпас с радиусом действия не менее 150 километров – ракета AIM-54 Phoenix. И все же F-14 не является конкурентом для МиГ-31БМ, и вот почему. Сначала в 2004 году с вооружения сняли ракету «Феникс», а через два года на базы хранения и утилизации отправились и последние самолеты F-14D. Причем первые «Томкэты» стали выводиться из состава ВВС США еще в середине девяностых. В настоящее время связка F-14 + AIM-54 состоит на вооружении и эксплуатируется только в Иране.
Теперь рассмотрим сентенции относительно ближнего воздушного боя. Самолет МиГ-31 изначально разрабатывался в качестве дальнего всепогодного перехватчика. Концепция его применения подразумевала быстрый выход к рубежу пуска ракет, атаку перехватываемой цели или целей и уход на свой аэродром. МиГ-31 в своей первой версии мог атаковать вражеские самолеты и крылатые ракеты на дальностях около 120 километров, в дальнейшем этот показатель только рос. Нетрудно догадаться, что при такой дальности стрельбы перехватчик сможет атаковать цели, израсходовать свой боезапас и уйти домой до того, как сам подвергнется опасности быть атакованным. Вряд ли в таких условиях дело дойдет до ближнего маневренного боя.
Довольно странными выглядят и измышления В. Орлова по поводу причин установки на МиГ-31БМ именно «Заслонов-АМ», а не других радиолокационных станций. НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова является одним из лидеров отечественной электронной промышленности и вряд ли его можно назвать отстающим и рискующим остаться без заказов и работы. Естественно, институт сейчас переживает не самые лучшие годы в своей жизни, но и голодные бунты ждать не нужно.
Напоследок стоит разобрать еще одно заявление В. Орлова. Он считает, что аппаратура МиГ-31БМ не только имеет недостаточные дальности обнаружения и поражения, но и не способна «видеть» ряд специфических целей. Так, рабочие частоты «Заслона-АМ» (была названа 6 ГГц) не позволяют самолету находить самолеты, построенные с применением стелс-технологий. По мнению Орлова, отечественные РЛС должны переходить с сантиметрового диапазона на дециметровый или даже метровый. В этом контексте, во-первых, нужно напомнить: конкретная частота работы передатчика той или иной РЛС является секретной информацией и порой скрывается даже после снятия станции с вооружения. Поэтому уверенные заявления о шести гигагерцах смотрятся, по меньшей мере, странно. Второй спорный момент в рассуждениях о частотных диапазонах касается необходимости увеличения длины волны. Создатели радиолокационных систем со временем перешли к сантиметровым диапазонам сразу по нескольким причинам. Это повышенная в сравнении с другими частотами точность обнаружения и сопровождения объектов, сравнительно низкое энергопотребление (что важно для авиации), а также меньшие габариты антенны. Возвращение к дециметровому или метровому диапазону может не оправдать ожиданий. Кроме того, с созданием подобных систем для самолетов обязательно возникнут характерные трудности.
http://topwar.ru/18787-mig-31bm-bez-pya ... andal.html Ну и кому верить? При беглом сравнении источников информации, "Военное обозрение" меньше "отдает рукопожатностью" нежели "Известия", являющиеся автором "сенсации". Думаю тут однозначные выводы делать рано...