УАЗ - "неконвейерные" разработки (35 фото + текст), УАЗ - не только "козлики" и "буханки"!В памяти большинства "УАЗик" - это скудный набор из "зубодробительных" "козликов", "буханок" и "головастиков", которые более знакомы и любимы нашим военным и милиции. Однако в 60-е годы ХХ-го века грузовички и фургончики повышенной проходимости из Ульяновска под названием "Volga-UAZ" пользовались определённым успехом у представителей европейского сельскохозяйственного малого бизнеса. Свидетельство тому - рекламный проспект фирмы "Скалдия-Волга", выпущеный для рачительных фермеров Дании.
Но в здесь рассказ пойдёт не об экспортных вариантах "УАЗов", а о машинах, которые никогда не выпускались серийно, либо были изготовлены очень малой экспериментальной партией.
В июле 1941 года с московского автозавода "ЗиС"(ныне -"ЗиЛ") в Ульяновск
направили группу специалистов для организации сборочного производства
моторов и грузовиков "ЗиС-5". К маю 1942 г. сборка "ЗиС-5" была начата, а
само производство получило наименование "Ульяновский филиал N4 ЗИС" или
"УльЗИС". Но война-войной, а о будущем задумываться тоже надо. В 1943 г.
ульяновские конструкторы получили задание на разработку перспективного
грузовика. В мае 1944 г.был собран первый опытный образец дизельного
грузовика, названного "УльЗИС-253". Этот 3,5-тонный дизельный грузовик по
экономичности двигателя, динамическим качествам не уступал американскому
"Студебеккеру", получил высокую оценку специалистов, но по ряду причин,
свойственых военному времени, в серию не пошел.
В конце 1944 г. на Ульяновском заводе свернули производство
"ЗиС-5"(передав оборудование в Миасс), и начали изготавливать "полуторки"
"ГАЗ-АА". Конструкторы Ульяновска не сидели без дела и к октябрю 1950 г.
представили новый "полуторатонный" малый грузовик "УАЗ-300", который был
оснащен четырехцилиндровым 50-сильным двигателем от "Победы" и новой
четырехступенчатой коробкой передач. Обтекаемые капот, облицовка
радиатора, крылья хорошо гармонировали с цельнометаллической кабиной типа ГАЗ-51.
Но в 1950 году Ульяновскому автозаводу была дана команда наладить
производство "ГАЗ-69" - первых "козликов". Именно этот факт поставил
крест на проекте "300". Но и с "69-м" на "УАЗе" экспериментировали.
Например, проводились работы по увеличению грузоподъёмости "козлика"
путём переделки оного в седельный тягач. Подобный вариант с полуприцепом, разработанным на "УАЗ", мог перевозить до 2-х тонн груза. Этот проект получил индекс "456".
К 1955г. "УАЗ" официально специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. Тогда же начинаются работы по конструированию и наладке производства грузопассажирского автомобиля вагонной компановки, получившей индекс "450".
Прототип "УАЗ-450" первым получил эмблему в виде буквы "У", стилизованную под чайку. Заводские острословы обозвали эмблему и её носителя "Сорока".
Даже после начала производства "буханки" в 1957 г. продолжались
разработки модернизаций на новом шасси. К примеру, это "любимая"
уазовцами "двухтонная" версия седельного тягача с изотермическим фургоном
конструкции "УАЗ"(нынче это называется "рефрижератор").
Камрады недавно восторгались "вездехаммером" на гусеничном ходу.
http://www.yaplakal.com/forum11/st/0/topic217970.htmlНо идеи инжинера Креггса начала ХХвека, имели своё продолжение и в конструкциях "УАЗа" в 1962 году.
Один мой знакомый, проживший долгое время в Ханты-Мансийском автономном
округе свидетельствовал, что именно на "УАЗ-451-Д" 1965года на гусеничном
ходу тюменские электрики разъезжают по тайге и проверяют ЛЭП. Летом,
соответственно, спереди ставится ещё пара резинометаллических гусениц.
Окончание испытаний модификаций "УАЗ-450" совпало с началом работ по "УАЗ-456"(его прототип на заднем плане).
В 1959 году конструкторы "УАЗ" начали работы по созданию замены "ГАЗ/УАЗ-69" и, для начала, пытались создать модификацию "69"-го.
1965 год: новый "козлик" с индексом "УАЗ-469" начинает обретать привычные нам черты. Правда, радиаторная решётка имеет иной вид, а на капоте сбоку
наличиствует "гражданская" хромированная шильда с каким-то названием. К
началу 70-х новый "УАЗик" готов встать на конвейер.
Конец 70-х годов: по заказу военного ведомства начинаются работы по конструированию плавающего армейского вездехода.
Новый армейский вездеход получил индекс "3907"
В серию запущен не был.
Водоплавающий автомобиль на базе УАЗ-469. Герметичный кузов, измененная
рама, усиленная ходовая часть. У амфибии перед задним мостом установлены
два гребных винта.
Масса перевозимого груза 1 человек и 600 кг или 7 человек
Масса снаряженного автомобиля, кг 2050
Масса полная, кг 2750
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, 750 кг
Модель двигателя 41416.10
Номинальная мощность, 77 л/c
Максимальный крутящий момент, кгс.м 17
Максимальная скорость, 100 км/ч
Максимальная скорость на воде, 9 км/ч
Контрольный расход топлива, 11,8 л/100 км
Тяговое усилие лебедки 1600 кг.
Запас хода по контрольному расходу топлива, 950 км.
Обладая прекрасными "мореходными" свойствами "УАЗ-3907", получивший имя "Ягуар", для проведения испытаний в степных условиях в 1985 году, чтобы не привлекать внимания внешним видом на дорогах общего пользования, своим ходом по воде доплыл за несколько суток от Ульяновска до Астрахани.
"УАЗ-3907/Ягуар"
В 1980г. начались работы над семейством нового внедорожника семейства "УАЗ-3170/Симбир", который дожен был иметь как военную, так и "гражданскую" ипостась.
"УАЗ-3171" - двухдверный армейский вариант с мягким тентом. 1981г.
В подмосковье сохранился один экземпляр "УАЗ-3171" 1988года, приспособленый для внедорожных соревнований.
Четырёхдверный вариант "Симбира" в начале 90-х получил индекс "3172"
Военный вариант "УАЗ-3172" имел по традиции мягкий тент.
Гражданский вариант "УАЗ-3172" - закрытый пятидверный универсал.
"УАЗ-3172" гражданский.
Кроме постоянного полного привода и длинноходной пружинной подвески, в арсенале новых машин было и проверенное ульяновское оружие - портальные мосты. Причем если на "3171" устанавливались хорошо знакомые "военные" мосты от УАЗ-469, то для "3172-й" модели были разработаны мосты с внешним зацеплением шестерен бортовых редукторов, увеличивающие дорожный просвет (на стандартной резине) до героических 330 мм. Плюс ко всему в конструкцию новых мостов была изначально заложена возможность установки жесткой блокировки межколесных дифференциалов. Казалось, все было просто замечательно. Но тут грянули великие потрясения - и государственное финансирование закончилось. В результате автомобиль, к 1992 году прошедший полный цикл государственных испытаний, так и не увидел заводского конвейера...
В середине 80-х годов было запланировано производство малотоннажных фургонов в Кировобаде. Стартовые разработки НАМИ были переданы на "УАЗ". Результатом стал проект фургона "УАЗ-3727".
В надежде плучить от братской Польши лицензионный иностранный дизель, проект "УАЗ/КиАЗ-3727" был передан для производства полякам и получил там имя "Люблин". Выпускается по сию пору.
1987-89 года. На Кавказе начинаются волнения и почти построеный завод "КиАЗ" оказывается фактически бесполезен. Чтобы проект малотоннажного фургона не пропал втуне производство решили передать в Брянск, а наработки уазовских конструкторов отдать на переработку в английскую дизайн-фирму "IAD". В результате конструкторская документация нового фургона вернулась из Великобритании в СССР на заводы "БАЗ" и "УАЗ" под индексом "БАЗ-3778". "УАЗ" передал свой комплект документации на "ГАЗ", который лёг в основу конструкции "ГАЗели".
К началу XXI века назрела необходимость создания нового фургона, который пришёл бы на смену "полувековой" "буханке". Это был проект "УАЗ-3165/Симба".
Потом машина вместо оптики от ВАЗовской "пятнашки" получила "фирменные" фары от "Патриота".
У нынешней "Симбы" вполне сносный интерьер.
Жаль, что по достижении массового производства "УАЗ-3165" окажется опять устаревшим...
Но вот этой армейской модификации "Симбы" устаревание не грозит. Ей, походу, вообще ничего не светит. Ибо это - опытный образец "дизельэлектрохода", совмещающий в себе хилый дизелёк, приводящий передние колёса, и электродвигатель сзади, питаемый массой свинцовых батарей, занимающих ровным слоем весь пол кузова микроавтобуса. Свежачок 2007 года...
В отношении "гражданского" "Патриота" всё довольно ясно: даже подобные попытки стилизовать оформление "УАЗ-Патри.." под "Шеви-Блейзер" скорее останутся на уровне единичных фантазий.
Ну и под занавес - фантазии сторонних дизайн-студий на тему будущего "УАЗа".
В частности, это - плоскопанельно-модульный "УАЗ" от студии "Карди"