...Подведу итог. В бригаду поступили, как эксперимент, два бронеавтомобиля "Рысь", которые достаточно редко эксплуатируются. Вне дорог их практически не используют. Основные впечатления от эксплуатации появятся после того, как автомобили станут штатными единицами. Это не означает, что машина не испытывалась вообще (что-то ж она в спецназе в Солнечногорске с 2011 года делает, да и на Чебаркуль ее ж тоже зачем-то гоняли), но в 10-й бригаде спецназа на износ с ней не работали.
Общее мнение о машине офицеров весьма посредственное, в первую очередь из-за ходовых качеств. Все хотят убрать АКПП. На втором месте по пожеланиям - увеличение объема перевозимого полезного груза. На третьем - больше места для удобства экипажа и десантников. В плюсах отмечается противоминная защита, мягкая езда по трассе, кондиционер.
Офицеры считают, что машина неплоха была бы для конвоев, каких-нибудь полицейских операций, как командирский или связной автомобиль. Замена же СТС "Тигр" на "Рысь" в спецназе вызывает недоумение, т.к. пусть "Тигр" не имеет противоминной защиты, кондиционера, но он лучше с точки зрения внедорожных качеств и имеет больший внутренний объем салона.
Мои впечатления. Давно уже хотел пощупать автомобиль лично и услышать мнения о нем не ангажированных журналистов, а военных, непосредственно эксплуатирующих данную машину. Поскольку по бездорожью на "Рыси" проехать не пришлось, то основные впечатления были от удобства машины. Плотная внутренняя компоновка - следствие повышенной бронезащиты - конечно, удручает. Если машину эксплуатировать, как ту же командирскую, то никаких трудностей не возникает, много амуниции и боеприпасов возить не надо. Но если ее использовать, как единственное транспортное средство отделения/группы, то вопрос малого полезного объема становится ключевым. Разве что на крыше какой-нибудь багажник городить.
Надо бы Минобороны уже раскрывать карты для чего закупается данный бронеавтомобиль (налаживание сотрудничества с западными странами, скупка технологий или что там еще), а то вопросов у общественности слишком много.
...Подведу небольшой итог.
Бронеавтомобиль Тигр-6А возможно в этом году начнет проходить очередные госиспытания после устранения ранее полученных замечаний. Что изменилось за последний год в машине не ясно: сохранился ли прежний грузовой отсек? Мест 4 или 5? Не ужат ли внутренний объем? Что с пресловутой бронетурелью для защиты пулеметчика, которая, по слухам, сильно перетяжелила машину? Какие ходовые характеристики стали у машины после внесенных изменений? Всю эту информацию в лучшем случае, узнаем через год, когда завершатся испытания.
Бронеавтомобили ВПК-39272 и ВПК-39273 еще находятся на стадии опытных образцов, которые только в следующем году могут быть отправлены на испытания. В старой версии, как можно увидеть на фотографиях выше, данные автомобили не имели грузовых отсеков для перевозки имущества и внутри салона оное размещать было негде. Как должен стоять пулеметчик в них вообще не понятно, т.к. платформы для него не видно. Что изменится в машинах после переделки остается опять же только гадать.
Кроме военных версий бронеавтомобилей, компания ВПК выпускает и полицейские. Первыми ласточками были бронеавтомобили СПМ-1 и СПМ-2, главным различием между которыми был класс защиты по ГОСТ Р 50963-96 - 3-й и 5-й соответственно (плюс мелкие различия типа появления бойниц во второй версии). Противоминной защиты обе машины не имели.
СПМ -1 получил от пользователей не очень благоприятные отзывы в плане удобства, одним из которых было тесноватое размещение
Далее был разработан бронеавтомобиль СПМ-3 "Медведь", у которого заявлен уровень баллистической защиты 6А и способность держать подрыв под любой точкой днища 8 кг ТНТ. Машина весит более 12 тонн и предназначена для внутренних войск МВД России. На данный момент она проходит государственные испытания:
Мы уже проходим государственные испытания, должны все закончить в этом году. А в следующем планируем поставить внутренним войскам опытно-промышленную партию из пяти машин. Параллельно ведем подготовку к серийному производству, чтобы с 2014-го начать полноценный серийный выпуск.
Грузового отсека в данном бронеавтомобиле нет, только некие полочки между водителем и десантом. При подрыве, любые твердые предметы амуниции, боеприпасов с этих полочек могут разлететься по салону, послужив дополнительным поражающим фактором
В этом году на выставке "Транспорт в машиностроении - 2012" был продемонстрирован модернизированный СПМ-2М со специальными сиденьями, напоминающими противоминные, но отдельно о противоминной стойкости заявлено не было, класс баллистической защиты остался прежним - 5-й.
Как видим, установка специальных сидений уменьшила число посадочных мест, по сравнению с начальным СПМ-2 (6 против 9)
Кроме компании ВПК в нашей стране бронеавтомобили с противоминной защитой производит и корпорация "Защита", которая первой среди отечественных производителей успешно испытала на подрыв свою машину - Скорпион ЛША Б. Однако из-за жестких ТЗ на габариты и вес, которые, видимо, необходимы для возможности транспортировки по воздуху, автомобиль также получился достаточно тесным для экипажа вплоть до того, что приходится выбирать: брать весь десант, но без амуниции либо половину, но с вещами
Грузовой отсек отсутствует, размещение платформы с пулеметчиком весьма спорное с точки зрения удобства десантников
Кроме того, автомобиль имеет более слабую противоминную защиту, чем "Рысь", в частности под колесом держит 4 кг ТЭ, а под днищем - 0.6 кг.
Напоследок отечественная локализация "Рыси", в которой достаточно тесное размещение в салоне
Но при подрыве ничего не разлетится по салону, т.к. вся амуниция вынесена в грузовой отсек. Но тот, в свою очередь, имеет небольшой объем и все, что душе угодно, с собой не возьмешь. В СТС "Тигр" можно взять все, но противоминной защиты нет. В "Волке" противоминная защита заявлена, но все вещи придется брать в салон, где из-за них будет тесно и при подрыве все разлетится, да испытаний пока еще не было. В "Тигре-6А" вроде бы и грузовой отсек отдельно и в салоне тесноты практически нет, но автомобиль опять же все испытания никак не пройдет и противоминная защита заявлена слабее, чем на "Рыси" (5 кг под колесом против 6.5 кг).
Как видите, у всех машин есть свои достоинства и свои недостатки.
Так что же делать бедным военнослужащим, что им выбрать в таком случае? Поскольку отечественный опыт по эксплуатации бронеавтомобилей только-только начинает нарабатываться, можно посмотреть, как находят выход в таких случаях на Западе.
Часть имущества, которое не помещается в грузовой отсек и нецелесообразно помещать в салон, можно разместить снаружи
Кроме того, возможно, следует разграничивать задачи, под которые следует брать тот или иной автомобиль. Например, могу вспомнить свою службу, когда в 2009 году приходилось почти ежедневно патрулировать пограничные районы Абхазии. Маршруты были достаточно продолжительные, как по равнине, так и в горной местности и проходили исключительно по дорогам. Асфальта на них практически не было, зато почти на каждом метре присутствовала ямка. Поездка, на имеющихся у нас УАЗиках, превращалась в тряску по колдобинам, когда приходилось на минимальной скорости объезжать тысячи выбоин. Если мне, как командиру, еще было более менее комфортно в кресле спереди, то десант трясся на малопригодных лавочках сзади и проклинал поездку на чем свет стоит. Угроза подрыва была невысокой, но существовала. Вот здесь бы точно пригодилась мягкая подвеска "Рыси" да ее противоминная защита.
А для рейда по суровому бездорожью да, чтоб быстро промчаться, возможно, понадобится и что-нибудь подобное
http://youtu.be/Y962ZzfOglsА на бездорожье, где шансы подорваться гораздо ниже, чем на трассе, можно и "Тигр-6А" отправлять с меньшей противоминной защитой, коли он подтвердит свои ходовые характеристики.
Так что ждем испытаний в ближайшие годы "Тигра-6А", "Волка" и смотрим под какие задачи их определят.