Дорогой братец
Beginner, рада пообщаться. По-моему, совесть не могла возникнуть в человеке естественным путем, наоборот, для человека было бы
неестественно страдать и мучиться от ее угрызений, часто совершенно бесполезных для дела, не зависящих от времени, места, настигающих не в минуты самооценки, когда ее можно было бы спутать с делом разума - сожалением о невыгодном поведении, - а внезапно, не подвластными нам находами, уколами, или постоянным сильнейшим действием, даже во сне.
Совесть не является продуктом разума, не зависит от его развития или недоразвитости, но
разумом она осознается, и он часто бывает согласен с ее голосом. Отсюда возникает ощущение, что местоположение совести - в мозгу или уме человека. Но человек не может влиять на совесть,
не может ее изменить, но может пригасить, заглушить, замазать, заменить другим- как это часто случается. Он может загородить совесть разумным эгоизмом, совсем отказаться от нее, внести поправки - но всегда будет помнить, что все это он
проделал со своей совестью.
Если для совести не находится места в разуме, т.е. в мозгу, то где ее место? Может быть, там, где чувства? Православие помещает их в
сердце человека, потому что
от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12, 34-35). И еще:
Исходящее из уст - из сердца исходит, сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф.15, 18-19). Даю интересную ссылку:
Сердце как орган высшего познания
Итак, скорее всего место совести в сердце, именно оно является центром тела и души.
Но как чувства человека могут быть его обличителем? Чувства приходят как
следствие приговора совести в виде радости или раскаяния от поступков по или против совести. Значит, совесть - не чувство?
Святые отцы называют совесть
естественным нравственным законом Божиим, данным человеку при его сотворении. Еще в раю Адам спрятался от Творца не из страха, в раю не было страха, а от мук совести.
Цитата:
Совесть есть внутренний мздовоздаятель за все дела и поступки человека. Своим происхождением она обязана не какому-либо тварному существу, но Самому Богу, и является Его голосом, вопиющим внутри человека и удерживающим его от греховных действий. Она оценивает слова, дела и мысли человека, проникая во все сокровенные движения человеческого духа, имеет право или награждать за добро, или наказывать за зло.
Не слушает кто совесть— не слушает и закона Божия и Самого Бога. Раздражает совесть, раздражает и Самого Бога. И таковые христиане, которые против совести грешат, истинно Бога не почитают, но суть лицемеры: Бога бо без чистой совести почитать невозможно (Святитель Тихон Задонский)
И вот, как изшедшая от Бога, совесть всегда стоит на страже Божественного закона, жестоко карает всех, кто это закон нарушает, и привлекает благодать Духа (мир, радость и любовь) к тем, кто его исполняет. Иногда в жизни человека бывает упорная внутренняя борьба, когда все силы души склоняются ко греху. В этот критический момент только совесть остается верной своему долгу и стремится удержать от падения. Она наш кнут при беззаконии и пряник при исполнении закона, ведет к Богу, не дает пришедшим отпасть от Него. Она будет книгой, по которой нас станут судить в последний день.
Чистая совесть - это самый ценный результат жизни человека. Она дает способность бодро, мужественно и достойно переносить житейские беды и невзгоды; незамутненные, чистые воспоминания о прожитой жизни украшают дни старости, отгоняют страх смерти. Чистая совесть не боится Бога, но дает человеку способность видеть себя как Его образ.
Цитата:
Вера в чистой совести любит почивать и без совести чистой быть не может (свт. Тихон Задонский).
Не знаю, понятно ли я объяснила, почему считаю совесть тем, что не дает нам жить бессовестно?