О лени и материализме.
Пропасть мировоззрений – так бы я охарактеризовал всё, что происходит в этой теме. И основная причина непонимания – материализм. Заложенный в этом мировоззрении «материалистический дальтонизм» вырезает из восприятия серьёзную часть спектра, особенно то, что хоть как-то связано с человеком. Там, где Православное мировосприятие видит проявления нескольких факторов, материалист видит всего один (если вообще видит). Там, где Православие видит душу, разум и тело, материализм лицезреет лишь тело с его проявлениями, в кои по материальным понятиям входит и мышление (типа, как некие последовательности химических реакций в нейронах). Материалисты никак не могут взять в толк, что Православное мировоззрение не «вместо» материализма. Православие включает в себя материализм. Но только как надводную часть айсберга. А подводная (нематериальная) по материалистическим представлениям не может существовать. Ибо по тем же представлениям, ничего, кроме материи и быть не может. Утверждение, правда, недоказанное. А и хрен с ним – так проще. Всё бы ничего, но выводы, к которым неизбежно приходит материалист в отношении человека получаются из-за этого фундаментально неверными. Что тянет за собой длиннющую цепь логических заблуждений, уводящих далеко от реального состояния дел. Теория эволюции, зоологическая природа нравственности, фрейдизм и пр. и пр. – всё это последствия отхода от религиозного взгляда, последствия усечения его до того, что можно пощупать и потрогать. Уж сколько было говорено о смирении, что под этим термином понимается в Православии – всё равно все рассуждения продолжают исходить из совершенно другого его понимания. Плюс ко всему путается эмоциональное состояние с состоянием души. И это, похоже, не случайно. В этом плане я хочу привести один характерный пример «материалистических заблуждений» на этом форуме.
Пойнтс писал:
Цитата:
«Это естественная лень любого животного организма, когда контроль его человеческих качеств (обязанности перед обществом) ослабевает».
igrek возразил:
Цитата:
«Пойнтс приписал человеческие качества всем животным организмам, и это было некорректное объединение.»
Игрек был прав. А Пойнтс нет. Не прав он был и когда конктретизировал своё определение лени:
Цитата:
«Лень - это естественное качество любого животного организма, объективно вызванная стремлением к экономии энергетических затрат...»
Не прав и Максон, в полной мере разделяющий предположение о материалистической природе лени:
Цитата:
«Что такое вообще "лень"? Ушаков: "Отсутствие желания делать что бы то ни было." ...животные, в ситуации, когда потребности удовлетворены, могут предоваться лени. ...Раз потребности удовлетворены, то нет и желаний, тут всё просто. Он (Пойнтс) лишь назвал человеческую лень естественной, присущей любому "животному организму", что очень правильно, если разобраться в этом до конца.
Вот и попробуем разобраться в этом до конца, правильно ли это. Впрочем, скажу сразу – неправильно. Потому что попытки объяснить всё и вся на основе материалистического мировоззрения, очень часто приводят к подобным фундаментально не верным выводам – материалист, в своём стремлении познать что либо, выходящее за рамки материального, не в состоянии пройти сквозь материальные границы, отскакивает от них и начинает рыться в том, где уже многое истоптано и пройдено, пытаясь подобрать что-то, что как-то бы подошло под объяснение явлений, к материи имеющих самое отдалённое отношение. Лень – одно из таких явлений. И относится оно только и исключительно к человеку. К животным оно не имеет ни малейшего отношения, как не имеет отношения к животным и понятие греха вообще.
Во-первых, отсутствие желаний это ещё не лень. Тут, я думаю, не надо много объяснять. Например, апатия, депрессия, упадок сил, сон, обморок – эти состояния с ленью не имеют ничего общего, хотя во всех в них присутствует «отсутствие желаний».
Во-вторых, отдых и лень – это тоже «не одно и то же». Отдых – это восстановление сил, простое требование физиологии организма. В зависимости от степени усталости, отдых может быть и прерван, и возобновлён. Желания также могут как присутствовать, так и отсутствовать во время отдыха. Таким образом, определение лени как отсутствие желаний – неверное. В конце концов, что-либо делать можно и без желания.
Лень – это неделание того, что надо делать в условиях, когда для этого есть возможности.
С понятием «надо» тут есть одна особенность – оно применимо лишь к существам, обладающим свободой воли, т.е. к людям. Потому что «надо» непосредственно связано с постановкой цели, с её достижением. В отличие от людей, животные никаких целей себе не ставят. Они не обладают свободой воли, всё их поведение есть равнодействующая инстинктов – набора программ поведения, происходящих в основном из биологии, т.е. из материи. Пишу «в основном», потому что у высших животных, у которых есть некоторые проявления разума (у обезьян, например), иногда наблюдается торможение инстинктов во время принятия решения. Такое поведение случается, когда животным одолевают противоречивые инстинкты - низшие животные в этих случаях просто ждут, когда один из инстинктов начнёт превалировать. А высшие - проявляют элементы интеллекта, но только лишь для того, чтобы определить, какому из инстинктов отдать предпочтение. Понятие «надо» у животных отсутствует, ибо оно есть не продукт инстинктов, выражающихся в животном «хочу», а продукт разума, обладающего свободой от инстинктов (насколько – это уже вопрос второй).
Но, поскольку человек - это «душа в теле», т.е. в той или иной мере Разум его связан с организмом, в том числе и с животными инстинктами, без которых в нашем нынешнем состоянии никуда, то часто (практически, постоянно) возникает противоречие между «требованиями» материи (т.е. организма - его инстинктов, физиологии и т.п.) и требованиями разума, выражающихся в первую очередь в способности поставить Задачу-Цель своего существования, которая может не только не совпадать с сиюминутными желаниями – следствиями работы инстинктов, а даже прямо им противоречить вплоть до преодоления самых сильных инстинктов (самосохранения в том числе). Это противоречие, повторяю, присуще только Человеку. У животных инстинктам некому и нечему противоречить, единственное ограничение - это физические возможности животного (скорость реакции, сила, выносливость и т.д.). Никаких задач своего существования животные себе не ставят. Они «тупо» следуют инстинктам. Нет у них свободы в этом смысле - они полностью подчинены физиологии и инстинктам, потому их действия нельзя разделить на «грешные» и «праведные». Ибо понятие греха примениемо лишь к тем, кто обладает свободой воли, кто может самостоятельно избрать как «праведный» выбор, так и «грешный».
В этом кроется принципиальное, качественное отличие животных от Человека, обладающего некоторой Свободой от материи и живущего в Мире, где этой Свободой можно воспользоваться. В том числе и себе (и другим) во вред, что и называется грехом. Например, трусость – это грех, когда человек не может преодолеть страх (инстинкт самосохранения). Чревоугодие – когда не может преодолеть желание испытывать «вкусо-глотательные» ощущения. Лень в этом смысле такой же грех, только для условий, когда человек не может преодолеть не то, что страх, а простое нежелание. И в этом плане лень по идее должна быть более тяжким грехом, чем та же трусость (оправданий меньше). Во всех этих случаях общим является одно - неспособность человека сделать то, что надо, когда для этого возможности имеются, но отсутствует желание.
Простейший пример. Человек понимает, что надо идти на работу, а хочется - спать. В этой ситуации частенько проявляется лень. Если разум уступает желанию, т.е. между волевым (нематериальным) «надо» и биологическим (т.е. материальным) «хочу», он выбирает последнее – по сути «животное», значит, его одолевает лень. Одолевает, т.е. побеждает. Фактически в данном случае побеждает животное начало – человек не пользуется имеющейся у него свободой воли. Поэтому проявление лени по своей сути есть уподобление животному. Одно из. Часовой хочет спать – организм того требует. Однако умом человек понимает, что сон на посту чреват, и он борется со сном. Как поступает животное в таких случаях? Пока его что-то беспокоит, пугает, оно не спит – адреналин не даёт. Успокоилось – заснуло. Однако часть мозга продолжает вслушиваться (а то и вглядываться). Что-то хрустнуло – мгновенное пробуждение. (А если не хрустнет, то может и не успеть проснуться). То есть, сплошная череда инстинктов, сменяющих друг друга в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Такая же череда инстинктов присуща и часовому на посту – если он спокоен, ему хочется спать. Но те же «хрусты» в ночи также могут вывести его из сонного состояния. Однако часовой обладает разумом, который подсказывает ему, что подчиняться инстинктам, физиологии в его случае опасно, надо их преодолевать. Вот тут и проявляется «свобода воли» - подчинение организма через волю поставленной разумом задаче, чего нет и не может быть у животных.