igrek писал(а):
А_Ланов писал(а):
Есть, правда, ещё один неясный момент с исчезновением в одном месте и появлением в другом матки муравьёв "атта".
Поменьше читайте псевдонаучно-попсовую литературу и всегда пытайтесь проверить данные, если они сенсационнные. Хотя даже без проверки можно сообразить, что если бы телепортация муравьёв и в самом деле существовала, то это было бы на первых полосах газет и темой сотен диссертаций.
Я эту тему поднял лишь в свете схожести условий явления "чудес" - не вмешательство сознания наблюдателя. Можете про муравьёв забыть, я не настаиваю. Информации, действительно, мало. А опровержение (студента бауманки) всего одно нашёл, как и вы (если не считать ссылок на него). С другой стороны, "если бы телепортация муравьёв и в самом деле существовала", диссертации бы вряд ли появились - или бы были засекречены по "самое не могу", или, в случае соблюдения условия ненаблюдаемости, нечего было бы предъявить. Сами посудите: была матка, через какое-то время исчезла. Сам процесс исчезновения не зафиксирован. Чего писать в диссертации? Потом начинаются ближлежащие раскопки, находят другую матку. Однако процесс её появления там опять же, не зафиксирован. Может, она там была уже сто лет? Очень похожа? Ну, и что? Близнецов, что ли , не видели? И далее в том же духе. Не будет 100% состава эксперимента - между крайним моментом наблюдения и нахождением матки в другом месте могут быть лишь предположения. А это, извините, уже не эксперимент. Потому и нельзя считать, что факт телепортации зафиксирован. Нечего будет в диссертации писать, вот в чём казус.
На подобную тему есть очень много похожих моментов, особенно в археологии и палеонтологии - всякие молотки в куске угля, башмаки с раздавленным трилобитом внутри, трупный запах от костей динозавра и пр. (Грибник, кстати, тут тоже давеча демонстрировал). Всё это противоречит официальной научной доктрине и написание диссертации тут наталкивается на автоматическое противоречие теме исследования. А если факт только косвенный, его всегда можно посчитать артефактом с текущим отсутствием объяснений. Задача в том случае сводится к поиску объяснений, не противоречащих теории (или вообще - научной доктрине). Даже официально термин такой есть - научная загадка. Поэтому, то, что происходит с маткой атта (если это имеет место в действительности), с научной точки зрения и в соответствии с требованиями к проведению экспериментов, можно назвать не более, чем научной загадкой.
Цитата:
Так что если пытаться увязать муравьёв с непорочным зачатием, воскресением или кормёжкой пятью хлебами, то это скорее подталкивает к мысли, что упомянутые «чудеса» были придуманы людьми, чем к тому, что они произошли на самом деле.
Я всего лишь хотел обратить внимание на некие схожие моменты в условиях, в которых происходили "чудеса", а именно - обязательное отсутствие со стороны наблюдателей действий, направленных на желание "прояснить ситуацию", "убедиться лично", "проверить" и пр. С точки зрения задачи произведения этим чудом впечатления на людей подобные требования, скорее, затрудняют убеждение, чем его облегчают. Ведь, одно дело, когда кто-то лично проверял (как буханка хлеба, типа, на глазах увеличивалась после каждого преломления), и другое - никто не видел, каким образом всё происходило. Если бы исчезновение матки и её появление в другом месте происходило на глазах и перед объективами камер - это было бы неоспоримо. Когда же между одной ситуацией и другой есть ненаблюдаемая стадия, то, извините, "не верю" - читайте требования к экспериментам. В этом плане все чудеса в истории Христианства подпадают под
вторую, "процессуально не фиксируемую" категорию, все они в этом плане похожи на "исчезновение матки атта" - было так, стало сяк. Хочешь верь, хочешь не верь.
Цитата:
Вообще, мне кажется, что Вы идёте не по тому пути, когда пытаетесь доказать материальную возможность всех этих чудес через всякие партеногенозы и телепортации. Смысл чуда состоит как раз в том, что он нарушает физические законы, иначе это было бы не чудом, а фокусом. Если и воскресение, и непорочное зачатие возможно в природе, то совершившего их можно назвать гениальным физиком, химиком и биологом (а ещё и ловким фокусником, если он преподнёс это как чудо), но никаким доказательством Бога, души и вечной жизни это быть не может.
Наличие чудес, как явлений, противоречащих законам физики, ещё не означает их подлинной "чудесности". Может статься и так, что мы просто далеко не все изучили в области физики. Может, все наши нынешние представления не просто недостаточны, а глубоко и фундаментально ошибочны. То же явление телепортации может оказаться вовсе не перескоком в пространстве, а спокойным и плавным перемещением во времени - но не вперёд или назад, а "вбок". Вполне может быть, что время на самом деле это всего лишь одномерная событийная траектория в 3-х мерном событийном пространстве, ортогональном пространству геометрическому. Может, всё ещё проще - есть 6 ортогональных друг другу однотипных протяжённостей (измерений), из которых мы воспринимаем только 3, плюс одно из оставшихся четырёх моделируем в памяти из последовательности изменений воспринимаемого нами геометрического пространства. Мы движемся в событийном пространстве вслепую, моделируя в памяти свою событийную траекторию, которая, как известно, всегда одномерна, но может быть сколь угодно искривлена в 3-х невоспринимаемых нами измерениях.
На самом деле это всё достаточно элементарно, надо просто рисовать много (может, когда и соберусь). Так же как в геометрическом пространстве есть все его точки сразу, так же и в событийном есть все событийные точки, каждая из которых представляет собой строго одно конкретное состояние всего геометрического пространства. То, что видится нам как изменения - движение, рост и пр. - на самом деле есть последовательное событийное прохождение нами через конкретные фиксированные стационарные состояния геометрического пространства. Если кто-нибудь обращал внимание, когда сидя в купе вагона смотришь на рельсы через одну точку окна, то при прохождении поезда через ж/д разъезды и станцию (на хорошей скорости), создаётся впечатление, что соседние рельсы то приближаются, то удаляются к вам, сливаются, разделяются. Однако, мы все прекрасно понимаем, что они покоятся, а то, что нам кажется, есть лишь кажущийся эффект, возникающий в нашем сознании в результате движения нас, как точки восприятия.
Так и в случае со временем - мы в нём движемся через стационарные состояния геометрического пространства. И когда мы видим приближающийся автомобиль, то это следует понимать как последовательное прохождение наблюдателя через те точки событийного пространства, в которых нахождение автомобиля в геометрическом плане оказывается последовательно ближе: в данной событийной точке - на расстоянии 200 м, в следующей (отстоящей от первой на одно планковское время) - на расстоянии 200 м минус 1 планковская длина, потом - минус 2 планковских длины и т.д. В такой системе допустимо переместиться и "вбок"во времени. Поэтому, если на ваших глазах кто-то возник или наоборот, исчез, не пугайтесь.
Видимо, ваши событийные траектории просто разошлись: вы - вперёд-вверх, а он - вперёд-вправо. Там, где он оказался в следующий квант времени, не оказалось только вас, а всё остальное осталось. Для него не он, а вы исчезли. В вашей же событийной точке не оказалось, наоборот, только его - для вас он исчез. На самом деле оба присутствуют в одном событийном пространстве, просто в разных его точках - в полной аналогии с обычным геометрическим пространством. Никаких чудес.
(интересно, что в интернете полным-полно видеороликов про такие "чудеса телепортации". На меня произвели впечатление две записи: одна в лефортовском туннеле - там автофургон наехал на вдруг возникший грузовик (жуть!); другая запись - интервью с каким-то спортсменом (кажется) в зале получения багажа. Там исчезает женщина на заднем плане, после перекрытия её проходящей пассажиркой. Качество HD, и "ну, очень" похоже на неподделку)Ещё одну крамольную мысль выскажу. Если Творец Совершенен, то он должен был предусмотреть абсолютно всё изначально. Поэтому в Мироздании должен быть механизм происхождения всех тех чудес, которые так или иначе связанны с материальным миром. Возвращаясь к насыщению тысяч людей пятью хлебами, в свете изложенного это чудо выглядит как целенаправленное событийное перемещение по такой событийной траектории, во всех точках которой количество хлеба было постоянным (а всё остальное менялось так, как это виделось людям). Для движущихся во времени наблюдателей, это выглядело именно как постоянство хлеба в мешке. То есть, это как бы и не чудо, оно при таком взгляде не противоречит законам физики. Но тут встает вопрос, что из себя представляют сами эти "законы", если их восприятие нами основано на отсчёте их в движущейся во времени системе координат? Боюсь, для случая полноты восприятия (геометрии + времени) эти законы просто исчезнут, все они окажутся чем-то вроде "законов приближения рельсов на ж/д разъезде" - это "приближение-удаление" исчезнет, как только мы сойдём с движущегося поезда и получим возможность бродить по ним в любом направлении ("Как всё просто-то!")
Такое понимание Мироздания и нашей ограниченности его восприятия позволяет предположить возможность не "слепого" движения в событийном пространстве, а целенаправленного. Например, из состояния, когда есть площадка на вершине горы в состояние, когда на ней лежит брусок гранита в 800 тонн. А потом - когда на этом бруске лежит другой, точно повторяющий своей нижней частью верхнюю часть нижнего бруска. А мы тут про мегалиты понять не можем...
В этом плане я опять возвращаюсь к понятию Веры. Иисус Христос неоднократно повторял, что Вера людей оказалась причиной исцелений, а не Он Сам. Он оказался Тем, рядом с Которым Вера в людях резко усиливалась. Подобное происходило и происходит рядом с чудотворными иконами, в святых местах, при обращении к старцам и пр. - в меньших масштабах, но происходит. То есть, Бог в описанных в Евангелиях случаях исцелений всего-навсего позволял людям избавиться от неверия, и они в результате пробуждения Веры смогли переместить себя в "здоровую" событийную точку (Но, опять же, далеко не всем. Многим даже присутствия рядом с ними Самого Бога не помогло - они ждали, когда Бог их исцелит, ничего для этого сами не делая. А Бог не может спасти нас без нас - свобода воли неприкасаема даже Богом)