Мы стоим на пороге новой грандиозной трансформации человечества, которая связана с квазискачком в информационных технологиях, энергетике и переходом на качественно иные уровни причинно-следственных связей (любое человеческое взаимодействие опосредованно машиной).
Сущность этих процессов заключается в том, что человек не просто использует возможности компьютерной техники - идет встречное движение: с одной стороны, человечество вплотную приблизилось к созданию интеллектуальных компьютерных систем, а, с другой стороны, человек, включенный в информационные компьютерные системы, сам все более приобретает черты запрограммированной машины.
Противостояние, война «интеллектообразных» машин против «машиноподобных» людей это, к сожалению, не фантастика, эта может быть еще плохо осознаваемая или хорошо скрываемая реальность.
На мой взгляд, это основная глобальная причина всех системных противоречий современной человеческой цивилизации, так как все угрозы – военная, экологическая, демографическая, продовольственная, экономическая неравномерность развития – в конце концов, связаны с деформацией современного человека, потерей одухотворенности его существования, превращения его в безвольный приемо-передатчик социальных сигналов.
Человек в погоне за комфортом, за господством над природой добился того, что научно-технический прогресс, понимаемый как рационализация и оптимизация всеобщих причинно-следственных связей, привел к формализации, стандартизации и математическому моделированию общественных процессов, к господству формально логических цепочек, которые сводят практически все формы взаимоотношений к просчитываемым математическим матрицам. Кроме этого, систему человеческих взаимодействий уже невозможно представить без посредничества «машины» - телефон, банкомат, телевизор, компьютер. Коммуникационные сети и технологии стали не просто обслуживающими устройствами, без них уже невозможна жизнь человеческого общества, если их отключить наступит коллапс, так как на них переложено огромное количество функций.
Постоянное взаимодействие с «машинами» изменяет и качества самого человека, невостребованными становятся: воображение, сопереживание, сострадание – то есть эмоциональное восприятие информации, нравственная оценка передаваемой информации машину не интересует. Виртуальная копия реальной жизни не требует духовной самоотдачи. Вот почему насилие, страдания, которые царят в виртуальных мирах, формируют «машинную» бесчувственность и в реальной жизни.
Машинное творчество ограниченно возможностями заложенных в машины программ и скорее формирует искусные навыки, чем полет фантазии. Т.е. человек становится машиноподобным существом, которое в предложенных условиях бесчувственно выполняет запрограммированные команды, он теряет сущностные качества одухотворенной творческой личности – свободный полет фантазии, воображение, эмоциональность, сопереживание, совестливость. Как машиноподобное существо он становиться легкой добычей манипуляций и нейропрограммирования.
В этих условиях человек лишается возможности иррациональных, с точки зрения «полезности», поступков, он превращается в микросхему в глобальной коммуникационной системе. Но из курса «Логики» мы знаем, что любая формально логическая цепочка неизбежно ведет к абсурду. «Нашествие абсурда» привело не только к смешению понятий добра и зла, красоты и безобразия, нравственного и аморального, оно делает невостребованной даже необходимость этих понятий, оно уничтожает в человеке необходимость творчества, способность к одухотворенной деятельности, к состраданию, милосердию, любви. Вместо них ему предлагаются «псевдо-эрзац-сюр» виртуальные заменители этих качеств.
В стремлении человека с помощью познания приблизиться своими качествами к Богу, человек восстал против Бога, так как все больше остаются невостребованными именно те качества человека, которые считаются Богоподобными: свободная воля и способность к творчеству.
Поэтому еще раз повторю, все общественные противоречия, существующие в современном мире это проявление внутренних противоречий, раздирающих сложную сущность Человека: это противоречие биологического существа и разумного индивида, это вечная борьба неповторимой личности и частицы социума, это противостояние Человека духовного и Человека земного, грешного.
На различных этапах истории человеческой цивилизации эти внутренние противоречия Человеческой сущности имели особые проявления, если использовать библейские аллегории, то можно представить эти битвы так:
- битва «Человека духовного» против «человека-зверя, дикаря, варвара» закончилась - «Великим потопом»;
- для спасения «Человека духовного» в противостоянии с «человеком ритуальным, рабом общественных предрассудков» потребовалось вочеловечение Сына Божия Иисуса Христа. Евангелие (Благая весть) показала возможность победы Человека духовного над Человеком земным, грешным, она указала универсальный способ разрешения внутреннего противоречия человеческой сущности – любовь, самоотречение и добротворение ради других людей.
В настоящее время мы являемся свидетелями вторжения в человеческую сущность «рационального робота», который все более ожесточенно противостоит Человеку духовному.
Проблема превращения Человека в «машиноноподобные» существа связана с проблемами системы образования и воспитания.
В рациональном социуме, объединенном сложнейшими коммуникационными и информационными сетями нет потребности в уникальных свободных творческих личностях, которые слишком усложняют процесс принятия решений и управление.
Стандартизация и роботизация человеческого поведения, строгое регламентирование взаимосвязей различных социальных групп, манипулирование, дозирование и контроль над доступом к информации, управляемая социальная мобильность – вот путь подготовки человека к жизни в оптимизированном социуме.
Западная система образования уже давно перешла к формализации обучения и контроля «качества» образования. Весь контроль качества обучения стандартизирован, автоматизирован и взаимоувязан только с количественными, рациональными характеристиками: скорость чтения, скорость устного счета, количество прочитанных знаков, количество правильных ответов в предметных тестах и скорость их выполнения, регламентированность правильных ответов и т.д. Не похоже ли это на технические характеристики компьютерной техники?
На Западе уже давно тесты на интеллектуальный уровень являются жестким «ситом социальной мобильности»- это «прокрустово ложе», в которое заталкивают личность человека, вытесняя из его сущности «Человека духовного» и заполняя качествами «рационального робота». Но самое страшное, что, как и в варварские эпохи, современное общество все более становится – кастовым, перекрывая для большинства дорогу к выбору профессий, сфер деятельности, то есть свободу творческой реализации личности, предлагая роль микросхемы в управляемой коммуникационной системе под названием – информационное общество.
Цели определяют средства, и мы видим, что и российская система образования реформируется под «общечеловеческие» задачи формирования «машиноподобных».
Может показаться, что это абстрактные размышления, однако, постараюсь на бытовом уровне показать возможные последствия реформирования российского образования по западным образцам, начиная с введения ЕГЭ, как основного способа оценки качества знаний, и кончая Болонскими соглашениями о приведение структуры и содержания образования в России в соответствие со стандартами западного рационального образования.
Российская экономика все более втягивается в управляемый кругооборот мирового хозяйства, однако особые стандарты уровней образования создавали проблемы для признания российских дипломов за рубежом, с одной стороны, но, с другой стороны, препятствовали проникновению на наш рынок труда специалистов с западными сертификатами образования.
Как только эти препятствия будут устранены, в условиях, когда советская система образования, основанная на традициях русской школы единства воспитания и обучения, разрушена, а западная система только внедряется в России, у наших специалистов со стандартизированными дипломами двухуровневой системы высшего образования, нет практически никаких шансов в конкуренции на рынке труда с западными специалистами. Так что в ближайшее время на должности специалистов, младших и средних руководящих работников в Россию хлынет азиатско-африканский поток стандартизированных специалистов из Европы и Америки. А в условиях бюджетной дискриминации и растущей коррупции российского образования рейтинг российских вузов будет давать возможность занять только должность помощника младшего специалиста.
Советская система образования представляла собой разноступенчатую, многовариантную, многофункциональную, взаимодополняемую структуру, которая обеспечивала подготовку квалифицированных специалистов для всех уровней должностей, начиная от рабочих специальностей и до персонала академических научных учреждений. Она позволяла творчески совмещать приобретение профессионального опыта и повышение уровня знаний, компетентности в избранной специальности. Ее разрушение началось с введения стандартных должностных квалификационных требований к формальному уровню образования, когда наличие диплома об уровне образования подменило собой при назначении на должность реальную оценку профессиональных навыков и потенциальных возможностей специалиста. Получение диплома – стало самоцелью, а протекция или по- русски- «блат» при назначении на руководящие должности привела к деградации профессионализма, в условиях внедрения западных стандартов профессиональной мобильности, основанной на рейтингах ВУЗов и свободном перемещении рабочей на рынке труда российские выпускники будут не востребованы.
С проблемой воспитания и образования неразрывно связана и проблема познания. Сейчас нет необходимости затрагивать вековые философские и религиозные дискуссии теории познания, только постараюсь наметить современные противоречия, которые могут стать антагонистическими. В наше время изменился характер процесса познания, он, из личностно-индивидуального, опытно-практического, эмоционально-чувственного, все более превращается в стандартизированный, формальный, модельно-виртуальный. Человечеством накоплено такое количество информации и опыта в различных отраслях знаний, такое количество техники и такие технологии, которые способны уничтожить саму жизнь на земле, что до бесконечно малой доли из общего объема, накопленных человечеством знаний уменьшается информация, которой может овладеть отдельный человек за свой непредсказуемо короткий срок жизни. Я бы применила такое образное определение современного носителя знаний - только все человечество во всей полноте взаимосвязей является сейчас субъектом познания.
Поэтому возрастает необходимость одухотворенности познания, персональной ответственности за практическое применения знаний, поскольку созданные человечеством объекты производственного и военного назначения способны многократно уничтожить жизнь на земле. Под неодухотворенном познанием я понимаю такую познавательную деятельность человека, которая не пытается искать и соответствовать Божественным закономерностям, а стремиться к господству над природой, ведет к противопоставлению человека и Бога, к богоборству. Нанотехнологии, генетика, кибернетика вплотную подошли к возможности создания неодухотворенных биокомпьютерных разумных существ «Интеллектобразных» машин как альтернативы Божьему созданию – человеку. Вот он скрытый вызов человечеству, вот катализатор апокалипсиса – войны между недочеловеками. Потому, что интеллектуальная машина и машинообразный человек – это формы недочеловеков, так как машинообразный теряет одухотворенность, интеллектоподобный не может иметь ее по определению. Они не одухотворены свободной волей и любовью, как высшими формами самоотречения ради других.
Западная цивилизация, избрав своей целью рационализацию существования ради удовольствий, обезбожилась и потерпела фиаско, потеряв способность генерировать свободных творческих личностей, та же участь постигла и русскую цивилизацию, которая попыталась осчастливить человека удовлетворением его растущих потребностей на основе создания материально-технической базы коммунизма, подменив одухотворенность – материальным благосостоянием.
У России нет времени повторять тупиковый вариант западной цивилизации, мы с Божьей помощью должны найти адекватный ответ на новый исторический вызов, поскольку в отличие от Запада Россия сохранила крупицы истинной одухотворенности и Божественного вдохновения.
Нам незачем соревноваться с Западом, догонять и обгонять его на пути к пропасти, единственно возможное решение - это восстановление утраченных и искаженных взаимосвязей русской цивилизации, преображение сущности человека на основе изменение целеположения, не ограниченного временем земной жизни. У каждого из нас впереди вечность и неизбежная встреча с Богом!
Современная Россия, порабощенная Западом, находится под наркозом пиаровского дурмана, рекламирующего западное благоденствие. Только воскресив христианскую шкалу ценностей, отвергнувшись соблазнам гордыни, самонадеяния, сребролюбия Россия сможет предложить миру – новый тип самоуправлемого содружества, но сначала надо возродить русский характер – как образец одухотворенной личности.
«Русский характер – мудрость, честь и ответственность»
Мы, русские, должны стать такими, чтобы каждый захотел стать русским, или хотя бы нашим другом, не для того, чтобы получать экономические преимущества от сотрудничества, а потому, что русские - сильные, но добрые, незлопамятные, веселые и талантливые, мудрые и искренние. Мы, русские, пройдя в очередной раз через предательства, разочарования, искушения, сопротивления должны опять предложить миру новую форму общественного бытия, но основанную не на удовлетворении все возрастающих потребностей населения, а на удовлетворении потребности каждого в защищенности, уверенности в помощи, милосердии и любви. Прагматические, реальные черты этой формы общества пока не совсем ясны, многое вызывает яростные споры и несогласия у различных представителей русского общества. Но путем открытого обсуждения, путем компромиссов, толерантности и здравого смысла, на основе научного анализа нашего исторического опыта, можно сформулировать основные принципы, тактические и стратегические цели новой государственности русской цивилизации и начать ее создавать. А самое главное необходимо готовить новую русскую элиту с русским характером, которая бы смогла организовать эту трудную работу - возрождения русского государства.
Многие воспринимают слово «элита» вульгарно, потому что в настоящее время понятие «элита» (идеологические, политические и хозяйственные руководители государства, лучшие представители профессиональных сообществ), связано с распущенностью, необразованностью, чванливостью, «плебейским барством», публичной вседозволенностью, с презрением к элементарным нормам этики и эстетики, антикультурностью, с непрофессионализмом и некомпетентностью. Но при этом следует обратить внимание на интернационализм и мощную «круговую поруку», которая объединяет представителей современной российской «элиты» в общем стремлении «наварить» на богатствах России и «отвалить».
Поэтому главная задача возрождения России - создать новую культурную среду, в которой вырастить, обучить, воспитать новое поколение национальных политиков, экономистов, юристов, журналистов, публицистов, генераторов идей, предпринимателей, управляющих, организаторов, бухгалтеров, врачей, военачальников, ученых обществоведов, социологов, преподавателей, деятелей культуры, искусных мастеров своего дела для всех отраслях народного хозяйства – профессионалов-патриотов.
Понятно, что на это потребуется время и деньги, и многие могут не согласиться с тем, что вместо объединения усилий в борьбе за власть предлагается основное внимание обратить на народное образование и воспитание. Но даже самому патриотическому руководству страны необходимы будут специалисты, профессионалы, которые смогут компетентно управлять, организовывать, производить, поддерживать безопасность страны внутреннюю и внешнюю, защищать экономические интересы на внешних рынках.
Я знаю, какие контраргументы можно услышать от настроенных по-боевому наших соотечественников, которым трудно терпеть унижения, нищету, видеть развращение населения и разграбление не только материальных, но и духовных богатств России особенно в больших городах, да и в русской деревне истощается русский, православный дух. Но следует поставить вопрос: Какой героизм нужен сейчас матери-Родине?
Иногда приходится видеть современных «русских-героев», которые «в древних шлемах и латах» демонстрируют под видеосъемку наш исторический «колоритец», а в домах у них в подъездах, во дворах - грязь, дети их плохо знают русскую историю, не знают русских традиций; советских, военных песен, фильмов, литературных произведений; они часами просиживают за компьютерами, ничего сами не умеют ни организовать, ни самостоятельно сделать, да и веселиться могут лишь «под кайфом» на дискотеках; плохо учатся в школах, не читают, не интересуются искусством, творчеством – ну просто, готовый полуфабрикат для дальнейшего одурачивания и зомбирования прозападными СМИ с целью формирования касты неприкасаемых чернорабочих.
Посмотрите в транспорте на отношение русских «мужей» к женщинам – невнимание, хамство, безразличие. Иногда я удивляюсь, как вообще женщина может родить, если ей какое-то время приходится беременной ездить на работу. А отношение к старикам. Нашим старикам столько досталось: военное, послевоенное детство и юность, коммунальная молодость, бараки строек советских пятилеток, постоянная трудовая деятельность, чтобы дать детям образование, квартиры, помогать воспитывать внуков, а за это нищенская пенсия, потеря всех, даже небольших, накоплений; постоянный страх одиноких стариков за свою жизнь, постоянные муки совести – почему они не смогли уберечь Россию от разграбления, своих детей от развращения, невозможность спокойного, заслуженного отдыха, внимательного здравоохранения, да они еще слабо могут разобраться в новых экономических терминах, законах, которые, как назло, все время меняются… Ведь эти старики - неудобные, злюканные, больные – должны быть нашими бабулями и дедулями, девушки и женщины – матушками, сестричками, любимыми, женушками, а дети – всегда на Руси были самым святым в каждой семье, мужчины должны быть – защитниками, дружинниками, заступниками, воинами, устроителями, созидателями – настоящими русскими людьми.
В «психологической войне» Западной цивилизации с Россией и ее народом были применены изощренные, разрушительные формы воздействия на сознание людей, которые должны были разрушить вековые архитипы, почти генетически передаваемые представления: о добре и зле, о правде и лжи, о красоте и безобразии и т.д. А затем заменить их - комплексами неполноценности, унизив и извратив историю народа, оболгав лучших представителей, а следующий этап воздействия это навязывание иных, удобных для Запада стереотипов поведения.
С точностью до наоборот были разрекламированы качества противоположные православным христианским добродетелям, которые всегда были основой русского национального характера:
Нестяжание - корыстолюбие;
Целомудрие – прелюбодеяние;
Соборность – индивидуализм;
Аскета – невоздержанность;
Искренность – лицемерие и так можно продолжать и продолжать.
Нам предложили новый девиз жизни - главный американский лозунг из последнего монолога Скарлетт Охара – героини культового фильма «Унесенные ветром»: «Я буду убивать и воровать, но никогда не буду голодать!».
Поэтому, чтобы возродить Россию, нам необходимо возродиться самим, нам необходимо восстановить, возродить - русский характер.
Не тот, «русский характер», представления о котором десятилетия навязывали CNN, BBC, различные голоса из недалекого и совсем дальнего зарубежья - придурковатый, необразованный, вечно пьяный, матерящейся, грязный, буйный, неуправляемый, непредсказуемый, необязательный, сладострастный дикарь.
Настоящий русский характер - это характер православных русских князей, дружинников, самодержцев и дворян, которые строили русскую государственность, развивали культуру, искусство; характер купцов и промышленников, которые продвигали русские товары на международные рынки, создавая славу русскому качеству товаров и деловых отношений; характер ученых и педагогов, которые дали миру научные школы и великие открытия; характер крестьян, рабочих, ремесленников, солдат, которые всю жизнь трудились и воевали, защищая экономическую и территориальную независимость Родины. Такой русский характер был у тех, кто в советское время продолжил великие традиции предков – напряженный труд, смертельный бой с врагами Родины, самоотдача, самопожертвование ради счастья будущих поколений.
Настоящий русский характер – это личности духовных лидеров России: православных святых, российских светочей - святителей, преподобных, праведных, мучеников земли русской.
Было бы глупостью считать, что все, считающие себя русскими – религиозны, искренны, воспитаны, воздержаны, обязательны, трудолюбивы и т.д. Господь каждого из нас наделяет уникальными качествами и неповторимой судьбой, но потомки многовековых человеческих общностей, которых территория и общая историческая судьба, объединила в мощные цивилизации имеют общий вектор направленности архитипов и стереотипов поведения. Эти национальные стереотипы формируют представления о менталитете народа и его типичных представителях.
Русский характер – это устремленность в вечность, в будущее; это жажда божественного благословения на хорошие, добрые дела; это постоянные муки совести потому, что невозможно найти разрешения противоречиям между мирскими обязанностями и долгом перед Богом; это сострадание, милосердие; это восторженная влюбленность в природу, родную землю; это бесстрашие в защите своей семьи, детей; это мощная сила физического и духовного терпения в жизненных испытаниях; это жертвенность; это умиление и искрометное веселье в радости, это неиссякаемый источник фантазии и творчества; это упрямость в достижении целей и сводящая с ума лень, когда невозможно осуществить новые идеи; это преданность, честь и обязательность и еще много качеств совестливой, сильной, волевой, созидающей, жизнерадостной, надежной личности.
Практически все мы взрослые с тем или иным прилежанием изучали обществоведение, философию, читали Евангелие, где выделяется один из основных законов мироздания – закон всеобщей взаимосвязи, закон вечной сопричастности всего и всех во времени и пространстве. Русские стали великой цивилизацией именно потому, что их всегда отличало искреннее ощущение этой сопричастности, соборности, взаимоответственности за тех, кто слаб телом или духом, кому нужна помощь, за детей и их будущее. Самопожертвование для русского - это не эффектный трюк, героический, победный удар (как в западных боевиках), а тяжкий жизненный подвиг – вот русский характер и русский героизм. Вспомните, Куликово поле – это не конец монгольского ига, а лишь начало конца, после него еще столетие, русские набирались русскости, чтобы уже навсегда, на всех картах было большими буквами на 1/6 части мира написано - РОССИЯ. Именно тем, что русские не будут сразу отвечать злом на зло, исходя из того, что в основе их мировоззрения лежит все та же великая мудрость всеобщей взаимосвязи - не делай другим того, чтобы не хотел, чтобы сделали тебе, воспользовались, уверенные в своей хитрости, разорители нашей страны. Отчасти им удалось разорвать связи времен и поколений. Мы забыли, чему учили нас наши деды – что посеешь, то и пожнешь, все - добро и зло, возвращается, если не сразу, то в вечности, если не к непосредственному виновнику, так к его детям и внукам.
Поэтому первая тактическая задача современного поколения русских людей – должна быть – восстановление связи времен и поколений, через восстановление семейных, соборных условий взаимопомощи и взаимоответственности, возрождение настоящего русского характера. Начать каждый может немедленно, не дожидаясь директивных указаний, правда начать очень трудно, потому что, начать придется с себя. Очень трудно преодолеть, к сожалению, нашу национальную, любимую болезнь- лень.
Ну, ребятушки, уж дурака навалялись, язычками натрепались, кулачками нагрозились – пора и за дело браться – опять из пепла возрождать себя и Родину. А работенка эта долгая, грязная, неблагодарная и трудная, потому что надо ответить на один самый трудный вопрос: «Ты хочешь стать великим героем, или хочешь, чтобы русская цивилизация сохранилась как нация героев?» Если ты за русскую цивилизацию, то нужно всего-то пожертвовать все отмеренные Богом годы жизни службе народу и Родине, на том поприще, где необходимы будут твои знания, твои возможности, твои способности, все всякой надежды на благодарность потомков, и высокий уровень благосостояния. Ну, а, если хочешь стать героем, то здесь богатый выбор – Дом-2, Фабрика звезд, «Последний герой» и другие интерактивные игрища и гульбища. (Я прошу правильно понимать, отношение к этим телевизионным программам - это не ханжество. Ничего плохого нет в том, что молодые люди, например, хотят построить дом, на Руси вообще дома строили всем миром. Ничего плохого нет в том, что современные средства коммуникации будут информировать народ, о том, как идет строительство, как строятся новые отношения между людьми в ходе общего дела. Проблема в том, что через внешнюю традиционную форму взаимодействия и взаимопомощи людей нам пытаются навязать дешевую бытовуху с порнухой. А формы взаимоотношений «героев» этих «страшных былей» сделать образцами для подражания нашим детям). Или еще один способ «героического существования» - тупо накачивать мышцы для, того, чтобы когда-нибудь, где-нибудь «постоять» за русскую идею, а после тренировки - уставшими, но довольными плюхнуться на сидение в метро или автобусе, пусть видят как, не жалея себя, готовятся к битвам защитники Великой Руси. Или еще один популярный способ «русского героизма» - от души «поболеть» за «наших» на футболе, хоккее или любой другой спортивной игре. Это ничего, что потом разгромленными остаются стадионы, транспорт, улицы, а ведь они тоже достояние нашей страны. А уж за бутылкой, другой поговорить о том, куда девался русский дух, посетовать на засилье «черных», обматерить власть, построить планы, как мы всех победим, побьем, разгромим. А, если этих «горе-героев» спросить, что вы умеете делать, что вы в своей жизни построили, придумали, кому реально помогли, так в «этих базах данных своей памяти» они вряд ли найдут соответствующую информацию. И вот такое поведение «русских героев» может только дискредитировать идею русского возрождения. Надо подумать, а не специально ли создаются такие организации «якобы русской патриотической направленности», чтобы вызывать у обывателей животный страх перед всеми кто представляет русскую идею?
Так как же победить в войне интеллектообразных и машиноподобными – надо противопоставить им возрождение русского характера.
_________________
|