malchish.org

Форум Мальчиша-Кибальчиша
Текущее время: Пт мар 29, 2024 4:49 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вс сен 03, 2006 4:53 pm 
Не в сети
Автор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт сен 29, 2005 5:47 am
Сообщения: 118
Откуда: Новосибирск
Три типа цивилизации: Запад, Восток и Север -
и поведение людей в экстремальных ситуациях


(Из книги заслуженного полярника Чеурина «Самоспасение без снаряжения»)

Предисловие
Есть два способа адаптации к экстремальной среде: «капсулирование» (отгородиться от среды) и открытость.
Открытый человек изначально считает себя частью Природы; для него выживание из преодоления, переламывания ситуации превращается во вживание в условия, т.е. поиск своего места и функций в окружающей среде.
Там, где «капсулированный» человек видит угрозу жизни, открытый человек видит Красоту.

Экстремальную ситуацию открытый человек воспринимает как вопрос любимого учителя (который задаёт сложные вопросы, но всегда поможет найти ответ).

Чеурин пишет, что ему запомнился диалог с чукотским охотником.
Охотник уезжает зимой в полярную ночь один на собачьей упряжке за 300 км (!), к соседу. По делам.
Спрашиваем:
- Не боишься?
- А чего бояться? Тундра – дом родной!
- А вдруг что-нибудь случится? Что будешь делать?
- Не знаю!
- Как же, не знаешь, а едешь?
- А вот если случится – тогда и буду знать!

Откуда у него такая уверенность, что в ещё неизвестной экстремальной ситуации мысль, единственно верная – обязательно придёт? («Если случится – тогда и буду знать!»)
Откуда такая уверенность в своих творческих способностях?
Причина – доброта отношения к этой самой тундре, ко всем её обитателям, умение видеть красоту даже во «мраке полярной ночи», не говоря уже о многоцветье полярного лета.
Секрет выживания этого северянина не в силе и не в знании, а в культуре. В культуре общения с окружающим миром.

Мы привыкли: без инструкции, без предварительного обучения – ни шагу.
А у северян предварительные инструктажи – на уровне запрета.
На вопросы они отвечают исключительно после действия, личных усилий и личных ошибок спрашивающего, и накопления конкретных вопросов. В виде конкретных ответов.
Скорость обучения возрастает в таком случае многократно. (Это перекликается с известной многократно оспоренной «проблемной педагогикой»).

Три типа цивилизации: Запад, Восток и Север

Представитель Западной цивилизации, «Натуралист», «победитель» .
Его принцип: опережающее насилие, «священное право» победителя брать из окружающего мира всё без исключения, не взирая на цену и последствия; «обязательность» для окружающих служить «победителю».
Готовясь к походу, он обезпечивает себя по максимуму разного рода оборудованием и снаряжением.

Представитель Восточной цивилизации, «Созерцатель», учится приёмам психо- и само-регуляции, осваивает восточную философию, изучает фито-терапию и т.п.; учится путём медитации получать нужные знания.

Представитель Северной цивилизации, «Деятель», считает, что запасаться неактуальным на сегодняшний день снаряжением и знанием безсмысленно. Есть сегодня более необходимая деятельность.
А если событие (экстремальная ситуация) произойдёт? – надо подготовить свою психику к работе в режиме генерации идей.
Почти ничего не имея и почти ничего не умея, Деятель надеется на русскую смекалку и на то, что у него всегда под рукой.

Три типа после чрезвычайного происшествия:
Натуралист – пользуется снаряжением; в случае его отсутствия ищет виновных;
Созерцатель – использует имеющиеся у него знания;
Деятель – творчески оценивает ситуацию; всё необходимое находит в окружающем мире и в самом человеке.

Отношение трёх типов к окружающему миру:
Для Натуралиста он «враждебен», и Натуралист «защищается»;
Для Созерцателя окружающий мир «нейтрален», и сам он отстраняется;
Для Деятеля окружающий мир добр (взаимная доброта), и он вступает с миром в доброе взаимодействие, рассчитывая на помощь людей, зверей и обстоятельств.

Отношение трёх типов к криминальным экстремальным ситуациям:
Натуралист – «я всегда стреляю первым»;
Созерцаель – «я не хожу там, где стреляют»;
Деятель – «где я хожу – там не стреляют».

Преодоление чувства жажды:
Натуралист – мужество и терпение;
Созерцатель – медитация;
Деятель – игра с собственным организмом.

Человек заблудился в лесу.
Осознав это:
Натуралист – мужественно преодолевает трудности, максимально используя ресурсы окружающей среды, присваивая себе право брать у Природы всё, что может быть ему полезно;
Созерцатель – настраивает себя на равнодушие к тщетным попыткам окружающего мира вывести человека из душевного равновесия;
Деятель – воспринимает ситуацию как подарок судьбы, возможность испытать, увидеть и познать что-то важное. Он ищет контакт с окружающим миром, находит с ним общий язык, живёт по законам окружающей среды, спасает не столько себя, сколько окружающий мир. И спасается в итоге сам, практически ничего в начале не имея и не умея. Берёт у Природы всё необходимое для выживания, но не более того. И берёт в долг. А потом находит способ вернуть этот долг. Как? Это вопрос личной этики и культуры.

Для большинства ситуаций у каждого типа – своя линия поведения.

Россия – не Запад и не Восток.
Россия – Северная страна.
В России живут в мире представители всех трёх типов, при ведущей роли Деятелей.
В три-алоге представителей трёх типов может родиться принципиально новое решение. Организовать конструктивный три-алог представителей трёх типов – это задача Деятеля.

=========================================================

Как помочь человеку выработать мироощущение Деятеля? – в деятельности.

Чеурин с товарищами ведёт работу с подростками, в т.ч. проводит 2-недельные смены с походами почти без снаряжения, со сплавом по реке, и т.п.
Важно, что главным Чеурин считает передачу не столько разных частных практических навыков (как быстро разжечь костёр, имея только сырые спички и сырые дрова? и т.п.) –
но передачу мировоззренческой культуры Деятеля, и возрождение добро-нравных русских культурных традиций.
В первый день смены они проводят игры, позволяющие из незнакомых ребят к концу дня сформировать дружный дееспособный коллектив.
Это очень нужно нашим школам и училищам.

Чеурин проводит (и у себя в Екатеринбурге, и с выездом в другие города) 3-дневные курсы подготовки инструкторов по ведению такого рода работы (с выдачей «корочек», что тоже существенно).
Курсы подготовки инструкторов платные, в обучающейся группе должно быть человек 12.
Уточнить детали, заказать его книгу и видео-фильмы на CD (в одном фильме показаны эпизоды из походов с подростками, в другом объясняется, что такое мат и почему эти слова не надо употреблять) можно, связавшись с самим Чеуриным.
Кому это интересно - обращайтесь ко мне по привату (дам координаты Чеурина).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Реклама.