Luk_M писал(а):
Вольд предложил нечто как базис для объединения. Почему я выделил это из ряда множества аналогичных банальных (каковые Вы так не любите) идей? Вольд предложил конкретную формулировку - Светское Православие.
Хотя может быть название будет вызывать отрицание, как у верующих, так и у атеистов (по разным причинам), но я, по прежнему, считаю, что это лучшее определение возможной идеологии. Важно всем понять, что у нас должны быть общие ориентиры, но возможно разные пути их достижения. Это требует терпимости, но не требует отречения от своих принципов. В условиях надвигающегося кризиса всё-таки лучше быть терпимее и терпеливее.
Теперь мой взгляд на коллективизацию и индустриализацию.
Мне нравятся, как китайца говорят про Мао: «70% хорошо, 30 % плохо». Это первое, что надо сказать об этом периоде.
Второе, изучить возможные альтернативы и определить – подходит ли осуществлённый выбор под понятие наименьшего зла.
Я выскажу своё мнение. На рубеже конца 20-х годов альтернативы не было: только используя крестьян и за счёт крестьян - провести модернизацию государства. Учитывая, что на многих руководящих постах находились волантюристки настроенные русофобы, ожидать лёгкого и бескровного решения вопроса было нельзя. Но и консервировать ситуацию было нельзя – надвигался голод и большая война. В этом то и состоит суть той эпохи, что любое решение было связано с жертвами и трудностями. И в любой ситуации первым стоит вопрос: кто понесёт основную тяжесть происходящего. На конец 20-х этими терпилами было выбрано крестьянство. В случае консервации ситуации – всё государство.
То же будет и сейчас – нужно будет сделать выбор – кто будет нести основную тяжесть испытаний. И по другому не бывает. В этом-то и состоит драма любой власти – они не могут (за редким исключением) облагодетельствовать всех. Любой совестливый человек будет в ужасе от такой перспективы, но если он находиться на олимпе власти – то он не может бездействовать бесконечно – рано или поздно – он должен сделать выбор. Сталинское руководство выбор сделало. Не себе они искали наград и хорошей жизни, а видели перспективу в лучшей жизни для народа. И не зря, после того, как народ выполнил возложенную на него задачу, в 36-37 году (хотя это произошло раньше в 34), госмашина , развернулась в сторону трудового народа, а репрессии в основном прошлись по правящей партии, т.е. выбор был сделан в пользу большинства.
Этот период одновременно и героический, и печальный, ибо много было сделано непоправимого, но сделано было главное – страна рывком провела модернизацию и смогла сломить хребет фашистского зверя.
Вывод прост: надо думать головой уже сейчас, когда ещё всё хорошо, когда есть резервы и возможности модернизации без надрыва, без репрессий и нужды. Иначе потом будет в сто крат хуже. И придётся принимать такие решения, которые нельзя будет простить, но и не принимать их нельзя.
В чём же я вижу православный взгляд на это время? Брать грех на себя ради других это тяжёлая ноша, т.к. не смотря ни на что, злодеяния так и останутся ими. И судить будут и потомки, и история, а, может быть, и Всевышний строго. Но тем, кто решился на это ради других – надо пожелать удачи – вполне возможно этот крест они несут ради нас с вами.