Грибник
Цитата:
Прежде всего это касается требование "смирения". Лично я полагаю, что это для рабов требование. То есть православная религия создавалась в расчёте на внедрение рабской психологии
Столько уже говорено было о христианском смирении, столько раз разъяснено,
что под смирением нами подразумевается, что было бы странно, если бы я не
смирилась перед людской забывчивостью и еще бы раз не напомнила о нем, ради того, чтобы поняли нас, приняли наше объяснение и
не приписывали смирению того, чего оно не имеет. Но сделаю это не своими словами, а очень доступным объяснением уважаемого АЛанова, которое
висит в смотровой на 18 странице этой темы. Помещаю его здесь, чтобы не давать труда не желающим искать.
Цитата:
О смирении
Многие ошибочно понимают христианский термин «смирение», как синоним покорности (безволия, бессилия, неспособности чему-либо противостоять). Сразу скажу, что к покорности понятие «смирения» отношения не имеет. Ни малейшего. Оно вообще не лежит в этой плоскости. «Смирение» происходит от слова «мир» («мера»). Дословно «смирение» означает «с миром», «возврат в мир», восстановление человеком личной гармонии с миром. То есть, восстановиться, стать его частью. Свобода выбора, которой наделён человек «по образу и подобию», по большому счёту это свобода «грешить - не грешить», «каяться – не каяться». Цепочка этих «проявлений выбора» в конечном счете и формирует судьбу человека, то есть череду событий, происходящих с ним и вокруг него. Православие учит ко всему происходящему относиться смиренно, что многие (по незнанию) воспринимают как призыв к покорности, как проявление фатализма: типа, всё давно предначертано, «чему быть – того не миновать». И совершенно справедливо возмущаются этим, потому что безысходность, бесполезность что-либо изменить и связанный с этим «пофигизм», непосредственно вытекают из фатализма логически. Возмущаются, кстати говоря, как раз от того, что где-то в глубине души по-православному верят в свободу выбора и наличие этой свободы у человека. Однако по незнанию переносят свою ошибку на всё Православие.
Насколько я понял, Православие говорит: в какой бы ситуации человек не оказался, что бы с ним не случилось, всё это есть результат всей его жизни, всей предшествующей этому моменту «цепочки» его грехов и покаяний. Если тебя вдруг «ударили по щеке» (по голове, попал в ДТП, украли деньги, сгорел дом, войной пошло соседнее государство), то первое, что надо подумать – «всё это мне (нам) по грехам моим (нашим)». Не мою жизнь пересекли те, кто «бьют по щекам», а я сам, по своей грешности перестал видеть верную дорогу, свернул с неё, совершив нравственные проступки, и пришёл туда, где бьют. Это первое. Второе. Осознав это, я должен вернуться «на путь истинный». Но! Уж коль скоро я попал в такую ситуацию и мир так устроен, что назад «не отыграешь», значит придётся какое-то время идти через эту неприятную череду событий, где судьба будет меня «бить». Иными словами, понимая, что этот «удар по щеке» вряд ли последний, я должен быть готовым к тому, чтобы выдержать все эти удары (вынести все удары судьбы), сколько бы их ни было. Смирение, говоря современным языком, это способность человека в тяжёлой ситуации сохранять хладнокровие, объективность восприятия, иметь связанную с этим способность «делания» верных выводов и способность найти в себе силы выйти из неё. То есть, не раздражаться ситуацией, а спокойно и взвешенно её оценить; не обвинять всё и вся вокруг, а трезво определить и, главное, признать причины своего попадания в неё, и не ждать, когда тебе принесут «выход из положения» на блюдечке, а пытаться найти его самому; не отчаиваться, не падать духом, но выдержать, вытерпеть, не сломаться, «продавить» и «дожать», в общем, дойти до конца, каким бы он ни был, этот конец. Принцип «…подставь другую щеку» именно это и означает: «Не пытайся спрятаться или подождать в сторонке. Болото не выросло вокруг тебя, это ты сам сюда забрёл. Потому что уже давно по нему идёшь, и не замечал его (пока не провалился в грязь) из-за потери способности трезво оценивать обстановку (из-за греха гордыни, например). И не рассчитывай, что оно вдруг само исчезнет, а ищи способы и находи силы через него идти, раз уж сам выбрал такой путь. Раньше надо было думать». Пройти через всё, приняв «удары» судьбы, как заслуженные – вот что означает «…подставь другую щёку». Чтобы избежать кривотолков напомню, что в древней Иудее среди наказаний за преступления был и такой: человека били по щекам – ладонью по одной щеке и на «обратном ходе» (тыльной стороной) по другой. «Подставь другую (щёку)» это и означает: не пытайся уйти от заслуженного наказания, оно есть часть твоего проступка, обратная его сторона.
Толстовское толкование принципа «непротивления злу насилием», который якобы вытекает из этих строк «Евангелия», не имеет никакого отношения к христианскому смирению и есть пример неверного его толкования. Толстовский принцип не есть христианский принцип. Православное духовенство за это Толстого и отлучило от церкви. Наоборот, Православие требует от человека всячески воспрепятствовать злу, пытаться остановить его всеми имеющимися средствами. Даже, если при этом придётся грешить. (Когда нет другого способа.) И в этом состоит одно из проявлений православной реалистичности восприятия – «молитвой, словом и делом». Делом! В том числе и оружием, если другие варианты «непроходные». То есть, даже убийством того, кто несёт зло. При этом убийство врага не перестаёт быть грехом: солдата, вернувшегося с праведной войны, отстоявшего Отечество, по канону Василия Великого 3 года не допускали до причастия. За грех убийства. Несправедливо, скажете? Но такова реальность – выбор не между «хорошим» и «плохим», а меж двух грехов: либо позволить врагу убийство, либо убийством врага предотвратить его. Напомню также, что «нет для Бога любимее человека, который не только жизнь, но и душу свою готов отдать за други своя». «Отдать душу свою» означает здесь готовность человека ради других даже пойти в Ад. Солдат, воюющий против зла, и есть такой человек – своим грехом убийства врага (враг, ведь, тоже человек, и так же любимый Богом), он уберегает других людей и от зла, которое несёт враг, и от необходимости им совершать этот грех убийства, беря на себя эту греховную ношу.
Война вообще всё обнажает, все человеческие качества, делая их явными, ясными и понятными. В том числе и такие, как покорность и смирение. Солдат, бросивший во время боя оружие, упавший на землю и ждущий, когда его или убьют, или бой закончится без него, или свои же за трусость расстреляют, демонстрирует покорность (обстоятельствам, судьбе). Солдат, с оружием в руках идущий в атаку, являет собой яркий пример смирения. Именно – смирения, т.е. принятия ситуации такой, как она есть, принятия своего места, своего предназначения в ней, и готовность выполнить это предназначение до конца, приняв любой его вариант, в том числе и смерть. Вот что такое смирение. И Вера в нём занимает главное место, потому что смирение базируется на вере. Для кого-то это Вера в Бога, для кого-то - в свои силы, в лучшую долю, в свою способность изменить судьбу, но в любом случае это не расчёт, не авось, а именно Вера – чем она сильнее, тем больше шансов у человека пройти через трудности. Очень показателен в этом смысле пример с поведением Петра и Иуды после предательства ими Иисуса. Они оба Его предали. По разным причинам, но – предали, потому что были не суперменами, а обычными людьми со всеми присущими людям страстями и пороками. И оба своё предательство потом осознали. Но степень Веры у них оказалась разная и дальше поведение их разнится: осознав, Петр смирился и раскаялся, а Иуда – не смог смириться и отчаялся. Также как покорность путают со смирением, очень часто отчаяние ошибочно принимают за покаяние. На самом деле, несмотря на внешнюю похожесть поведения людей, испытывающих эти состояния, в своей основе они имеют противоположные причины: покаяние происходит от признания своей греховности, (т.е. – от усмирения своей гордыни), а отчаяние, напротив – от неспособности это признать ( «Как это так? Да чтоб я, да на такое оказался способен?!...» и т.п.). Итогом «смирения» Петра стала дальнейшая жизнь и смерть «за Христа» и Рай («одесную Христа»), а итогом «отчаяния» Иуды – петля и Ад.
Мораль: в «тяжёлые времена», в трудных жизненных ситуациях не отчаивайтесь - находите в себе силы и «встраивайтесь» в Мир, смиряйтесь. А Вера в этом - «верный» помощник.
А вот слово о смирении преподобного
Ефрема Сирина (IV век):
Цитата:
Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним и новым. Препояшьтесь же этим оружием, ученики Христовы, потому что им приобретете победу и сделаетесь наследниками Царствия. Кто любит победу, тот вооружайся этим оружием; кто желает войти в Царство, входи этими вратами. Смирение — путь к Царствию. Это — дверь небесная, это — лествица, по которой человек восходит на небо. Им Бог сошел с высоты до обители земнородных, им потомки Адамовы восходят из глубины до обители горних. Им приобретается всякое благо, им преодолевается всякая напасть.
Смирением человек более благоугождает Богу, нежели жертвами и приношениями. Через него достигают совершенства праведные, приемлются Богом кающиеся, примиряются с Ним грешники, оправдываются виновные. Смирение есть источник, из которого истекает все доброе; напротив, гордость есть кладезь, из которого течет все худое. Кто облечен смирением, в том живет все доброе, а кто облечен гордостью, в том пребывает все худое. Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока.
Сатана вначале был совершенный дух, но пал от гордости и стал князем геенским. Разбойник был злодей и преисполнен всяким злом, но исповедался в своем смирении и стал наследником Царства. Грешник, если приобретет себе смирение, делается праведником, напротив того, праведник, если предается гордыне, делается грешником.
Господь наш верхом всех добродетелей поставляет любовь, но кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретаются как любовь, так надежда и вера. Оно пост делает истинным постом, оно охраняет девственников, дает цену милостыне, оно жертву делает угодной Богу. Кто постится без смирения, тот постом своим прогневляет Бога, и блудники лучше горделивых девственников; милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу. Кто без смирения совершает бдение и молитву, тот не лучше сонливого; а молитва смиренного, хотя он и спит, — благоухающее кадило пред Богом. Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным.
Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого получит оставление грехов — залог новой жизни. Доказательством утверждаемого мной служит блудница, которая обременена была грехами и, облекшись в ризу смирения, с сокрушением умоляла о прощении ей грехов. Поелику Господь наш видел, как она смирялась, то омыл ее от греховной нечистоты и благоволил, чтобы имя ее вписано было в Евангелие и чтобы слава о ней распространилась в целом мире. А поелику память ее так славна на земле, то имя ее превозносится и на небесах. И все это приобрела она смирением.
Яко всяк возносяйся смирится, — говорит Господь наш в Своем Евангелии, — и смиряяйся вознесется (Лк. 14, 11), — учит нас Спаситель наш. И сколь гнусна гордыня, показывает Христос, говоря: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15).
Прекрасное оружие — смирение. И кто с ним выходит на брань, тот не бывает побежден. Смирение — высокая ограда, блажен, кто в нем находит себе убежище. Смирение наделяет непорочных благословениями и делает их наследниками светлого чертога в Небесном Царстве. Оно принесло Авеля в благоугодную жертву Богу. Оно преложило Еноха на небо, и не вкусил он доныне смерти. Оно спасло Ноя от потопа, и не погряз он в водах потопных.
Смирение... Илию восхитило на небо, Елисею дало духа, Самуилу — рог помазания, Исаии — высокие видения, Иону извлекло из моря, Даниила из рва; одним словом, смирение прославляло святых и в древние и в последние времена. Это-то смирение, этот источник всех благ твердо храни в душе своей, ученик; оно источает тебе все прекрасное, приближает тебя к Богу, вводит в содружество с Ангелами, открывает тебе сокровеннейшие тайны, исполняет тебя всякой премудрости, обнажает перед тобой глубины, показывает тебе недоведомое (непостижимое). Оно преклоняет перед твоей славой и покоряет ей высокомерие гордых; сеет мир внутри тебя, славу окрест тебя, чистые помыслы в сердце твоем и делает светлым лицо твое.
Смирение не дает места раздражительности в сердце твоем и искореняет гнев в душе твоей, далеко гонит от тебя прочь ненависть, зависть и злобу, и, напротив, исполняет тебя любви, мира, радости и веселья, — не радости людей, думающих о земном, не веселья сильных земли, но радости духа, веселья мудрости. Оно приобретает тебе благорасположение всякого человека и делает тебя боголюбезным. Ангелы радуются, видя тебя, а бесы приходят в смущение. Даже завистливые, которые ненавидят тебя, внутренно изумляются тебе, потому что упоены они яростью, а твое сердце спокойно и мирно. Никто в дольнем мире не живет такой высокой жизнью, как смиренный, и только совершенные из людей достигают высоты смирения. Приятно и сладостно иго смирения; кто несет его на себе, тот проходит высокое и великое служение.
Итак, подклони выю свою под иго сие, ученик, желающий благоугодить Богу; трудись под игом смирения, и труд твой угоден будет Богу. Нужно ли тебе получить прощение во грехах, получишь его за смирение. Желаешь ли преодолеть в себе порок, преодолеешь смирением. Желаешь ли наследовать вечную жизнь, им наследуешь. Желаешь ли стать высоким, оно вознесет тебя, как написано (Мф. 23, 12). Любишь ли чистоту, им приобретешь чистое сердце; вожделеваешь ли святости, оно сделает тебя святым; желаешь ли стать совершенным, оно — путь совершенных: и на всякую высоту взойдешь ты смирением.
Преподобный Ефрем Сирин
http://www.pravoslavie.ru/put/060405141452.htmВы писали:
Цитата:
С точки зрения Творца, IMHO, молитва - это оскорбление.
Бог тебя воплотил, дав при создании все, что нужно, чтобы ты в явленном мире справился.
Извините, но что есть Ваше
маленькое имхо перед желанием Самого Бога? Бог заповедал нам молиться Ему и Вас ли нам слушать? Приведенное выше расуждение обо
всем нужном приводит на память отца, который своему новорожденному сыну выделил несколько мильенов, поселил в роскошном котедже и сказал: "Все нужное у тебя, дорогой, есть, так что давай без претензий. Я умываю руки, оставляю тебя со всем твоим добром, не вздумай ко мне по какому-либо поводу обращаться, а то уважаемый Грибник подумает, что мозги я тебе дал никудышные, вещи плохие и еду второй свежести. Пока!"
В отличие от такого нарисованного Вами папаши, Создатель не перестает заботиться от Своем создании, воспитывая его и направляя на
правые пути. Молитва есть общение с Небесным Отцом, излияние человеческого сердца перед Ним, она дает мирность, дает новые силы для дальнейшей жизни, согревает, защищает, возвышает. Некто из известных сказал: "Никогда не бывает человек так велик, когда преклоняет колени перед Богом". Вы думаете, что молясь, мы только выпрашиваем себе различные блага? Да, конечно, мы молимся и о нужном, но это не
главная молитва. Молебное
прошение - это всего лишь признание нашей немощи, которая нуждается во многом, но кроме прошения есть более важная молитва, молитва
хвалы, которая исходит из благодарной души творения к Творцу за все его благодеяния, за вразумление, за помощь, за саму жизнь, данную нам. Если Вы хоть немного в курсе, то наверняка заметили, как часто православные произносят: "Слава Богу!", принося таким образом свою
жертву хвалы, а о ней сказано Самим Богом:
Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое (Пс 49), это значит, что прославляя Бога, мы идем по пути спасения.
Есть еще одна жертва человеческого сердца, которая угодна Богу, и о ней Он так говорит:
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50). Это обещание Божие - не сокрушить и не унизить уже сокрушенное самим человеком, а наоборот, дать помощь, о которой Он сказал апостолу Павлу:
Сила Моя в немощи человеческой
совершается (2 Кор. 12;9).