maxon писал(а):
Но это вызывает вопрос... зачем вообще создавались? Тут речь... об "ошибках создателя". Итак, по какому пути далее пойдёт дискуссия?
Beginner писал(а):
Зачем Создателю необходимы столь несовершенные творения Его? Он не может исправить "изделия" или Ему нужны эти несовершенства?
Beginner, ну, вроде уже была разъяснена христианская позиция: Бог - совершенен, творения его - тоже. Тоже были совершенны. Вообще, вся материя была создана Творцом совершенной – она не была подвергнута действию второго начала термодинамики, и Вселенной тепловая смерть не грозила. Точнее, не совсем так - законы термодинамики, конечно же, были, но они на 100% корректировались Творцом, так же как на 100% корректируется закон всемирного тяготения тросом, на котором подвешен груз – сила действует, а падения нет. Иными словами, все события во Вселенной развивались не в соответствии с законами теории вероятности, а были на 100% задаваемы, причём задаваемы человеком через его связь с Богом – ничего не умирало, не кончалось, «не тлело». Элементы такой картины Мира имеются до сих пор – это так называемые чудеса. Они не то, чтобы невозможны в принципе (видимо, возможны, мы просто ещё не постигли этих механизмов), но они не соответствуют вероятностной картине, вот где корень этой загадки – события развиваются не в невозможном, а в наименее вероятном направлении, или ещё точнее – в самом невероятном направлении. С христианской точки зрения происходят такие события благодаря целевому влиянию Творца. Чтобы не удивляться этому, не повредит лишний раз заглянуть в физику.
Как известно, Второе начало термодинамики - один из фундаментальных законов мироздания. Согласно ему, «в каждый последующий момент времени происходит то событие, которое наиболее вероятно» (формулировка Больцмана). В результате действия этого закона всё в этом мире стремится к увеличению хаоса, к уменьшению упорядоченности, или по-другому – к упрощению. Звучащий колокол, выведенный ударом из состояния покоя в состояние колебаний, постепенно замирает. Даже в вакууме. Затухание колебаний также есть одно из проявлений второго начала термодинамики – если ничего не делать, колокол замолчит. Чтобы он звучал, его периодически надо «подталкивать». По той же причине сжатый газ, выпущенный из сосуда, заполняет собой весь объём, а не собирается в одном углу комнаты. Он вполне может вообще не выходить из баллона, несмотря на повышенное давление в нём, если вдруг так совпадут броуновские импульсы его молекул, но такое развитие событий практически не вероятно. Повторю – не невозможно, а «всего лишь» крайне маловероятно.
Тем не менее, явления, противоречащие этому фундаментальному закону, в природе существуют. И особенно много их, так или иначе, связано с христианством. Причём, речь не только о христианских «чудесах». «Теория эволюции» , как её понимают эволюционисты-дарвинисты , так же противоречит Второму началу, ибо ведёт не к упрощению, а к самоусложнению живых организмов, и потому эту «теорию» с полным основанием можно отнести к разряду «чудес». Чудес много, я уже касался этой темы, не буду повторяться, но для ясности напомню суть их на одном примере – явлении «нетленных мощей». Суть этого «чуда» в том, что органическая плоть некоторых, давно уже умерших людей (не обязательно связанных с христианством), не распадается, а остаётся практически в том состоянии, которое было у организма в момент смерти. Единственно, оно теряет большую часть влаги – высыхает. (Прошу не путать с мумификацией – в отличие от «нетленных мощей» там действуют вещества-консерванты.) Т.е. мертвое тело организма обычно разлагается (даже сухое), и это соответствует и химическим, и физическим законам. Но бывают исключения – когда в органике не происходит положенных по химическим законам реакций (проводили такие эксперименты с «нетленной» органикой и пришли к выводу, что реакции не идут без видимых причин).
Так вот, «есть мнение», что химические реакции не происходят благодаря некоей внешней и целенаправленной коррекции микрособытий, коими являются молекулярные взаимодействия.
В христианском понимании происходит это благодаря влиянию Творца. В результате «колокол» продолжает звучать без видимой причины. И, как это не выглядит удивительным, для существования этого явления существует принципиальная физическая возможность. Как давно известно, суть химических реакций заключена во взаимодействии электронных облаков молекул и атомов – их слияние или разделение приводит к созданию или распаду молекул. При достаточном сближении атомов происходит взаимодействие их электронных облаков благодаря кулоновским силам электронов и атомных ядер. Однако далеко не всегда такое сближение заканчивается образованием новой молекулы. Даже если сближать их искусственно со строго одинаковыми условиями, химическая реакция может состояться, а, может, и нет. Причина этого – в принципе неопределённости Гейзенберга (верующим христианином был, между прочим, Гейзенберг этот).
Согласно этому принципу, электронные облака имеют не только неоднородность заряда, но и обладают принципиальной непредсказуемостью местонахождения электрона (как, впрочем, и всё в микромире). В отношении электронных облаков можно говорить лишь о плотности вероятности его нахождения в той или иной части облака. Так вот, химическая реакция происходит лишь при соприкосновении эл. облаков с «правильной ориентацией» плотностей их зарядов - когда одно облако успевают притянуться «сильно отрицательной» стороной к положительному ядру другого атома сквозь «слабо отрицательную сторону» его электронного облака. В противном случае они оттолкнуться друг от друга, как и положено одноимённым зарядам. Благодаря этому принципу химические реакции являются не предопределёнными, а принципиально вероятностными событиями (атомы могут сто раз столкнуться «не тем боком» и без всякого результата, а на сто первый – каким надо и с результатом).
В случае с нетленными мощами влияние Творца, может, как раз и заключается в «упрямом» подлёте молекул друг к другу «не тем боком» с точки зрения науки химии, но зато тем боком, который угоден Творцу. Внешне этот маловероятный с точки зрения Второго начала термодинамики вариант развития событий нам кажется непонятным и невозможным. Но, опять же, это лишь с точки зрения наших нынешних представлений. Конечно же, доказать влияние Творца на таком микроуровне нельзя. Причём, нельзя принципиально, всё это остаётся лишь в области гипотез - принцип неопределённости ставит «железный занавес» на этом пути, своеобразный «фэйрвол» в причинно-следственной цепочке – глубже в причины не пробраться. Впрочем, нельзя доказать и обратное – что никакого внешнего влияния нет. Иными словами, влияние Творца в общем виде может заключаться в постоянной «подпитке» самозатухающих в соответствии с законами термодинамики процессов, в виде целенаправленной коррекции событий, начиная как минимум с квантового уровня. То есть, «запущенное» Богом Мироздание само по себе постепенно «затухает» - без Бога оно в конце-концов умрёт, а с Богом – поддерживается в «жизнеспособном» состоянии.
Теперь, после экскурса в «физику чудес», опять вернёмся к «нашим баранам» – к состоянию материи до грехопадения Адама. Мир был совершенен, никаких «внеплановых» затуханий в нём не случалось, соответственно и смерть, как естественное с точки зрения «второго начала» явление - не существовала. Что физически произошло с Мирозданием при грехопадении, что это был за процесс такой в материи, сказать, а тем более доказать, пожалуй, никто не сможет. По крайней мере, сейчас. Но весьма логичным выглядит предположение, что в результате грехопадения прервалась та самая непосредственная связь с Творцом, по которой и передавались от Человека «команды» Творцу на желаемое развитие событий. «Не хочу быть зависимым от Бога, хочу сам стать как Боги» - это греховное желание самого святого в истории человечества человека (даже после его грехопадения) по своей сути и означает желание разорвать эту связь. Образно говоря, Человек решил «порвать» трос, который предохранял его от падения, видя в нём только лишь ограничение своей свободы. Он не мог знать, что произойдёт при этом – в совершенном Мире не было подобных явлений (явлений затухания, тлена, смерти). Узнать это «на своей шкуре» Адам не мог, такой возможности не было физически - вися на тросе, падения не познаешь. Но Адам был свободен в своём выборе. Полностью свободен. И Бог его нисколько в этом не ограничивал. Но любя, его предупредил: «Не делай этого – смертию умрёшь». Но ощутить, что такое смерть, что такое тлен, или, говоря по-научному – что из себя представляет действие второго начала термодинамики, Адам не мог – подобные «ощущения» могли быть только следствием личного опыта. А ему даже на чужих ошибках не было возможности поучиться. А узнать хочется, плюс гордыня взыграла, мать грехов человеческих - а вдруг и вправду буду как боги»? В итоге не удержался, и порвал эту связь, но вместо свободы получил другую зависимость – стал зависим от законов физики. И в полном соответствии с «законом всемирного тяготения» (вторым началом термодинамики) «полетел вниз» вместе со всем Миром, который был завязан на Человека, ибо именно Человек был причиной создания Мира, как среды для реализации свободы выбора, а не наоборот. Мир, материя, в т.ч. и «матчасть» Человека (т.е.тело, ибо Человек ещё и дух, кроме всего прочего) стали «самозатухать» - стареть, ухудшаться и умирать. Вот в состоянии этого падения мы до сих пор и находимся.
Падаем, то есть (учите физику).
Коротко говоря, после грехопадения, второму началу термодинамики уже ничего не препятствовало. Практически не препятствовало. Потому что Бог по Любви своей к нам не бросил нас, но уважая наш выбор «падать», всё-таки немного (а, может, и много?) корректирует наше «падение», чтобы мы смогли осознать реальность своего состояния ещё «до того как». Подсказывает нам, ослепшим от научно-технического «прогресса», кто есть где, и в каком состоянии, да теми же чудесами напоминая нам о том, от чего мы отказались, и что нас в будущем ждёт, если снова обратимся к Богу. Беда только, что от хорошей жизни мы к Нему не обращаемся – у нас это всё больше «в окопах» происходит, когда «второе начало» по башке хорошенько настучит. Но это уже немного другая тема.
Этот «небольшой» экскурс в «разъяснения» необходим, чтобы в дальнейшем посмотреть «свежим глазом» на т.н. «теорию эволюции», сторонником которой является уважаемый Максон. Ибо в неё, родимую, упирается тема о происхождении человека, и «австралопитеки» здесь вопрос «всего лишь» мировоззренческий, к тому же с точки зрения второго начала термодинамики вполне закономерный.
(продолжение следует)