grynes писал(а):
На мой взгляд, это вопрос веры. Для одних и тех же явлений можно найти огромное количество объяснений.
В том то и дело, что
научных объяснений для цикличности истории кроме Гумилёва никто не выдвигал. Пока это единственная чисто научная теория, объясняющая появление и исчезновение народов.
Вера при этом совершенно не при чём. Верить можно в Бога, но не в теорию. Я в неё не верю, я просто вижу соответствие фактов и их логичное объяснение. Будет другое объяснение - можно будет сравнить. А пока даже сравнивать не с чем.
Цитата:
Феноменологические теории малопригодны для экстраполяции в будущее...
Если учесть, что:
"феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции"то теория пассионарности Гумилёва не феноменологическая теория. Она не описывает, а объясняет. Как и любая чисто научная теория.
Цитата:
Баламут очень правильно, на мой взгляд, написал:
Баламут писал(а):
"субпассионарность" многих навязывается внешней средой, а имевшаяся "пассионарность" рассеивается на преодоление социальных препятствий.
Культура лепит человека как глину: пропаганда и манипуляция, деньги, разврат, алкоголь, табак, прочие наркотики - это не
следствие "упадка пассионарности", а его
причина.
Почему Вы уверены в этом? Есть два связаннных явления, как вы определили направление связи? Исходя из чего?
Есть
факты, известные из психологии. Разные люди по-разному воспринимают внешнее влияние. Есть люди, сколонные к алкоголизму, есть вполне устойчивые. Есть люди склонные к антисоциальному поведению, социопаты, есть очень моральные, которых очень трудно подбить на преступление.
Что из этого следует? Внешнее влияние есть, но сила его воздействия определяется
внутренней склонностью к подобному поведению. И эта
склонность определяется уже генетически.
Иначе говоря, развращающее тлетворное влиение масскультуры на народ безусловно имеется, но степень этого влияния определяется внутренней склонностью к "разврату". То бишь уровнем пассионарности. Пассионарный народ не развратить. К нему грязь будет слабо прилипать. Народ с пониженной пассионарностью развратить легко. Это и заметно.
Кстати, если взглянуть на гумилёвские фазы, то можно чётко заметить опускание русских с полочки "Стремления к идеалу знания и красоты"(Р3), выпавшей на расцвет СССР до полочки "Поиск удачи с риском для жизни" (Р2) - расцвет бандитизма в 90-х, и далее - до полочки "Стремление к благоустройству без риска для жизни"(Р1) - это наше нынешнее состояние. Мы практически достигли инерционной фазы, сравнявшись по пасссионарности с западом, который уже находится на излёте этой фазы.
Впереди у нас 300 лет золотой осени этноса - обычно это очень благополучная пора для народов. Запад его уже почти прошёл состарившись до фазы обскурации. И это не прогноз, это возраст, который лишь определяет возможности этноса и характер человеческих отношений.
Цитата:
Победа в ВОВ, наоборот, придала советской культутре мощнейший импульс развития. Его гасили очень долго, более 40 лет.
Не надо путать культуру и этнос. Культура будет ещё сильнее развиваться на инерционной фазе, с более низким уровнем пассионарности. Излишек пассионарности чаще всего только мешает развитию культуры. Культура требует спокойного творчества, пассионарность - геройских поступков.
Насчёт гашения культуры. Гасили не культуру, а смыслы, идеалы. Культура - лишь красивая "рамка" для идеалов. А идеалы - следствие уровня пассионарности. Смена идеалов шла ещё в СССР, когда политическое руководство откровенно "скурвилось", сползая от строительства коммунизма к "потреблятству".