grynes писал(а):
По поводу понятия "гуманизм" я склонен согласиться с Кара-Мурзой. В нашем языке это вирусное слово-суррогат с размытым смыслом, используемое либо бездумно, либо с целью манипуляции. Есть полноценное слово нашего языка - человечность, которое не стоит заменять суррогатом.
Обладает ли слово "гуманизм" в западной культуре сколько-нибудь близким смысловым образом - в этом я не уверен. Смысловые образы не переводятся, само понятие "человек" в разных языках может ассоциироваться с душой или с телом (человекообразие не есть человечность).
Боюсь, что русское слово
человечность не несёт того смысла, что латинское
гуманизм в контексте , например, такого выражения: "гуманистическая философия эпохи Просвещения". Давайте заменим здесь слово
гуманистическая на
человечная и получится что-то невнятное.
Дело в том, что начиная с эпохи Возрождения и потом в эпоху Просвещения, европейская культура стремилась к освобождению от оков средневековой христианской культуры "самобичевания" человека. Традиционная культура сильно занижала человека и , скажем , даже мешала человека с грязью, акцентируя его "греховность" и "немощность". Всё это было выгодно Церкви и отчасти аристократии. Это позволяло держать в покорности "быдло", которому постоянно внушали его "греховность" и "немощность".
Гуманизм Возрождения Просвещения заключается в том, что началось исправление того перекоса в общественном сознании, того дикого искажения христианства, которое было произведено в Средние века. Христианство по своей сути есть религия человечная в высшей степени. Его пафос выражается
Бог стал человеком, чтобы человек стал богом . Грехи сняты с человечества искупительной жертвой Христа и Бог стал Отцом. Значит , Человек- Наследник Царства. О какой приниженности и немощности можно говорить в данном случае? Но ведь Церковь яростно гнала самую мысль о величии Человека, который
создан по образу и подобию Господа. И сейчас мы видим, что христианские церкви до сих пор борются с
гордыней и разум продолжают называть
блудницей дьявола и постоянно внушают массам покорность, ввиду всеобщей "греховности".
Цитата:
Я думаю, отчасти Вы правы. Естественно, далеко не все деятели Просвещения были "на содержании". И зачем приплачивать человеку тогда, когда он сам готов работать за идею? Лучше создать хорошие условия и "подстригать" в нужном направлении.
Меня смущает только Ваша восторженная фраза насчет того, что "революцию готовили философы-просветители". Образы философа-просветителя и идеолога-манипулятора в моем понимании плохо сочетаются.
Не следует преувеличивать значение манипуляторов. Они могут только использовать естественные стремления людей. Людям уже тошно было жить в сословном обществе и люди стремились к равенству. И большинство верило в идеалы. Да, этим воспользовались циничные манипуляторы. Как и в перестройку все эти чубайсы воспользовались естественным недовольством народа теми порядками, что были в позднем СССР и умело сманипулировали толпой. Но стремление людей к равенству естественно. Сословность общества едва ли терпима для современного человека.
Цитата:
И марксизм, и буржуазный либерализм - это просто 2 альтернативных идеологических проекта. Оба замешаны на неких "гуманистических идеалах". При этом цель их внедрения в общество одна - это идеологические оболочки для прикрытия рабовладельческой системы.
Марксистский проект в СССР перехватил Сталин и его единомышленники (да так, что их пришлось "гасить"). Если бы этого не произошло, он (марксисткий проект в его изначальном смысле, а не проект СССР) мог бы ныне стать господствующим. С точки зрения манипулятора глобального уровня он в целом предпочтительней и перспективней.
Дело в том, что отказ от традиционной культуры неизбежен, как диалектический момент развития. Как ребёнок неизбежно должен пройти через подростковый период, характеризующийся бунтом против семейных , "отцовских" ценностей, отрицание своей детской сущности- без этого ребёнок не сможет повзрослеть. Детство-Отрочество-Юность. Диалектическая триада. Тезис-Антитезис-Синтез. Юноша синтезирует в себе Дитя с Отроком. И возвращается в лоно семьи уже взрослым, способным завести свою семью, но приэтом навсегда остаться членом своей первосемьи.
Так и с модернизированным обществом. Оно создаётся на мощном посыле отказа от традиционной культуры и даже бунте против традиционных ценностей. Но возрождение традиций возможно только через синтез традиций с так называемыми буржуазными ценностями. Хотя мне лично не нравится , что например, самостоятельность и вера в свои силы называются буржуазными ценностями. Ну уж так повелось.