Пойнтс писал(а):
Я уже заутверждался тут до мозолей, что народа у нас нет. Нет Народа, потому что нет Людей и нет Людей, потому что нет Народа.
А много у нас Ярких личностей-потребителей и электорального населения. И Появление Народа и Людей в нем, как водится - взаимообусловленный процесс, колебательный, спиралевидный, процесс диалектического взаимодействия.
Про ярких личностей-потребителей не надо, ради Бога. А вот процесс исчезновения Людей и Народа весьма прозаичен. Период революционной ломки старых общественныхотношений и рождение нового общественного уклада это период, когда появляется много людей, характерной чертой которых является мечта. Возникает
страна мечтателей страна героев. Мечту в данном случае следует отличать от той пошлой мечты вроде личной Тойоты "управляй мечтой и всё такое". Имеется в виду мечты таких людей, как Чкалов, Лысенко, Стаханов, Королёв. И таких людей в героический мечтательный период СССР было много. Во-первых потому что слом старого общества и создание нового открыли дорогу всем тем, кому раньше и не мечталось о таких возможностях. Возникла мощнейшая социальная "тяга" вытягивающая людей из пошлой обывательской жизни в яркую творческую жизнь созидателей нового строя. Во-вторых интересы правящего слоя- номенклатуры- тут полностью совпадали с интересами энергичной части народа- этим собственно и
Народом мечтателей и героев. Героический период длился с 17-го по 45-ый год. Интересно, что СГКМ в своей СЦ и разделил историю СССР именно так: до Победы и после Победы.
ВОВ стала неким водоразделом. После Великой Победы мечтателей героев самих мечтателей и героев стало мало. Они большей частью сгорели в титанической борьбе с фашистской Европой. Именно страшные потери в ВОВ и обусловили понижение общественного градуса. Это видно было и по быту
пришла страна Лимония, сплошная чемодания После Победы страна стала другой. Вылез обыватель, которому
кофточки с драконами да змеями и заменили настоящую мечту. Вернее эти обыватели всегда "мечтали" о шмотье и просторной жилплощади , но в героический период они сидели по норам и не высовывали мордочки наружу. А теперь высунули мурло. И у них был лозунг,поразительно совпадавший теперь с негласным настроем номенклатуры, теперь решившей отдохнуть, "раз всё утряслось". Лозунг этот
понастрадались за военное время-то Время Шараповых и Жегловых уходило. Приходило время Соловьёвых.
Это чувствовалось во всём. По весм знакам эпохи.
Всё утряслось и теперь можно жить. Хватит потрясений! Потихоньку советскую мечту сменяла американская мечта. И советская мечта не сдавалась только в определённой среде- среде технической интеллигенции, потому что ядерно-космическая гонка с США оградила ещё этот островок , оставшийся от Советской Атлантиды, потонувшей в море пошлого обывательского "устраивания" от потопления. Только там ещё остались мечтатели и герои. (Я конечно несколько утрирую, понимаете).
Почему старана мечтателей и героев исчезла? Можно ли её возродить? Ну смотрите, Пойнтс. Вот растут дети. О чём среднестатический ребёнок мечтает? Кем хочет стать, когда вырастет? Неужели обывателем с Тойотой и двухсотметровой квартирой? Нет. Обычный здоровый ребёнок хочет стать героем- Личностью. И потому так высока потребность детей в героическом и приключенческом искусстве. Природу не обманешь. В кждого рождающегося человека Природа вкладывает зачатки таланта. А талант это мечта и способности к ней стремится, её осуществить. В комплекте. Причём не так, что в каждого вкладывается какая-то особенная его личная мечта о какой-то конкретной деятельности. Нет. Талант это скажем универсальный механизм. На входе какой угодно материал. На выходе талантливая работа.
Потому появление множества мечтателей и героев зависbn не столько от Природы. Она уже сделала всё , что нам нужно- в каждого с рождения вложила способность стать Личностью (её еще надо развить- дана в зачатке). Теперь всё зависит от воспитания и образования. А вот тут получилось всё плохо. Советская семья и совесткая школа не воспроизводили уже мечтателей и героев. То есть дети , как будущие мечтатели и герои продолжали рождаться и Природа делала свою работу.
А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки Но общество уже не давало возможностей для реализации чего-то мечтательного и героического ( труда хотя бы, свершений,коль нет войны).
Не хватило им даже пули.. в ремеслухе живи не тужи Всё "устаканилось" и что то героическое и истинные приключения уже были за пределами общественных институтов.
Не дерзнуть, не рискнуть, но рискнули- из напильников делать ножи. Это утрировано. Но и сам СГКМ пишет, что советское общество периода после Победы уже не давало возможности для реализации потребности в новом, в приключениях, в неожиданностях. Наоборот , всё становилось скучнее и скучнее и перспектива говорила, что дальше будет ещё скучнее. "Уверенность в завтрашнем дне".
Вот тут я подправлю Кара-Мурзу. Он слишком сужает в данном случае , говоря о "потребностях в приключениях". Дело в творчестве. Простору для творчества становилось всё меньше и меньше. Ведь герои и мечтатели уже мешали "жить" большинству. А к сожалению начальство страны стало , "как большинство". И теперь та мощная социальная тяга, которой раньше выносились герои и мечтатели наверх, теперь сменилась на антитягу, придавливающую энтузиастов и не дающую им прохода. И самое страшное изменилась школа. Если раньше в 20-30 ые годы совесткая школа бурлила экспериментами, сохраняла революционный дух, очень полезный детям, подросткам и юношеству. И характерное чертой советского образования были ФЗУ, то есть непосредственно связанные с живым делом школы. Как Жеглов говорил
Когда живое уголовное дело расследуешь- учёба быстрее идёт. То теперь пришла гимназия. Да учителей повыбила пришли "предметники". В школах стали исчезать мужчины учителя, их заменяли женщины. Женщины, как известно не склонны к творчеству и очень консервативны. Наступил расцвет бюрократизма и казёнщины.школа стала мертвящей "школой послушания". Живое дело из неё ушло. Пришли предметы. Даже труд стал "предметом".
Кара-Мурза неправ, когда пишет, что соетская школа воспроизводила советское общество. В том то и дело, что всё наоборот! Советское общество это революционное общество и советская школа должна была воспроизводить революционное общество- творчество масс- страну мечтателей , страну героев. Но совшкола стала воспроизводить советских обывателей, которые становились всё более и болеее антисоветскими обывателями. Воспроизводилось антисоветское общество.
Советская семья и школа готовила перестройку.
Вот такое моё мнение.