Задача – сформулировать определение потребительской стоимости (ПС)
Слегка погуглим на эту тему:
«Потребительская стоимость — способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, то есть её полезность.»
« Полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность «
«Многие экономисты и сегодня отрицают трудовой характер стоимости. Они делают упор на полезности (потребительной стоимости) товара, как на главном мотиве к обмену. Пропорцию обмена диктует полезность и редкость, например:….»
Чем лично мне не угодили эти определения? Во-первых, из них практически невозможно сделать никаких следствий. А еще с институтской скамьи помнится чеканное: «Из определения 3.11 безусловно следует, что лямбда пси….» Во-вторых, на основе этих с позволения сказать «определений» невозможно (т.е. я не могу) сравнить две потребительные стоимости.
Мдя. Зато я могу поразмышлять на эту тему.
Для начала – о потреблении. Что это такое? Ау, гугль!!!
ПОТРЕБЛЕНИЕ - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей.
ПОТРЕБНОСТЬ - нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности.
Получается, что потребление – это использование чего-то для удовлетворения нужды в чем-то. Но нужда – частный случай негативных ощущений. А если обобщить?
«Потребление – использование благ, товаров, услуг для получения ощущений.»
Уже лучше. Тем, кто скажет, что жизнь вся состоит в получении ощущений, замечу, что потребление –это использование, т.е. целенаправленная деятельность. Если вы целенаправленно что-то делаете с чем-то вне вашего организма для получения ощущений, то это потребление. А если нецеленаправленно, или со своим организмом только – то это остальная жизнь.
В процессе потребления чего-то с этим самым чего-то может:
- ничего не происходить (картина в галерее, закат на море)
- ограничиваться доступ со стороны других людей (книга у меня на полке)
- чего-то может частично или полностью изменятся (разрушаться), теряя свои свойства (пища)
Итак, с потреблением более-менее ясно. Теперь о потребительской стоимости (ПС)
ПС определяется потребителем. Эй, потребитель, ну-ка изложи, что такое ПС ведра картошки?!
Первое что приходит в голову
– «это сколько ж мне труда надо затратить, чтобы эту картошку вырастить!»
Что здесь не так? Ну, эта фраза возникает в момент предложения мне это ведро купить(обменять). Значит, на самом деле имеется ввиду:
– «это сколько ж мне труда надо затратить, чтобы эту картошку не покупать!»
Уже точнее. Вместо картошки можно обойтись макаронами. Или еще чем-нибудь. Вобщем, переходим к почти классическому определению:
– «это сколько ж мне труда надо затратить, чтобы потребность в картошке удовлетворить!»
Раскрывая «потребность» получаем:
– «это сколько ж мне труда надо затратить, чтобы получить ощущения как от ведра картошки?»
И выводя окончательное определение:
Потребительская стоимость (блага, товара, услуги) – это оценка потребителем того количества труда, который он должен будет затратить, чтобы получить ощущения, эквивалентные (с точки зрения потребителя ) ощущениям, получаемым при потреблении данного (блага, товара, услуги) .
Покатаем конфетку во рту:
Сравнивать потребительские стоимости позволяет? Да запросто! Количество труда поддается сравнению, если не точно то хотя бы приблизительно.
А как со следствиями? И это имеется!
Следствия:
1. Согласно определению, ПС является субъективной оценкой объективной величины (количества труда). Следовательно, как всякую субъективную оценку, ПС можно менять методом простого словесного убеждения, рассказывая потребителю о тяжких трудах производителя.(А вот мы все-все-все проверяем-отбираем-изобретаем чтоб только наш пипифакс улучшить!)
2. ПС для потребителя можно увеличить, просто рассказав (прямо или косвенно) ему о тех ощущениях, которые он получит при потреблении. Например, так создается ощущение статуса, чувства собственной значимости, или принадлежности к чему-либо, к социальной группе или образу жизни. Пример продажи статуса в чистом виде – ученое звание, которое можно купить в «Международной академии информатизации»
3. Потребитель не будет покупать товар выше его потребительской стоимости. Можно считать ее верхним пределом цены товара. Соответственно, суммируя по рынку – верхним пределом объема рынка.
4. ПС неразрывно связана с выбором. В случае выполнения безальтернативных действий понятие ПС теряет смысл.