maxon писал(а):
Всё-таки интересно, а что вы понимаете под способом производства? Вот мне казалось, что убрав частную собственность на средства производства в СССР сменили этот самый способ. Может надо было отменить деньги совсем? И организовать натуральный обмен между городом и деревней? Так что ли?
И как вы себе представляете созревание коммунистического способа производства? Может это распространение коммун, типа колхоза Арслана? Сначала они типа растут, растут, а потом захватывают власть и всех в коммуны? Так что-ли?
Ничего особенного придумывать не надо. Ведь многое уже давно известно. Может я Вам уже и надоел с цитатами из Энгельса, но вынужден привести цитату отвечающую на Ваш вопрос:
" Всеми признано, что существующий общественный строй создан господствующим теперь классом — буржуазией. Свойственный буржуазии способ производства, обозначаемый со времени Маркса именем капиталистического, не мирился с местными и сословными привилегиями, равно как и с теми взаимными связями между личностями, которые существовали в феодальном обществе; буржуазия разрушила феодальный порядок и воздвигла на его развалинах буржуазный общественный строй, царство свободной конкуренции, свободы передвижения, равноправности товаровладельцев, словом, всех буржуазных прелестей. Капиталистический способ производства мог развернуться теперь на полном просторе. С тех пор как пар и машины превратили старую мануфактуру в крупную промышленность, выработавшиеся под управлением буржуазии производительные силы стали развиваться с неслыханной прежде быстротой и в небывалых размерах. Но точно так же, как мануфактура и усовершенствовавшиеся под ее влиянием ремесла пришли некогда в столкновение с феодальными узами цехов, крупная промышленность,, на более высокой ступени своего развития, приходит в столкновение с узкими пределами, которыми ограничивает ее капиталистический способ производства. Новые производительные силы переросли буржуазные формы их эксплуатации. Это противоречие между производительными силами и способом производства не выдумано людьми, — подобно противоречию между первородным грехом и божественной справедливостью, — а существует в действительности, объективно, вне нас, независимо от воли и поведения даже тех людей, деятельностью которых оно создано. Современный социализм есть не что иное, как умственное отражение этого фактического противоречия, идеальное отражение его в головах, прежде всего класса, страдающего от него непосредственно, т. е. класса рабочих.
Что же касается современного государства, то оно есть не что иное, как организация, которую создает буржуазное общество для охранения общих, внешних условий капиталистического производства от посягательства как рабочих, так и отдельных капиталистов. Какие бы формы ни принимало современное государство, оно остается механизмом чисто капиталистическим, государством капиталистов, идеальным совокупным капиталистом. Чем больше производительных сил захватит оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан будет оно эксплуатировать. Рабочие останутся наемными рабочими, пролетариями. Капиталистические отношения не устранятся, а еще более обострятся. Но это обострение будет последним шагом их раз- вития. Превращение производительных сил в государственную собственность не разрешает противоречий капитализма, но оно заключает в себе формальное средство, возможность их разрешения.
Это разрешение может состоять лишь в фактическом признании общественной природы современных производительных сил, следовательно, в приведении способов производства, присвоения и обмена в соответствие с общественным характером средств производства. А этого можно достигнуть только прямым и открытым переходом в общественную собственность производительных сил, переросших всякий другой способ применения их к делу. Общественный характер средств производства и его продуктов, проявляющийся теперь с разрушительной силой слепого закона природы, обрушивающийся против самих производителей, периодически нарушающий ход производства и обмена, будет тогда сознательно проведен в жизнь производителями и превратится из причины неурядицы и периодических катастроф в сильнейший рычаг производства.
Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно и разрушительно, пока мы не понимаем их и не считаемся с ними. Но раз мы узнали их, изучили их действие, направление и влияние, от нас самих зависит все более и более подчинять их нашей воле и через них достигать наших целей."
По поводу общественой собственности на средства производства хочу только дополнить, что для осуществления этого положения требуется выполнение определённых условий. Первое - уровень производства должен быть развит настолько, чтобы у человека отпала необходимость работать ради существования и появилось достаточно свободного времени для участия в общественном управлении. По себе могу сказать, что когда приходишь домой после 12-часового рабочего дня - всё уже глубоко по барабану. Общество своим уровнем развития производства должно быть способным гарантировать каждому своему члену необходимый для него уровень потребления. И второе - каждый член общества должен быть готов исполнять функции по общественному самоуправлению. Должно быть на деле ликвидировано разделение труда между производством и управлением. До выполнения этих условий, как Вы я думаю понимаете, нашей стране было ещё очень и очень далеко. А сейчас и ещё дальше. Можно конечно сейчас и иронизировать над Лениным, но он был абсолютно прав, когда призывал - учиться, учиться и учиться! Нельзя в социализм загнать людей, как в концлагерь. Социализм в первую очередь должен придти через сознание.