Shurry писал(а):
igrek писал(а):
Как я уже говорил, в определении не должно быть намёков на природу... ... Но в определении никакого намёка на эту природу нет и быть не должно.
Ну вот типичная ситуация. Кто еще так считает?
Ладно, готов признать свою ошибку. Кажется, раньше я говорил такое о любом определении — будто бы никогда в них не должно быть природы. Это я погорячился. Вообще говоря, возможны определения, основанные на природе явления. Но далеко не всегда. В частности, определение стоимости, как оно сформулировано ещё до нас, на природе не основывается. Например, Смит, Рикардо, Маркс и Милль. Это логично, потому что введение природы в определение лишает нас возможности исследовать вопрос об этой природе.
Для примера вернусь к дождю. Можно, конечно, определить его как воду в результате конденсации атмосферного пара (скраплённая или ещё какая, сейчас неважно). Но тогда бессмысленно изучать вопрос, откуда берётся эта вода, потому что она берётся из конденсации по определению. А вот если мы определим дождь как просто воду, падающую с неба, мы уже можем задаться вопросом: а что послужило причиной? И выяснить, что всё дело в конденсации.
Shurry писал(а):
И почему все время «природа», если я рассчитываю, что мы говорим о природе явления, которую не только я считаю синомимом сути, на базе которой и делается определение.
И кто ещё так считает?
Вообще, дело не в том, природа или не природа. В каких-то случаях, как я уже сказал, и природа может быть основой определения. Важно, чтобы определение не было ни противоречивым, ни избыточным.
Допустим, мы определяем стоимость как отношение обмена (не будем пока придираться к формулировке, я говорю условно). Мы не знаем, будет ли природой явления, определённого таким образом, например, труд. Тем не менее мы можем ввести труд как необходимое условие в определение, тут противоречия нет. Но если вдруг найдётся такое отношение обмена, природой которого будет не труд, то по определению мы не должны будем считать его стоимостью. Как тогда его назвать? Придумать новый термин? Тоже можно, конечно. Назовём его какой-нибудь квазистоимостью и тоже будем изучать. Но в том-то и дело, что политэкономия в лице классиков изучала все возможные отношения обмена и назвала их стоимостью, не разделяя на трудовые по своей природе и нетрудовые. И только потом, когда определение термину было дано, его стали использовать для объяснения природы этого свойства. Смотрим, например, у
Рикардо. Сначала он даёт определение стоимости как термина:
«Стоимость товара, или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается...» (Кстати, сравните с моим.)
Затем он говорит:
«Товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства».То есть Рикардо использует термин «стоимость» как уже определённый ранее и объясняет его природу. Если бы Рикардо принял определение стоимости, в котором указана трудовая природа, ему пришлось бы выразиться по-другому, что-то вроде «обладают либо стоимостью, либо квазистоимостью». То есть, как в любой науке, нам сначала нужно определить основные понятия, и лишь потом выяснять закономерности, оперируя уже определёнными ранее понятиями.
Shurry писал(а):
Я и сейчас хочу, а так и не понял, есть разница или ее нет?
О какой именно разнице Вы говорите? О том, что нет разницы в определениях, я сказал прямо. О том, что разница есть в природе стоимости, я тоже сказал прямо. О какой ещё разнице я забыл сказать?
Кстати, вот Рикардо уже и дал подсказку. Он сказал, что природой стоимости может быть либо редкость, либо труд. У обычных товаров природа стоимости труд, у денег редкость. Не совсем точно, но в общих чертах так.