Кулиберов писал(а):
Не забывайте уточнять, что о прибавочной стоимости учит буржуазно-марксистская ТТС. Типа прибавочную стоимость в любом случае создаёт только труд. Точка. Сомневащимся могу аргументированно свою точку зрения обосновать.
Я не наблюдаю в рассуждениях уважаемого Кулиберова никаких следов мыслей , которыми он ревизовал, развил и устаканил "буржуазно-марксистскую ТТС" таким образом, что она потеряла или приобрела прибавочную стоимость. То, что указанная б.-м-ТТС считает, будто прибавочную стоимость создает только труд следует из её же
бездоказательного утверждения, что стоимость создает только труд, от какового утверждения, как мне помнится, Кулиберов не откажется даже под страхом утонуть в омуте без доступа воздуха.
Ефремов цитировал, если я не ошибаюсь, самого Маркса или Каутского? Неважно :
Мы знаем теперь всеобщую формулу капитала: Д - Т - (Д + д). Но мы ещё не знаем, откуда происходит д - прибавочная стоимость.
Кто нибудь против этой формулы? Была бы она ошибочной, ни один капиталист в мире не появился бы!
Её можно записать даже в виде:
Т - Д - (Т + т), она от этого нисколько не потеряет актуальности, а только выиграет. Ведь итог любой
деятельности, в том числе и капиталиста - приобретение товаров, продукта, благ в б
ольшем количестве, чем на старте, а деньги являются лишь промежуточным хранилищем стоимости. Под индексом "Д" в формуле можно поразумевать "деятельность", ведущую к прибавлению продукта у деятеля рынка.
Из этой формулы как будто вытекает, что прибавочная стоимость порождается актами покупки и продажи, что она, следовательно, возникает из товарного обращения.
Не как будто, а прямо вытекает,
если учитывать, что стоимость сама возникает из акта купли-продажи, а обратное не доказано, то вполне естественно, что прибавочная стоимость появляется оттуда же.
Такое воззрение очень популярно, но оно по большей части покоится на смешении стоимости товара с потребительной стоимостью.
Вот! Прав старик - покоится на смешении. На уверждении, что стоимость и потребительная стоимость - одно и то же.
Такое представление о возникновении прибавочной стоимости возможно лишь тогда, когда самое понятие стоимости ещё весьма смутно. Чтобы удовлетвориться такими представлениями, нужно, с одной стороны, забыть, что обмен товаров покоится как раз на различии их потребительных стоимостей, но в то же время на равенстве стоимостей товаров.
Чего тут смутного? Совершенно естественно, что если понятие о стоимости товаров у двух контрагентов к моменту торговли различно, то стоимость (она же потребительная стоимость, и ни к чему, думается, каждый раз уточнять) разных товаров, своего и чужого, каждый из них рассматривает со своей точки зрения. Каждый из торгашей хочет получить товар своего визави, а собственный ему уже не нужен. И каждый хочет продать свой товар подороже, то есть, получить б
ольшую стоимость, которая является б
ольшей лишь для него, а для его контрагента - меньшей, поскольку собственный товар ему не нужен, а нужен тот, что предлагается. Обменяв товар на товар, они констатируют равенство стоимостей, но каждый будет думать, что приобрел б
ольшую стоимость, чем отдал.
Прибавочная стоимость есть разница между купленной стоимостью и проданной стоимостью в представлениях каждого участника. Если эти представления ошибочны, то при-бавочная стоимость оказывается
убавочной.
Если у валенки меня в округе (то есть, в моих представлениях и убеждениях о стоиомсти валенок) стоят 10 руб, а яблоки 15, то я иду на базар и увидев, что яблоки там по 12 руб, меняю ненужные мне валенки на яблоки, с удовлетворением полагая, что приобрел прибавочную стоимость в 2 рубля. А торговец, что продал мне яблоки, доволен тем, что приобрел валенки за 12 руб, хотя у него на родине они стоят 15, отдав за них яблоки, которые у него на родине стоят 10 руб. Шо характерно, мы поменяли яблоки на валенки, которые таким образом равностоимостны. И мы же совершили взаимовыгодный акт купли-продажи и оба получили прибыль в два рубля только благодаря потому, что между нашими деревнями существует диспаритет цен-стоимостей.
И откуда же он появился, этот диспаритет? У нас холодно и яблоки не растут, а у них снега не было и валенки никто не катал, а тут вдруг выпал снег и валенки понадобились. И каждый из нас идя на рынок не думал о своих трудозатратах на продаваемое (то же самое, что произведенное), а думал лишь о наших гипотетических
трудозатратах на приобретаемое.
Так что прибавочная стоимость, как и стоимость вообще - атрибут купли-продажи и появляется там же и тогда же. И
изымается эта прибавочная стоимость у торгового контрагента - потребителя. У потребителя эта "прибавочная" стоимость всегда
убавочная.
Если б потребитель для приобретения товаров не прибегал к услугам посредника-капиталиста, а скинувшись со всеми страждущими, сам бы оплатил рабсилу, сырье, оборудование и прочие затраты за нужный ему продукт, изъятия у него прибавочной стоимости не было бы, он не отдавал бы лишнее капиталисту.
Но ведь рабсилу, сырье и прочее он ведь тоже оплачивает, значит, отдает прибавочную стоимость всем этим контрагентам! Сталобыть, оздоровить ситуацию, исключить неправомерное изъятие, можно только одним способом - если потребитель сам стоит у станка, добывает сырье, делает инструменты, изобретает изделие, технологию и прочее, и производит себе продукт, - то есть, отменить разделение труда. А возможно такое лишь при низкотехнологичном производстве, которое может осилить буквально каждый.
Получается - сохраняя разделение труда, любой потребитель обязательно рискует лишиться прибавочной стоимости в пользу специалиста, который что-то для него сделает. И нет никакой уверенности, что он компенсирует эту потерю, изъяв уже в качестве специалиста прибавочную стоимость у другого. Более того, в этой системе отношений господствует положительная обратная связь -любая полученная фора, любое отклонение, позволяет предприимчивому участнику улучшить свое положение за счет остальных. Ему достаточно просто
убедить всех остальных, что его услуга более дорогая, потому что его участие в общем процессе более значимо. И как его проверишь, если он приглашен как специалист, и стало быть другого такого специалиста нету.
А какой простор для злоупотреблений изъятием прибавочной стоимости у тех, кто воздействует на сознание потребителя - всяких артистов-пародистов, властителей дум и прочих шарлатанов!
Значит,
сохранение понятия стоимости и прибавочной стоимости (да и капитала вообще) безвариантно ведет к диспропорции в потреблении, а следом и к эксплуатации.