сама. Потому что главным воспитательным фактором
Ответ Spawn'у
Spawn писал(а):
но "огромадная" производительность труда позволяет освободить время для образования и развития, если человек все время занят трудом у него нет времени оглянуться, осмыслить какието вещи, понять куда идет он и все общество в целом.
Это положение верно лишь в той степени, что для того, чтобы задуматься, начать осмысливать какие либо вещи, человеку действительно необходимо иметь возможность освободить голову от решения повседневных, неотложных задач.
Как говорил один герой повести В.Санина, пытаясь направить силы интеллектуалов в позитивное русло: "самые светлые мысли приходят к человеку в голову во время чистки картошки", на что оппонент ответил: "лично мне в голову светлые мысли приходят, когда картошку чистят другие".
Как вы правильно заметили, огромадная производительность и впрямь высвобождает время. Но является ли образование и развитие тем занятием, которым человек это освободившееся время заполняет?
Достаточно посмотреть на окружающих, чтобы убедиться, что это отнюдь не обязательное следствие из указанной причины. Люди большей частью тратят высвободившееся время на развлечения и разнообразный "отдых от работы", что зачастую является сменой бездеятельности в рабочее время на разнузданную бездеятельность в послерабочее.
Для того, чтобы человек безусловно посвящал освободившееся время саморазвитию, он должен быть хозяином продукта труда, то есть, знать и понимать, каким образом производство этого продукта поддерживает его существование. И вообще -
необходим ли производимый им продукт обществу и ему самому.
Наемный рабочий, даже если он поставлен в условия делократии, является хозяином только той части продукта, что производит он сам. Он вытачивает, например, на станке сотню болтов в день, но он не имеет представления - насколько эти болты необходимы обществу. Нужно ли еще напрячься, чтобы выточить пару лишних болтов или наоборот, надо остановиться на 99-м, потому что сотый болт будет бесполезно ржаветь от того, что для него не найдется гайки. А ведь лишний болт - это кусок стали, который мог бы пойти на более нужную вещь, например, на ту же гайку для 99-го болта.
В обычной ситуации за рабочего думает управляющая структура, плановый отдел соцпредприятия или хозяин-капиталист. Но даже они не могут объективно определить общественно-необходимые затраты на продукт. Плановая инстанция исходит из показателей прошлого года, а капиталист - из заказа другого капиталиста, который тоже надеется, что лишний болт удастся продать потребителю, даже если он ему не нужен - лишь бы платил.
В отличие от промышленного рабочего, земледелец (да еще если он не товарный, а натуральный) сам себе госплан и хозяин. И он до мельчайших подробностей (до уровня одного человека!) может рассчитать потребности общества в лице себя и своих домашних в продукте. Поэтому он не произведет лишнего, не потратит напрасно ресурсы и природы, и свои собственные, и, что особенно важно, те ресурсы, что нужны будущим поколениям. Таким образом, в отличие от промышленного рабочего, потребление земледельца уже сведено к необходимой норме, самим характером его труда. А если потребление сведено к норме самим потребителем, исчезает необходимость для общества бесконечно наращивать его удовлетворение.
Поэтому, - чем больше членов общества добывают себе и своему окружению необходимый продукт непосредственно, тем меньше издержки и при производстве и при распределении. Общество и государство вообще освобождается от необходимости перераспределять продукцию первой необходимости.
Второй выигрыш состоит в том, что (где-то уже подсчитано, мне попадалось), что даже в условиях отсутствия механизации на собственное пропитание земледелец тратит лишь 3-4 часа своего ежедневного труда, остальное время уходит на прокорм промышленных рабочих, армии, правительства, бездельников, шоуменов и налоговых инспектров. В нынешних условиях 10-20 процентов сельского населения кормят остальные 80. А если всех бездельников (за исключеним армии, конечно) поставить каждого на свой гектар, так и по часу в день хватит, чтобы производить необходимое. А оставшееся время - хоть на учебу, хоть на развитие, хоть на развлечение:)
Я уж не говорю о третьей составляющей необходимости поголовного сельского труда - непосредственно наблюдая за природой, а не находясь в искусственном урбанистическом ландшафте, человек лучше понимает многие вещи и явления, происходящие в этой природе, лучше видит и воспринимает ноосферу , как область своего обитания и существоания.
Цитата:
а ведь принцип совместного управления(я так пониманию вы за него) подразумевает что все люди должны одинаково разбираться в глобальных вещах - где на это время брать?
Третий фактор, о котором я упомянул, как раз поможет человеку разобраться в вещах о которых он нынче или не задумывается или считает чем-то несущественным. О своем месте в мире природы, о своем личном и всего общества предназначении, об ошибках допущенных им в тюрьме урбанизации и капитализма.
Цитата:
а еще космос ждет своей очереди, его тоже общины по отдельности должны осваивать или всетаки эта задача для всего человечества и требует крупных предприятий?
Вы, как и многие другие критики общинного существоания полагаете, что тот якобы "прогресс", которого общество достигло, является хорошим заделом на будущее развитие. Что наука вот-вот придумает суперлекарство, что роботы заменят человека, что полеты в космос станут ежедневными прогулками и случатся прочие чудеса НТР.
А возврат к общине
якобы предусматривает, отказ от всего этого.
Ну, во первых, пока вокруг кружат империалистические хищники, должна наличествовать промышленная база для надлежащего отпора, это безусловно.
Во-вторых, производство сельхозорудий и прочих комбайнов деревенскому кузнецу не всегда по силам:)
Для нормального функционирования общества необходима высококачественная связь, транспортные услуги. Всё это тоже требует отвлечения работников.
Поэтому я не призываю "всех загнать в пампасы". Коммунары в коммунах-общинах должны быть тем, кем при социализме необоснованно считались пролетарии - общественным гегемоном. А пролетарии, без которых общество не может обойтись - временным отступлением от коммунизма, которое через некий период обязательно будет сведено на нет. вы, наверное догадываетесь - почему. Потому что промышленность и лежащая на ней материалистическая наука - тупиковая ветвь развития, человечество от неё откажется обязательно, как только найдет новые способы взаимодействия с природными силами.
Цитата:
промышленный труд = наемному - а это как понимать? если человек нашел дело по душе, и оно ему оставляет много времени для самообразования, то почему он обязательно должен стать рабом?
Как я уже говорил - о
тчуждение от понимания общественной необходимости произведенного продукта делает рабочего слугой суррогатных отношений с окружающим миром. Для получения благ ему необходим посредник - рыночный поставщик. Этот посредник в итоге становится паразитом на теле общества.
Цитата:
что вы понимаете под товарностью? денежное обращение?
Товарность - это приобретение неким продуктом или ресурсом (также любой крашеной бумажкой в виде банкнота или векселя) свойства стоимости. Стоимость - это ликвидность, возможность продать дороже, чем куплено, вне зависимости и от затрат на производство продукта или добычу ресурса и вне зависимости, и в итоге от конечной необходимости общества в этих затратах.