Прежде, чем обсуждать вопросы марксистской теории, возьму на себя смелость напомнить ее основные, принципиальные положения.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАРКСИСТСКОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:
В основе марксистской коммунистической теории лежат:
1. Философия.
Диалектический и исторический материализм (диамат, истмат).
Согласно марксистской материалистической диалектике мир познаваем. «Единство мира состоит в его материальности». В основе всех начал лежит не идея, в том числе и идея бога, а вечное и бесконечное движение материи. Самодвижение - есть «способ существования материи», как объективной реальности, данной нам в ощущениях. Самодвижение осуществляется в пространстве и во времени. Пространство и время являются формами существования материи.
Самодвижение, развитие есть процесс нарастания, борьбы и обострения внутренних противоречий, который неизбежно приводит, в конечном счете, к скачку, к революции, к уничтожению данной формы материи, к ее переходу в новую форму. «Место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность, занимает мирно, если старое достаточно рассудительно, чтобы умереть без сопротивления, - насильственно, если оно противится этой необходимости». Этот процесс абсолютен так же, как абсолютно движение, развитие.
Самодвижение, развитие природы, общества и мышления наиболее правильно отражают философские законы: единства и борьбы противоположностей; отрицание отрицания; перехода количественных изменений в качественные, а также категории: общего и частного; причины и следствия; тождества и различия; необходимости и случайности; сущности и явления; формы и содержания; добра и зла; истины и заблуждения; и др. «Мы знаем, что эти противоположности имеют лишь относительное значение: то, что ныне признается истиной, имеет свою ошибочную сторону, которая теперь скрыта, но со временем выступит наружу; и совершенно так же то, что признано теперь заблуждением, имеет истинную сторону, в силу которой оно прежде могло считаться истиной; то, что утверждается как необходимое, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость, и т. д.
«С помощью фактов доставленных самим эмпирическим естествознанием, можно в довольно систематической форме дать общую картину природы как связного целого».
Явления природы общества и человеческого мышления взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.
«Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого (революционного – прим. автора) процесса в мыслящем мозгу. У нее, правда, есть и консервативная сторона: каждая данная ступень развития познания общественных отношений оправдывается ею для своего времени и своих условий, но не больше. Консерватизм этого способа понимания относителен, его революционный характер абсолютен - вот единственное абсолютное, признаваемое диалектической философией...
Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности».
Исторический материализм.
Социальная форма движения материи, то есть общественное развитие происходит следующим образом. В процессе производства продуктов, необходимых для жизни человека, используются природное сырье и силы природы, в том числе мускульные и интеллектуальные способности человека. Производство, а вслед за производством и распределение продуктов через их обмен составляют экономическую структуру (базис) любого общества, основу всякого общественного строя. В каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи. «Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется, в конечном счете, вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из религиозных, философских и иных воззрений каждого данного исторического периода». Но надстройка приобретает относительную самостоятельность и влияет на базис. «Тем самым идеализм был изгнан из последнего своего убежища, из понимания истории». Было дано материалистическое понимание истории (исторический материализм) и был найден путь для объяснения сознания людей из их бытия вместо прежнего объяснения их бытия из сознания.
Коммунистическое пролетарско-классовое мировоззрение (миропонимание)
противоположно агностицизму, отрицающему возможность познания мира, а также теизму, то есть религиозному мировоззрению, исходящему из понимания бога, как абсолютной личности, пребывающей вне мира, создавшей его и действующей в нем.
В основе коммунистического миропонимания лежит атеизм, то есть отрицание существования бога и связанное с этим отрицание религии. Но религию насильственно уничтожить нельзя, так как она является фантастическим отражением в головах людей окружающей их действительности. Религиозное восприятие исчезнет вместе с исчезновением господствующих над людьми чуждых общественных сил, которые их эксплуатируют. Для этого необходимо прежде всего общественное действие (революция). «И когда это действие будет совершено, когда общество, взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освободит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы, средства производства, когда, следовательно, человек будет не только предполагать, но и располагать лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать”.
В систематизированном виде диалектический и исторический материализм изложены в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». 1886 г.
2. Политическая экономия.
Было установлено, что в основе исторического развития человеческого общества лежат экономические законы развития материального производства, обмена и распределения и, прежде всего, закон соответствия производительных сил производственным отношениям. Отставание развития производственных отношений от уровня развития производительных сил, единство и борьба этих противоположностей ведет к смене социально-экономических формаций от низших к высшим.
Были уточнены главные политэкономические понятия. Многие из них были освобождены от неопределенности и многозначности. Были открыты законы и закономерности капиталистического товарного производства и обмена, образования прибавочной стоимости и движения капиталов, появления нормы прибыли, развития классового антагонизма. Анатомия капиталистического общества впервые была подвергнута детальному научному анализу. Был проанализирован до самого основания свойственный современному капиталу способ присвоения, было приведено понятие капитала в согласие с теми историческими фактами, из которых оно, в конечном счете, было абстрагировано и которым оно обязано своим существованием. Оно было освобождено от неясных и шатких представлений, которые еще примешивались к нему и в классической политической экономии и у прежних социалистов. Было проведено также исследование и привлечены к сравнению формы, которые предшествовали капиталистической экономике, или те, которые существуют еще рядом с ней в менее развитых странах.
Главное был открыт механизм получения собственником средств производства прибавочной стоимости, основы капитала. Было установлено, что рабочая сила «приобретает стоимость, лишь только она, как это фактически имеет место ныне, становится товаром, и стоимость эта определяется, «как и стоимость всякого другого товара, рабочим временем, необходимым для производства, а, следовательно, и воспроизводства этого специфического предмета торговли», т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства жизненных средств, необходимых рабочему для поддержания себя в состоянии трудоспособности и для продолжения своего рода. Был сформулирован закон о норме прибавочной стоимости или норме прибыли капиталиста.
Теория капиталистической прибавочной стоимости обнажила механизм современного капиталистического способа производства и основанного на нем способа присвоения, механизм эксплуатации наемной рабочей силы.
Были открыты законы движения капитализма, показан его временный, преходящий характер. Было научно доказано, что в ходе развития капиталистического общества свойственные ему антагонистические противоречия все более обостряются, что в недрах капитализма объективно создается та сила, которая выступает как его могильщик – пролетариат.
Не политический строй меняет хозяйственное положение общества, а, наоборот, хозяйственное положение общества меняет политический строй. Всякая исторически преходящая общественно-экономическая формация характеризуется хозяйственным положением общества, своими производительными силами и соответствующими им производственными отношениями.
Производительные силы - это орудия производства и человек.
Производственные отношения – это отношения в обществе по поводу производства и распределения произведенной продукции.
Производительные силы развиваются в русле присущих им внутренних законов движения и саморазвития. В ходе саморазвития они постоянно опережают производственные отношения. Процесс нарастания количественных изменений, борьбы и обострения внутренних противоречий между развившимися производительными силами и отстающими от их развития производственными отношениями, отрицание устаревших производственных отношений приводит к скачку в новое качество, к уничтожению старой общественно-экономической формации и замене ее новой. Так происходит историческая смена одной общественно-экономической формации другой. В эксплуататорских обществах (рабовладельческих, феодальных и капиталистических) противоречие между производительными силами и производственными отношениями проявляется в борьбе классов (свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, буржуазия и дворянство, пролетариат и буржуазия).
Первобытнообщинный строй с его ручным производством и примитивнейшими орудиями труда, с зачатками натурального обмена, был заменен рабовладельческим, как более совершенным на тот период по производительности. Переход к рабовладению происходил эволюционно, постепенно с началом эксплуатации рабов в качестве орудий труда, что увеличивало производство продуктов. В дальнейшем переход из одной общественно – экономической формации, основанной на классовой ненависти, в другую происходил в ходе борьбы ненавидевших друг друга противоположных классов. Как правило, переход осуществлялся революционным путем. В ходе классовых битв на смену рабовладению пришел феодализм, а затем капитализм. Дальнейшее развитие общества происходит в прогрессивном коммунистическом направлении, в направлении обобществления производства и присвоения с целью удовлетворения все возрастающих человеческих потребностей всего мирового сообщества и каждого его члена.
Историческое развитие производительных сил привело к стихийному разделению труда на труд промышленный и сельскохозяйственный, управленческий и управляемый, умственный и физический, творческий и рутинный.
Под общественным разделением труда понимается исторически стихийно сложившееся разделение труда как внутри общества, так и внутри каждого отдельного производственного предприятия. Причиной общественного разделения труда был низкий уровень производительных сил и материального производства. В результате общественного разделения труда появился обмен продуктами через деньги и частная собственность. Стали развиваться ненавидящие друг друга классы, публичная государственная власть и государство, которые обусловливают ограбление и гнет небольшой частью общества всего остального населения. В конце – концов, развитие производительных сил и материального производства, разложение прежних феодальных связей привело к возникновению капиталистического разделения труда. Возникли капитал, буржуазия и пролетариат, а также мировой рынок, а сними и распределение продуктов через развитой обмен товарами, т.е. стали развиваться отношения капиталистической частной собственности, капиталистического способа производства и обмена в целом.
“Разделение общества на классы эксплуатирующий и эксплуатируемый, господствующий и угнетенный – было неизбежным следствием прежнего незначительного развития производства. Пока совокупный общественный труд дает продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока, следовательно, труд отнимает все или почти все время огромного большинства членов общества, до тех пор это общество неизбежно делится на классы. Рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т.д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделения труда. Это, однако, отнюдь не исключает применения насилия, хищничества, хитрости и обмана при образовании классов и не мешало господствующему классу, захватившему власть, упрочивать свое положение за счет трудящихся классов и превращать руководство обществом в эксплуатацию масс…».
Словом собственность выражают имущественные отношения в обществе, исторически меняющуюся форму присвоения имущества. В начале при первобытно-общинном способе производства присвоение носило общественный характер, то есть собственность была общей. Затем она в процессе развития стала частной. Дальнейшее развитие отношений собственности в процессе движения приводит уже к отрицанию отношений частной собственности отношениями общей собственности, но на более высоком уровне, чем первобытно-общинные отношения. Коммунистическая общая собственность выступает в форме владения и пользования.
Отношения собственности являются юридическим выражением производственных отношений, производственные отношения развиваются внутри отношений собственности.
Отношения частной собственности складываются из актов владения, пользования и распоряжения. При этом в отношениях частной собственности распоряжение (то есть решение судьбы имущества через право его отчуждения путем продажи, залога, сдачи в аренду или в наем и т.д.) является главным определяющим.
Таким образом, отношения частной собственности покоятся на товарно-денежном обмене, который возник в результате развившегося разделения труда.
Товарно-денежный обмен – это такие общественные экономические отношения, которые включают в себя товарное производство и обмен товарами через такой товар как деньги. Поэтому «деньги являются первой формой проявления капитала. Они же являются последней формой его обращения». Товарно-денежные отношения ведут к неравномерному распределению материальных и нематериальных благ, к расслоению общества на богатых и бедных (при капитализме – на буржуазию и пролетариат). «Там, где основной формой производства является стихийно сложившееся разделение труда в обществе, там это разделение труда неизбежно придает продуктам форму товаров, взаимный обмен которых, купля и продажа, дает возможность отдельным производителям удовлетворять свои разнообразные потребности. Чем больше продукты общины принимают товарную форму, т.е. чем меньшая часть их производится для собственного потребления производителя и чем большая для целей обмена, чем больше обмен вытесняет также и внутри общины первоначальное, стихийно сложившееся разделение труда, тем более неравным становилось имущественное положение отдельных членов общины».
«Введение и распространение металлических денег в такой стране, в которой до тех пор существовало исключительно или преимущественно натуральное хозяйство, всегда связано с медленным или быстрым переворотом в прежнем распределении, и притом так, что неравенство в распределении между отдельными лицами, - следовательно, противоположность между богатыми и бедными, - все более и более возрастает». Таким образом, товарно-денежные отношения расслаивают общество на богатых и бедных, способствуют образованию частной собственности.
Цена товара – это усредненное денежное выражение его стоимости.
Стоимость – это мера, которой измеряется полезность товара для общества и количество вложенного в него абстрактно-всеобщего человеческого труда. Это усредненный показатель общественных затрат рабочего времени (труда), вложенного в изготовление продукта, предназначенного для продажи. «Стоимость товаров определяется общественно-необходимым человеческим трудом, который в свою очередь измеряется своей продолжительностью. Когда я говорю, что какой-нибудь товар имеет определенную стоимость, то я этим утверждаю: 1) что он представляет собой общественно полезный продукт; 2) что он произведен частным лицом за частный счет; 3) что, будучи продуктом частного труда, он является одновременно, как бы без ведома производителя и независимо от его воли, продуктом общественного труда, притом определенного количества этого труда; устанавливаемого общественным путем, посредством обмена; 4) это количество я выражаю не в самом труде, не в таком – то числе рабочих часов, а в другом товаре. Этот товар – деньги».
«Понятие стоимости, является наиболее общим и потому всеобъемлющим выражением экономических условий товарного производства. В понятии стоимости содержатся поэтому в зародыше не только деньги, но и все более развитые формы товарного производства и товарного обмена. Раз товаропроизводящее общество развило форму стоимости, присущую товарам как таковым в форму денег, то многое из того, что в стоимости еще скрыто в виде зародышей, прорывается наружу. Ближайшим и наиболее существенным результатом является то, что товарная форма приобретает всеобъемлющий характер. Даже тем предметам, которые раньше производились непосредственно для собственного потребления, деньги навязывают товарную форму и вовлекают их в обмен. Тем самым товарная форма и деньги проникают во внутрихозяйственную жизнь общин, связанных непосредственно общественным производством; они рвут общинные связи одну за другой и разлагают общину на множество частных производителей». Желать уничтожения капиталистической формы производства при помощи установления «истинной стоимости» - это то же самое, что стремиться к уничтожению католицизма путем избрания «истинного» папы …».
Рабочая сила – способности человека к труду. Рабочая сила при капитализме является товаром, который может купить каждый, имеющий достаточные денежные средства.
«Стоимость рабочей силы измеряется тем рабочим временем, которое требуется для производства рабочим жизненных средств для себя и для поддержания своего рода».
«Средняя цена наемного труда есть минимум заработной платы, т.е. сумма жизненных средств, необходимых для сохранения жизни рабочего как рабочего».
Прибавочная стоимость – та часть рабочего времени, неоплаченного зарплатой, которую работник тратит на производство товаров для собственника средств производства.
«Капиталистическая политэкономическая категория прибавочной стоимости обнажила механизм современного капиталистического способа производства и основанного на нем способа присвоения, механизм эксплуатации наемной рабочей силы».
«Норма прибавочной стоимости (m’) – это отношение всей массы прибавочной стоимости (m) ко всему переменному капиталу (v) или всего прибавочного рабочего времени ко всему необходимому, выраженное в процентах (m’ = m/ v)». Она характеризует степень капиталистической эксплуатации пролетариата.
Прибавочной стоимостью (капиталом) собственник орудий производства распоряжается по своему усмотрению.
Капитал – это постоянно возрастающая прибавочная стоимость, создаваемая наемным работником в процессе производства товаров, которая присваивается собственником средств производства. Впервые капитал появляется в конце ХV начале ХVI веков с появлением свободной от феодальной зависимости рабочей силы (пролетариата), развитого товарного производства и мирового рынка. Капитал – это не личная а, общественная сила, так как создается он не капиталистом, а всем обществом. Поэтому и принадлежать он должен всему обществу, а не отдельному капиталисту.
Капитализм – это общественно-экономический строй с экономическим и политическим господством класса буржуазии (капиталистов или государства, как совокупного капиталиста). В основе капитализма лежит капиталистический способ производства и обмена, капиталистическое разделение труда и относительная свобода конкуренции. Капиталистический способ производства и обмена (отношения капиталистической собственности) характеризуется: 1) капиталистическим разделением труда; 2) монополией ( частной или государственной собственностью) на средства производства; 3) использованием собственником средств производства наемной рабочей силы для производства товаров; 4) относительной самостоятельностью товаропроизводителей и относительной свободой конкуренции; 5) развитым товарным производством и обменом товаров через деньги; 6) эксплуатацией собственником средств производства наемной рабочей силы (пролетариата) с целью присвоения созданной ею прибавочной стоимости (капитала).
«При капитализме тот, кто трудится, ничего не приобретает, а тот, кто приобретает, не трудится». Это главное противоречие между трудом и капиталом.
Маркс выявил, что «в лице рабочего субъективно существует то, что капитал есть полностью потерявший себя человек, подобно тому как в лице капитала объективно существует то, что труд есть человек, потерявший самого себя. Но рабочий имеет несчастье быть живым и потому испытывающим нужду капиталом, который в тот момент, когда он не работает, теряет свои проценты, и тем самым и свое существование. В качестве капитала стоимость рабочего возрастает в зависимости от спроса и предложения, да и физически его существование, его жизнь рассматривались и рассматриваются как предложение товара, как это происходит с любым другим товаром. Рабочий производит капитал, капитал производит рабочего, следовательно, рабочий производит самого себя, и продуктом всего этого движения является человек как рабочий, как товар. Человек есть уже только рабочий, и в качестве рабочего он обладает лишь темп человеческими свойствами, которые нужны чужому для него капиталу. А так как капитал и рабочий друг другу чужды и потому находятся в безразличных, внешних и случайных взаимоотношениях, то эта отчужденность должна выступать также и реально. Поэтому, как только капиталу вздумается — в силу необходимости или произвола — перестать существовать для рабочего, сам рабочий перестает существовать для себя: у него нет работы, а потому нет и заработной платы, и так как он обладает существованием не как человек, а как рабочий, то его преспокойно можно похоронить, дать ему умереть с голоду и т. д. Рабочий только тогда существует как рабочий, когда он является для себя капиталом, и он только тогда является капиталом, когда для него имеется налицо какой-нибудь капитал. Существование капитала есть его существование, его жизнь, подобно тому как оно определяет содержание его жизни безразличным для него способом».
Под буржуазией понимается класс капиталистов, собственников средств производства, использующий наемный труд с целью присвоения прибавочной стоимости и создания для себя капитала.
Под пролетариатом в экономическом смысле понимается свободный от социальной зависимости и от собственности на средства производства всемирно-исторический класс наемных работников. Он своим необходимым трудом производит минимум стоимостей, заложенных в товарах, для себя, а прибавочным трудом, неоплаченным зарплатой, производит прибавочную стоимость (капитал) собственнику средств производства.
К. Маркс «Капитал». Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг».
2. Научный коммунизм.
Коммунизм есть «положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — и в силу этого как подлинное присвоения человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полного, происходящего сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращения человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение».
Коммунизм - это всемирно-исторического движения пролетариата ко всемирно-историческим бесклассовым отношениям одинаковой социальной значимости каждого человека и вытекающей из них социальной справедливости, обусловленных высоким уровнем материального производства, разумной его планомерностью и планомерностью распределения. «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние. Условия этого движения порождены имеющейся теперь налицо предпосылкой. Впрочем, наличие массы людей, живущих только своим трудом, - массы рабочей силы, оторванной от капитала или от возможности хотя бы ограниченного удовлетворения своих потребностей и характеризующейся поэтому уже не только временной потерей самой этой работы, как обеспеченного источника жизни, но и вообще совершенно непрочным положением, - все это предполагает, в силу конкуренции, существование мирового рынка. Пролетариат может существовать, следовательно, только во всемирно-историческом смысле, подобно тому как коммунизм - его деяние - вообще возможен лишь как "всемирно-историческое" существование. А всемирно-историческое существование индивидов означает такое их существование, которое непосредственно связано со всемирной историей". Следовательно, коммунизм (как, впрочем, и капитализм) не возможен в отдельно взятой стране. Коммунизм «возможен лишь как «всемирно-историческое» существование».
Коммунистическое движение это организованное под руководством комму
нистической партии движение коммунистов отдельных стран, объединенных в ми
ровом масштабе научной коммунистической теорией, в целях сознательного рево
люционного переустройства капиталистических общественных отношений в комму
нистические с помощью такого инструмента, как государственная политика дикта
туры коренных классовых интересов пролетариата. Эта политика неограниченной
власти пролетарского государства направлена на обеспечение господства этих интере
сов. Она заключается в том, чтобы путем всемерного развития производства материа
льных и нематериальных благ ликвидировать капиталистическое разделение труда,
стоимостной товарно-денежный обмен, отношения частной
собственности и классы, а так же публичную (государственную) власть и
государство, расслаивающие общество на богатых и бедных, эксплуататоров и
эксплуатируемых.
Отличительные признаки коммунистов:
- «Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что, с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом.
- Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.
- Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти.
- «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».
- Для практического материалиста, т. е. для коммуниста, все дело в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически обратиться против существующего положения вещей и изменить его.
- Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего капиталистического общественного и политического строя. Они поддерживают всякие оппозиционные партии, «не отказываясь, тем не менее, от права относится критически к фразам и иллюзиям, проистекающим из революционной традиции. Во всех этих движениях они выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения, независимо от того, принял ли он более или менее развитую форму.
- Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения. Уничтожение ранее существовавших отношений собственности не является чем – то присущим исключительно коммунизму. Все отношения собственности были подвержены постоянной исторической смене, постоянным историческим изменениям».
- Коммунисты «могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».
Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть ее собственный продукт.
Пролетариат в политическом смысле – это класс наемных работников, осознавший свой коренной классовый интерес и под руководством коммунистической партии борющийся за установление господства этого интереса революционным путем. Пролетариат, (рабочий класс) заканчивает свое существование после ликвидации разделения труда и классов при полном коммунизме.
Коммунистическая партия вооруженная марксистской коммунистической теорией обязана вооружить ею и пролетариат. Он должен знать, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями достигли своего предела в рамках капиталистического способа производства и обмена. Капитализм тормозит рост материального производства, удовлетворение человеческих потребностей каждого жителя планеты. «При капитализме чрезмерный труд одной части рабочего класса обусловливает полную безработицу другой его части». Капитализм, следовательно, не может существовать без безработицы. «Закон, поддерживающий относительное перенаселение, или промышленную резервную армию, в равновесии с размерами и энергией накопления капитала, приковывает рабочего к капиталу крепче, чем молот Гефеста приковал Прометея к скале. Он обусловливает накопление нищеты, соответственно накоплению капитала. Следовательно, накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубления и моральной деградации на противоположном полюсе, т.е. на стороне класса, который производит свой собственный продукт как капитал». Капитализм с его институтами гражданского общества, со свободной конкуренцией и борьбой за выживание превратил поле труда в поле битвы, «местные схватки разрослись, в свою очередь, до размеров борьбы между нациями, до торговых войн... Наконец, крупная промышленность и возникновение мирового рынка сделали эту борьбу всеобщей и в то же время придали ей неслыханную ожесточенность. В отношениях между отдельными капиталистами, как и между целыми отраслями производства и между целыми странами, вопрос о существовании решается тем, обладают ли они выгодными, естественными или искусственно созданными, условиями производства. Побежденные безжалостно устраняются. Это – дарвиновская борьба за отдельное существование, перенесенная – с удесятеренной яростью – из природы в общество. Естественное состояние животных выступает как венец человеческого развития».
Развитое капиталистическое, коммерческое общество было названо гражданским. «Развитое гражданское общество… Свободная промышленность и свободная торговля порождают всеобщую борьбу человека против человека… В современном мире каждый человек одновременно – член рабского строя и публично-правового союза. Именно рабство гражданского общества, по своей видимости, есть величайшая свобода… . Свободное гражданское общество носит насквозь коммерческий, еврейский характер, и еврей наперед уже является его необходимым членом». Еврейство – это не национальная принадлежность, а торгашеская суть человека, который может быть любой национальности. Коммунистическое общество – это не гражданское, а человеческое общество. Эмансипация еврея зависит от эмансипации общества от еврейства.
Ориентация не на максимальное и планомерное удовлетворение разумных потребностей общества и каждого его члена, а на максимальное извлечение прибыли в процессе конкуренции и борьбы за существование систематически приводит капиталистическую экономику к кризисам перепроизводства продуктов. Это стало очевидным после 1825 г., когда разразился первый мировой кризис перепроизводства. После этого мировые кризисы повторяются с периодичностью в 10 лет. «С 1825 г. когда разразился первый общий кризис, весь промышленный и торговый мир, производство и обмен всех цивилизованных народов вместе с их более или менее варварскими придатками приблизительно раз в десять лет сходят с рельсов.
В кризисах с неудержимой силой прорывается наружу противоречие между общественным характером производства и частным характером капиталистического присвоения. «Обращение товаров на время прекращается; средство обращения - деньги становятся тормозом обращения; все законы производства и обращения товаров действуют навыворот. Экономическая коллизия достигает своей высшей точки: способ производства восстает против способа обмена, производительные силы восстают против способа производства, который они переросли... При каждом кризисе общество задыхается под тяжестью своих собственных производительных сил и продуктов, которые оно не может использовать, и остается беспомощным перед абсурдным противоречием, когда производители не могут потреблять потому, что не достает потребителей. Свойственная современным средствам производства сила расширения разрывает оковы, наложенные капиталистическим способом производства».
Производительные силы в их саморазвитии при капитализме приобрели общественный (коммунистический) характер. Они далеко ушли вперед от устаревшего капиталистического разделения труда, капиталистических отношений частной собственности со стоимостным товарно-денежным обменом, которые обусловливают частный характер присвоения. Таким образом, капиталистический способ производства и обмена стал тормозить развитие производительных сил и материального производства в целом. Это противоречие между трудом и капиталом находит свое проявление в классовой борьбе пролетариата с буржуазией в международном, всемирно-историческом масштабе. Оно может быть разрешено только Всемирной Коммунистической Революцией и диктатурой пролетариата. Отсюда вытекает принцип пролетарского интернационализма. Но вначале пролетариат каждой страны должен покончить со своей буржуазией.
Ориентация коммунистического хозяйственного механизма на удовлетворение все возрастающих материальных и нематериальных потребностей всего общества и каждого его члена, а не на максимальное извлечение прибыли частными капиталистами, снимет оковы с развития производительных сил и материального производства. «Обращение средств производства в общественное владение, устраняет не только существующее теперь искусственное торможение производства, но также и то прямое расточение и уничтожение производительных сил и продуктов, которое в настоящее время является неизбежным спутником производства и достигает своих высших размеров в кризисах. Сверх того, оно сберегает для общества массу средств производства и продуктов путем устранения роскоши и мотовства господствующих теперь классов и их политических представителей. Возможность обеспечить всем членам общества путем общественного производства не только вполне достаточные и с каждым днем улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и духовных способностей, - эта возможность достигнута теперь впервые, но теперь она действительно достигнута… Когда с современными производительными силами станут обращаться сообразно с их познанной, наконец, природой, общественная анархия в производстве заменится общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Тогда капиталистический способ присвоения, при котором продукт порабощает сперва производителя, а затем и присвоителя, будет заменен новым способом присвоения продуктов, основанным на самой природе современных средств производства: с одной стороны, прямым общественным присвоением продуктов в качестве средств для поддержания и расширения производства, а с другой – прямым индивидуальным присвоением их в качестве средств к жизни и наслаждению». Отсюда вытекает необходимость смены прогнивших и погрязших в безнравственности частных капиталистических отношений революционным путем и установление господства интересов пролетариата, обобществления отношений в области производства, распределения и присвоения.
«Факты все с большей и большей наглядностью показывали всю лживость учения буржуазной политической экономии о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии и о всеобщем благоденствии народа как следствии свободной конкуренции». Противоречия производительных сил с производственными отношениями достигли своего предела в рамках капиталистического способа производства и обмена.
Только Коммунистическая Революция и установление диктатуры пролетариата способны вырвать человечество из объятий полузвериной конкурентной борьбы капиталистов за обладание капиталом и приращением его, а пролетариев - за средства к выживанию.
Революция (французское слово revolution) означает «резкий, скачкообразный переход из одного состояния в другое, от одного качества к другому. Это важнейший этап в общественном развитии; переломный поворотный период в жизни общества и государства; резкий, скачкообразный переход от старого общественно-политического уклада к новому; коренной переворот в развитии общественных производительных сил и производственных отношений.
Революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества.
Можно было бы только пожелать уничтожения частной собственности мирным путем и «коммунисты, конечно, были бы последними, кто стал бы против этого возражать. Коммунисты очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но, вместе с тем, они видят, что развитие пролетариата почти во всех цивилизованных странах насильственно подавляется и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на революцию, то мы, коммунисты, будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом».
Революция не может произойти в одной какой-нибудь стране. «Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности цивилизованные народы, что каждый из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними - главной борьбой нашего времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдет одновременно во всех цивилизованных странах, т. е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии. В каждой из этих стран она будет развиваться быстрее или медленнее, в зависимости от того, в какой из этих стран более развита промышленность, больше накоплено богатств и имеется более значительное количество производительных сил. Поэтому она осуществится медленнее и труднее всего в Германии, быстрее и легче всего в Англии. Она окажет также значительное влияние на остальные страны мира и совершенно изменит и чрезвычайно ускорит их прежний ход развития. Она есть всемирная революция и будет поэтому иметь всемирную арену».
«Из всех социальных революций Коммунистическая Революция является наиболее полной, так как она предшествует возникновению такого общества, где «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями».
Парламент - это организация, которая всегда проявляет фантастическую склонность к компромиссам – из страха перед борьбой, из слабости и коррумпированности парламентариев, их «семейной привязанности» к родным государственным окладам, из эгоизма, всегда побуждающего заурядного буржуа жертвовать общим интересом своего класса ради того или иного личного мотива.
Пролетариат после завоевания власти «не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее вход для своих собственных целей». Он должен создать свою государственную машину для поддержания господства своих интересов.
Под диктатурой пролетариата понимается политика неограниченного господства коренных классовых интересов пролетариата, осуществляемая пролетарским государством на переходе от капитализма к коммунизму. Диктатура коренных классовых интересов пролетариата более всего соответствует понятию демократии, т.е. народовластию, так как «пролетарское движение, есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства». Однако это не означает наступления полной демократии (народовластия). Такого быть не может. «Политическая власть в собственном смысле слова, - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса». Поэтому господство коренных классовых интересов пролетариата (пролетарская демократия) не является целью Коммунистической Революции. Оно лишь инструмент для перехода к бесклассовому обществу, в котором не будет никакой публичной власти, никакого господства.
Коренной классовый интерес пролетариата состоит в упразднении капитализма и в построении бесклассового общества коммунизма. В нем не будет социально-экономических условий для ограбления и гнета одних другими, в нем счастье одних не будет строиться на несчастии других, в нем действительно воплотятся в жизнь свобода, равенство и братство. Гарантией реализации этих общечеловеческих ценностей будет служить коммунистический принцип распределения: «каждый по способностям, каждому «по разумным потребностям». Присвоение продуктов общественного труда будет осуществляться без излишков, дающих возможность одним эксплуатировать труд других.
«Точка зрения старого материализма есть гражданское общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество или обобществившееся человечество». Однако необходимо постоянно помнить, что «развитие производительных сил является абсолютно необходимой практической предпосылкой (коммунизма) еще потому, что без него обобщается нужда, и с нуждой должна снова начаться борьба за необходимые предметы и, значит, должна воскреснуть вся старая мерзость.”
Капиталистическая свобода – это свобода торговли, свобода купли и продажи.
Коммунистическая свобода состоит в основанном на познании необходимостей развития природы, общества и человеческого мышления господстве над ними самими и над внешней природой. Свобода в коммунистическом понимании означает отсутствие социально-экономических условий для ограбления и угнетения одной частью общества другой его части.
Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела.
Социальное равенство означает равную социальную и экономическую значимость всех людей. Социальное равенство обеспечивается отсутствием классов.
Братство означает взаимопомощь, справедливость и нравственность в отношениях между людьми.
Нравственность (мораль) - это форма общественного сознания, представлений о добре и зле и вид общественных отношений. Нравственно то, что служит коренным классовым интересам пролетариата, развивает каждого человека, способствует общественному прогрессу.
Социальная справедливость – это существующие в обществе правила жизни, обеспечивающие благоприятный характер взаимодействия между людьми и направленность преобразований в обществе на устранение элементов его несовершенства. Социальная справедливость не возможна без социального равенства.
Государственная политика господства коренных классовых интересов пролетариата (первая фаза коммунизма) заключается в том, чтобы:
1) защитить классовые интересы пролетариата от посягательств свергнутых эксплуататорских классов;
2) сделать материальное производство и распределение научно планомерным,
обеспечивающим удовлетворение потребностей всего общества и каждого его члена в отдельности;
3) устранить капиталистическое разделение труда и вытекающий из него
наемный труд, товарное производство и стоимостной товарно-денежный обмен, обусловливающий отношения частной собственности и частный характер присвоения, публичную (государственную) власть и государство, которые расслаивают общество на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых.
Одной из главных задач государственной политики господства коренных классовых интересов пролетариата при осуществлении его диктатуры является создание условий для устранения старого капиталистического разделения труда вместе с капиталистическими отношениями собственности, капиталистическим способом производства и стоимостного товрно-денежного обмена.
Относительно товарного производства и стоимостного, товарно-денежного обмена задача состоит в том, чтобы создать экономические предпосылки для их ликвидации после устранения старого капиталистического разделения труда. «Когда общество вступает во владение средствами производства и применяет их для производства в непосредственно обобществленной форме труд каждого отдельного лица, как бы различен ни был его специфически полезный характер, становится с самого начала и непосредственно общественным трудом. Чтобы определить при этих условиях количество общественного труда, заключающееся в продукте, нет надобности прибегать к окольному пути; повседневный опыт непосредственно указывает, какое количество этого труда необходимо в среднем… И так как количество труда, заключающееся в продуктах, в данном случае известны людям прямо и абсолютно, то обществу не может прийти в голову также и впредь выражать их посредством всего лишь относительной, шаткой и недостаточной меры, хотя и бывшей раньше неизбежной за неимением лучшего средства, - т.е. выражать их в третьем продукте, а не в их естественной, адекватной, абсолютной мере, какой является время». Упразднение стоимостного обмена товаров через деньги повлечет за собой и устранение капиталистических отношений частной собственности, а, значит, и устранение частного характера присвоения.
Требование превратить частную собственность в общую означает не восстановление первобытной общей собственности, а установление гораздо более высокой, более развитой формы имущественных отношений, а именно формы общего владения. Общее владение не только не станет помехой для производства, а, напротив, впервые освободит последнее от стесняющих его оков. Поэтому одной из первейших задач государственной политики диктатуры коренных классовых интересов пролетариата является создание условий для замены правовых отношений частной капиталистической собственности или частного присвоения отношениями общественного владения и пользования.
Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим, это машина для подавления сопротивления угнетенного класса.
Государство характеризуется разделением граждан по территориальным делениям и учреждением публичной (государственной) власти, собирающей с граждан налоги и делающей государственные долги.
Публичная (государственная) власть – есть организованное насилие одного класса для подавления другого.
Задачей государственной политики господства коренных классовых интересов пролетариата является создание условий для ликвидации классов, а вместе с ними государства и публичной (государственной) власти, для перехода к общественному самоуправлению.
Господство коренных классовых интересов пролетариата сотрет государственные границы, так как «рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет.
Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни.
Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение. Соединение усилий, по крайней мере цивилизованных стран, есть одно из первых условий освобождения пролетариата.
В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой.
Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой». Поэтому коммунисты являются сторонниками пролетарского интернационализма, а не национального патриотизма.
«Общественные силы подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинить их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей…».
«Когда государство наконец-то становится действительным представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. С того времени, когда не будет ни одного общественного класса, который надо было бы держать в подавлении, с того времени, когда исчезнут вместе с классовым господством, вместе с борьбой за отдельное существование, порождаемой теперешней анархией в производстве, те столкновения и эксцессы, которые проистекают из этой борьбы, - с этого времени нечего будет подавлять, не будет и надобности в особой силе для подавления, в государстве...».
«Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится помехой производству. Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором...».
«Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества - взятие во владение средств производства от имени общества - является в то же время последним самостоятельным актом как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает».
Политическое управление людьми должно превратиться в руководство процессами производства и во владение вещами, т.е. государство должно отмереть
В коммунистическом обществе никакой власти не будет вообще. Управление будет осуществляться не органами государственной власти в лице государственных чиновников, а органами общественного централизованного самоуправления.
В результате достижения людским сообществом коммунизма, т.е. свободы, социального равенства, а, следовательно, социальной справедливости и братства, конкурентная борьба между отдельными классами и индивидами за существование уступит борьбе всех людей в бесклассовом обществе за сохранение и совершенствование природной и социальной среды обитания.
|