Последнее время снова стал модным фатализм. И это не смотря на пагубность такого мировоззрения. Многочисленные исследования показывают, что фаталисты презирают нормы морали. Почему же столь очевидное зло получило новое распространение? Ответ лежит на поверхности. Дело в том, что открыты законы нейропсихологий, в них нет место настоящей воле. Предполагается, что свобода выбора лишь иллюзия. Наш мозг делает выбор до того, как мы осознаем существование выбора. Кажется все логично, но интуиция протестует. И правильно, ибо ошибки в рассуждении есть, но они не столь очевидны. Ниже я перечислил ошибки детерминизма.
Ошибка первая. Естественные законы точны; даже законы квантового мира тоже точны. Отсюда делается вывод, что зная все параметры какой-либо изолированной системы в какой-либо момент времени, мы можем предсказать их в любой другой. Этот вывод не верен. Дело в том, что тут скрыто предполагается, что эволюция материи инерциальна. На самом деле это не так. В этом легко убедиться на примере биологической материи, так как её эволюция наиболее удобна для изучения. Действительно при прекращении действия естественного отбора по какому-либо признаку направленная изменчивость по нему прекращается немедленно – инерции нет. Отсюда следует, что естественные законы, строго говоря, не могут предсказывать будущее. То есть, что зная все параметры какой-либо изолированной системы в какой-либо момент времени, мы можем предсказать их в любой другой предыдущий момент, но не в будущем. Такому выводу можно выйти и другим путем.
На самом деле так называемые естественные законы есть отражение проявления антропного принципа. «Мир такой потому, что если бы он был другим, мы не смогли бы его наблюдать». А наблюдать то мы можем настоящее и прошлое, но не будущее; следовательно, естественные законы не применимы для предсказания будущего.
Ошибка вторая, которой является вера в не нарушаемость естественных законов. Выше было написано, что естественные законы есть отражение проявления антропного принципа. А где это отражение? Что может отразить мир во всей его полноте? Это сознание. Следовательно, естественность естественного закона аннулируется. (Тут картина похожая на отношение вещи-в-себе и вещи-для-нас.) Это уже наши законы, такие же законы, как и юридические, следовательно, их возможно нарушить. Примеров сотни. Был закон, что объект тяжелее воздуха летать не может и если и взлетит, то все равно упадет. Братья Райт со своим аэропланом нарушили этот закон. Из своей «области»: был закон утверждающий, что все параметры в изолированной системе остаются неизменными или асимптотически приближаются к новому значению. Б. П. Белоусов нарушил, этот закон, продемонстрировав первую колебательную реакцию, в которой цвет системы и концентрации компонентов менялись периодически без какого-либо воздействия извне. Полагаю, вы сами сможете найти еще примеры. Феномен настоящей свободной воли есть нарушение законов нейрофизиологии.
Воля не существует отдельно от сознания, а сознание от человека, а человек от общества. Чем больше естественных законов отражено в сознании, тем больше возможности для проявления воли. Чем больше научно техническое обеспечение общества, тем больше инструментов и способов проявления воли. Сознание отражает мир во всей его полноте. НТП предела не имеет. Следовательно, любая воля потенциально «воля божья», так как способна изменять объективную реальность как угодно. Это отнюдь не идеализм. Материя по прежнему первична, но она представляется «мягкой», те мы можем «ваять» реальность по своему усмотрению.
Р.S. Интуитивно понятно, что законы объективной реальности объективны, и она рациональна. Иррациональное принято относить лишь к отражению (образам) в сознании, те субъективной реальности. На самом деле это не так. Законов объективной реальности не существует! Это законы субъективной реальности – еще одна фикция нашей психики. Объективная реальность на самом деле иррациональна, а субъективная наоборот рациональна. Вот такой парадокс. Он ценен своим следствием: не смотря на то, что сознание отражает мир во всей его полноте (потенциально); в ней не обязательно должно существовать законы мира, так как они есть фикция. Попытка рационализировать не рационализируемое приводит к психическим расстройствам у не готовых к этому людей. К этому должны быть готовы академики и депутаты. Остальные не должны задумываться над законами, иначе их психика может пострадать. Наш удел принимать готовые мировоззренческие установки, выдуманные выше обозначенными людьми. Свобода выбора есть, но она ограничена выбором меду этими установками. Выбор должен основываться на следствиях применимости этих установок, а не их сутью, так как о ней задумываться опасно.
Р.S. Интуитивно понятно, что законы объективной реальности объективны, и она рациональна. Иррациональное принято относить лишь к отражению (образам) в сознании, те субъективной реальности. На самом деле это не так. Законов объективной реальности не существует! Это законы субъективной реальности – еще одна фикция нашей психики. Объективная реальность на самом деле иррациональна, а субъективная наоборот рациональна. Вот такой парадокс. Он ценен своим следствием: не смотря на то, что сознание отражает мир во всей его полноте (потенциально); в ней не обязательно должно существовать законы мира, так как они есть фикция. Попытка рационализировать не рационализируемое приводит к психическим расстройствам у не готовых к этому людей. К этому должны быть готовы академики и депутаты. Остальные не должны задумываться над законами, иначе их психика может пострадать. Наш удел принимать готовые мировоззренческие установки, выдуманные выше обозначенными людьми. Свобода выбора есть, но она ограничена выбором меду этими установками. Выбор должен основываться на следствиях применимости этих установок, а не их сутью, так как о ней задумываться опасно.
|