Nick писал(а):
maxon писал(а):
Ну, во-первых, "диалектичность" ещё не является критерием истины.
Диалектичность является критерием истины,потому, что природа движется противоречиями. Потому, кто хочет найти истину - не бежит от противоречий, а наоборот, стремится найти в исследуемом объекте те противоречия, что движут им.
В природе вообще нет противоречий. Я физик и не знаю, чтобы какой-то закон природы вступал в
"противоречие" с другим. Противоречия - это в голове у философов. А у природе просто есть СИЛЫ, которые могут противоДЕЙСТВОВАТЬ или действовать в разных направлениях. А могут действовать и в одном направлении. В результате ослаблять или усиливать общее действие. Какого-то философского закона развития в этом нет. Любое движение в природе - результат воздействия силы, а не "противоречия". Электроны притягиваются к ядру атома из-за электрических сил, а не "противоречия". Планеты к звёздам - из-за гравитационных сил, а не "противоречия". Биологическая эволюция - из-за естественного отбора, а не "противоречия". В чём должно быть "противоречие", чтобы приводить к движению или развитию?
Возьмём само понятие противоречия или противоположности, из наличия которых Энгельс выводит свой закон:
"Относительно внешняя сторона Е. и б. п. состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы).""Противоречие" такой трактовки бытия состоит в том, что предполагает наличие лишь одной координаты измерений: влево или вправо, вверх или вниз, но не сразу все направления. Простым опровержением такого философского подхода является наш ТРЁХ-мерный мир. ТРИ оси координат, которые задают движение тела. Да, в электричестве есть ДВА заряда. Зато в ядерной физике уже 6 кварков. И электро-магнитные взаимодействия нужно описывать ещё и магнитными силами, которые задают новый вектор. Иными словами, представление о "борьбе противоположностей" - это даже не плоская модель, это одномерная проекция имеющихся взаимодействий. А их даже трёхмерное описание не описывает верно.
Цитата:
Природа демонстрирует постепенность накопления количественных изменений и резкие переходы этих количественных изменений в качественные. Вы , как физик, можете вспомнить про фазовые переходы и пороговые величины. Что касается биологии, то виды возникают скачками. И причём в некоторых случаях эти скачки очень резкие , как в случае , например, с образованием рукокрылых
http://antropogenez.ru/zveno-single/512/Ну, насчёт резкости изменений, которые шли не один миллион лет я готов поспорить. Это на фоне сотен миллионов лет геологических эпох они выглядят скачками. А на фоне жизни поколений - это тысячи поколений, при смене которых изменения происходили постепенно и закреплялись естественным отбором. "Скачок" в таком ракурсе - не более, чем семантический оборот. Автор книги выделяет скоростную эволюцию лишь в СРАВНЕНИИ с развитием других видов. Полагаю, что это связано
со скоростью смены поколений, с продолжительностью жизни конкретного вида. Мухи ещё быстрее эволюционируют.
Цитата:
Ведь невозможно медленно через много-много шажoчков перейти от простых насекомоядных, лазающих по деревьям, к летающим ( даже не планирующим) формам. Потому что промежуточные формы будут нежизнеспособны ( уже не могут лазать, но ещё не могут летать).
Полагаю, что промежуточные формы были, как белки-летяги, которые летать не умеют, но уже планируют. А лазить ещё не разучились. Можно даже предполагать, что скоро (в геологическом масштабе) появятся летающие белки. Научатся лапками махать. Мы свидетели незаконченного проекта!
Проблема таких теорий скачков в том, что просто
не найдены промежуточные виды. Это не значит, что они отсутствовали. Отсутствие находок не доказывает отсутствие видов. Чисто логически же предположить скачок очень сложно, ибо он предполагает очень узконаправленное и
сложное изменение. Что очень маловероятно для
случайных изменений. А неслучайное предполагает наличие направляющей силы, или Бога. Вы к какому варианту тяготеете? К Богу или к отсутствию находок?
Цитата:
Исторически образование именно человека разумного (он уже образовался, так что не переживайте- иначе мы бы не общались) довольно быстрое эволюционное действо, которому предшествовало медленное накопление "человеческих" черт. Появление второй сигнальной системы - речи ( а не просто звуковой сигнализации)- и есть раздел между производящей орудия труда обезьяной и человеком.
Бросьте. Уже
у муравьёв можно выделить достаточно сложные сигналы для общения. Это не критерий.
Цитата:
Я привёл его статью не в качестве ссылки на авторитет. Просто Белл в своей статье отстаивает правильную позицию. Насчёт перевирания Лоренца Беллом не понял. Лоренц использовал слово мораль по отношению к животным? Использовал. Не надо этого делать. У животных нет морали (Васька слушает и ест).
Смотря что под ней понимать. Набор правил социального поведения? Есть. Альтруизм, жертвенность? Есть. Взаимопомощь? Есть. Так что вы понимаете под моралью? Религиозные догмы? Вот этого нет...
Белл совершенно антинаучен в своих претензиях к Лоренцу и встаёт на сторону религиозных критиков теории.
Цитата:
А идеологическую базу Белл подводит тоже не зря. Партийность науки и философии никто не отменял.
Пардон, но я предпочитаю объективность, а не партийность. Это уже тихий ужас. Законы Ньютона по какой партии проходят? Партии зелёных?
Цитата:
Лоренц выводит мораль из животных инстинктов- этим льёт воду на мельницу буржуев. И Белл объяснил почему.
Белл там вообще не разобрался что к чему и спешит с выводами. "Агрессию" прочитал через строчку, где агрессивное поведение человека выводится из инстинктов и всё. А ведь из инстинктов выводится вообще
всё поведение человека. Включая самые добрые и "моральные" поступки. Это естественная, биологическая природа человека. Разум лишь усложняет поведение, но не его мотивы. И отклонения от моральных норм - тоже биология. "
Социопатия" - реальная болезнь, имеет генетическую природу, что и фиксирует изменения в генах, отвечающих за инстинкты.
Цитата:
Странно вы рассуждаете. Такое слово
эмерджентность вы же слышали? Я как то разговаривал с одним физиком. Он вполушутку-вполусерьёз сказал:
- Вообще есть одна лишь физика! Ну что такое поход Александра Македонского? Один конгломерат атомов двинулся на другой!
Пришлось спросить ( раз сам не догодался):
-А из свойств атомов вытекает такое сложное поведение? Вы можете предсказать , как физик-атомщик, куда сей конгломерат атомов (хотя бы, например проходящая мимо блондинка) двинется?
В тупик такие примеры не должны ставить. Есть иерархия наук. Химия базируется на атомной физике. Физики могут рассчитать квантовые модели атомов и даже молекулы на их основе. Любой химический процесс имеет в основе электромагнитные взаимодействия атомов. Атомы сцепляются в молекулы и распадаются из-за электрических сил. То есть, химия имеет в основе физику. Идём далее.
Органическая химия. Имеет в основе неорганическую.
Биохимия. Имеет в основе органическую химию.
Биология. В основе - биохимия.
Антропология. В основе - биология.
Психология и медицина. В основе - антропология и биология.
Социология. В основе - психология и ... этология.
История, экономика, политэкономия - в основе социология и социобиология.
Так мы пришли от физики. Иначе говоря, поведение ансамблей атомов хотя и имеет сложное описание, но базируется на физике. Та же изменчивость в биологической эволюции - результат вероятностных физических процессов при делении клеток. Так что Ваш физик был абсолютно прав. Хотя описать физическими законами поход Македонского будет очень не просто. Просто из-за массивности информации - это взаимодействие триллионов атомов. Но в основе именно взаимодействие этих атомов. И физик имеет обоснование для таких трактовок. Поскольку внутри физики уже есть обобщения - термодинамика базируется на молекулярной физике. Там уже "ансамбли"...
Цитата:
Так же и социальной теорией. Биология это биология. Биологи не могли бы предсказать крестовых походов на основании знаний о миграции разных животных и даже о зная о завоеваниях новых ареалов ( плиоценовое вторжение североамериканской биоты в Южную Америку).
Вы не знакомы с теорией пассионарности Гумилёва.
Цитата:
Что же вы пишите! Какие инстинкты?!
Инстинкты (и почему их нет у человека) Ну подумайте сами- разве вы со своей женой сошлись инстинктивно? А Зоя Космодемьянская погибла инстинктивно, защищая территорию , как львица в саванне?
Ну, в науке встречаются представители, которые часто выдают совершенно антинаучные теории. Этот Фридман (орнитолог из МГУ) очевидно в рядах последних. Выдал полную чушь. Инстинктивное поведение человека подтверждается его поведением сразу после рождения. Он дышит, плачет, ищет грудь матери и всё без излишних раздумий на эту тему. Его никто не обучает любить мать и бегать от опасностей.
Каждый человек отчасти наделен врожденными инстинктами и задатками, иначе он не мог бы жить и развиваться. Но не это является решающим, не это делает его настоящим человеком. Человека иногда характеризуют как существо, обладающее речью, как существо разумное. Отсюда происходит и латинское название вида «человек» - Homo sapiens, что означает «человек разумный». Все это действительно характерные черты человека. Но обладает ли человек всеми этими чертами от рождения, передаются ли они ему от его предков, по законам наследственности? Легко увидеть, что это не так. Человек не родится наделенным инстинктом применения орудий и инструментов, он не начинает инстинктивно говорить на языке окружающих его людей, у него не существует врожденных понятий или способности пользования, например, системой десятичного счета и т.п.Тут выделяется способности человека к обучению. У человека многие инстинкты замещены способностью обучаться. Это оказалось эффективнее, чем записывать эту информацию на генах. Так изменения в поведении будут быстрее адаптироваться к изменениям в среде обитания, а генетический запас информации использован для описания более сложных форм поведения.
Да, я считаю, что с женой мы сошлись "инстинктивно". Так сработали биологические программы у неё и меня. И Зоя Космодемьянская погибла защищая родину так же, как животные гибнут защищая свой род и свою территорию. И в этом нет ничего низкого.
Инстинкт - не низкое понятие. Как само желание жить и борьба за жизнь не таит в себе ничего грязного и плохого. Это снимает идеализацию с понятия патриотизм и любовь, но я вообще не вижу пользы в идеализации чего-либо. От того, что я объяснил себе происхождение любви инстинктом, я не перестал любить детей и свою Родину. От объяснения НЕ ЗАВИСЯТ НАШИ ЧУВСТВА. Как бы мы их не объясняли, они не угаснут.
Цитата:
Общественная собственность у муравьев...У муравьёв нет общества. Ещё разделение труда в колонии вольвокса осталось обнаружить для полноты картины всеединства животных и людей.
Если животное выглядит как утка, крякает как утка, и ходит в перевалку как утка, то это утка. Муравейник - это сообщество муравьёв и оно действует как единое целое. Это общество. Муравьиное, но общество. И общественные отношения, регулирующие пользование благами внутри этого общества есть отношения собственности.
Цитата:
Вдохновлялся ли? И вывел с другом Марксом научный коммунизм из муравьиного "коммунизма"?
Этого я сказать не могу. Что послужило отправным толчком рассуждений у Маркса и Энгельса могут сказать только они.
Цитата:
P.S. Из приведённой статьи Фридмана про инстинкты:
"И в заключение – зачем же у человека сейчас ищут инстинкты с тем же усердием, с каким раньше искали бессмертную душу? Цель одна – не мытьём, так катаньем примирить с несправедливостью устройства мира, который во зле лежит и, несмотря на 1789 и 1917 год, не собирается оттуда вылезать, напротив, погружается во зло всё глубже."
Чушь. Никто никого ни с чем не примиряет. В данном случае. Природа развивается, человек развивается. Социум развивается. Какое примирение??? Есть естественный ход истории, конкуренция и естественный отбор на самых разных уровнях. И коммунизм вовсе не в аутсайдерах этого отбора. Общество пришло к нему ЕСТЕСТВЕННЫМ эволюционным путём. Вот что следует из социобиологии, а не идеологические штампы про "несправедливость". Несправедливость, кстати, - понятие моральное. И
биологическое. И означает лишь неоптимальное распределение благ для дальнейшего развития вида.