Rudy писал(а):
Абсолютная свобода есть абсолютное рабство. Это диалектично.
Рассуждать о "степенях" свободы может только кургузый механик-метафизик. Что тоже неплохо, что тоже ступень эволюции объективного мышления (не самая верхняя, правда).
Чтобы подняться с этой кургузой метафизики к диалектическому пониманию свободы, надо как раз осознать, что возрастание степеней свободы у объекта неумолимо и нерасторжимо связано с возрастанием необходимостей, подчиняющих объект.
Камень подлежит существенно меньшему числу необходимых связей с окружающей природой, чем , например, простейшее живое существо. Камень покорен тяготению , химическим и механическим воздействиям и всё. У него нет необходимости поддерживать гомеостаз, питаться, размножаться. Простейшее существенно более зависимо от среды - существенно более вплетено в нерушимую связь необходимостей. Но , с другой стороны, простейшее обладает существенно большим числом "степеней свободы" - способности к действию. Потому, что именно эти необходимости , которые "тяготят" живую клетку- они же и двигают её! Камень лежит и есть не просит и мхом порастает. А клеткой движут её "цепи"- её нужды.
А более высшие существа - они ещё больше испытывают на своём существовании груз необходимостей, . У них сложнее взаимодействия со средой- больше нужд, больше действующих на них причин, заставляющих их вести ещё более сложную жизнь. Но с неимоверным ростом необходимостей на этом уровне ( по сравнению с косной материей) возрастает неимоверно число "степеней свободы" ( специально кавычу). И не просто сперва понять, что именно активность действующих на существо необходимых причин- есть преломлённая в этом существе присвоенная им его собственная активность! На камень действует мало причин- он лежит. На волка действует колоссальное количество причин- и его ноги кормят.
Следующий уровень существования- человек. Человек уже вплетён в чудовищное число связей. Физические, химические,биологические факторы- уже просто незамечаемый ушедший вглубь фундамент. А на поверхности - социальные , экономические, культурные и так далее- причины такие же неумолимые ( при их неосознанности), как причины низшых уровней. И тут тоже самое, что и внизу. Активность действующих на человека необходимых причин, преломляясь в нём , создаёт его активность- его "степени свободы".Ключевой необходимостью является разум, как проявление общественного мышления. Мышление это такие же цепи, связывающие человека с миром ( недаром в наиболее последовательном буддизме- дзене- практикуется освобождение от логического мышления- как последней связи , привязывающей человека к "колесу сансары"). Именно через мышление человек вовлечён уже в такую сеть , из такого числа необходимых связей, что обретает уже невиданную доселе активность. При всей сытости современного человека , он вынужден не сидеть на заду, а шевелиться. Гонят его вперёд все те необходимые связи, что составляют его "свободу".
Цитата:
Свобода есть осознанная необходимость - это не определение понятия "свобода", а только суждение о "свободе". Я тоже заблуждался по этому поводу в своё время.
Определение понятия свободы таково: Свобода есть господство над обстоятельствами, когда разумные желания человека осуществляются.
Свобода, как господство посредством разума- хорошее определение. Но господство оборачивается огромным бременем забот и нужд. Ведь, взглянув в будущее ( если удастся перейти на рельсы коммунизма), мы увидим , что господство человека над природой, всё возрастая, будет оборачиваться всё возрастающим грузом ответственности за природу и работы над ней. Будущее человечество , заполоняющее космос, будет зажигать звёзды и поворачивать галактики, чтобы не сталкивались. Вплетаясь в ещё большее число необходимостей в осваиваемой-присваиваемой Вселенной, люди будут одновременно и загружаться проблемами и освобождаться (присваивая их) от более низких необходимостей, уводя их дальше вниз- в фундамент своего существования.Наиболее дальняя перпектива, которую можно представить- это полное слияние человека и природы. Люди станут Природой. Наступит абсолютная свобода=абсолютной необходимости.