VPolevoj писал(а):
причина всех бед - в кризисе текущих общественных отношений.
srha писал(а):
вызывает вопрос, а в чем причина кризиса текущих общественных отношений?
В чем, на мой взгляд, заключается кризис текущих общественных отношений?
Он заключается в том же, в чём и всегда - в том, что они перестают оправдывать возлагаемые на них надежды. Они "не работают".
Поначалу, когда в обществе возникают какие-либо новые общественные отношения, они всегда носят прогрессивный характер, потому что позволяют переформатировать общество на новый лад: перестроить структуру отношений собственности, сменить тип производства (на более производительный), изменить институт семьи и брака, изменить государственное общественное устройство, видоизменить науку, религию, образ жизни и т.д. И как правило, всегда есть противодействие этому процессу - старое не хочет уступать своё место новому. Но новое, за счет своей большей эффективности, всё же побеждает.
Но вот "новые" общественные отношения победили и стали господствовать практически повсеместно (а где еще нет, то там старые отмирающие отношения доламываются уже без труда и практически без сопротивления), и их влияние распространяется чуть ли не на все стороны жизни людей: и на труд, и на досуг, и на семейные отношения, и на секс, и на науку, и на творчество, и на рождение, и на смерть, и на уважение, и на положение в обществе, и т.д. Господствующие - они везде господствующие.
Но дело в том, что Человек - он так устроен - он не может жить спокойно, даже если ему хорошо и у него всё есть. Человек, по определению Михаила Веллера,
великий переделыватель. Ему всегда хочется чего-то сверх того, что у него уже есть. И поэтому он в обязательном порядке
сломает свой устоявшийся мир и
станет его переделывать на новый лад.
Но это всего лишь один взгляд на Человека и всего лишь с одной стороны.
С другой стороны - со стороны той же политэкономии, например, - любая форма общественных отношений помимо революционных и прогрессивных моментов в обязательном порядке содержит в себе и внутренние противоречия, которые рано или поздно но начнут проявляться и выходить на передний план. То есть поначалу, когда в силе прежние противоречия, у новых отношений заметны и используются в основном их прогрессивные свойства, а под конец, когда эти отношения уже стали господствующими, всем становятся заметными их недостатки, противоречия, которые начинают мешать дальнейшему прогрессу, и которые чем дальше, тем больше затмевают всё то полезное и прогрессивное что было поначалу.
И рано или поздно, но наступает такой момент, когда общество перестает видеть полезное в существующих господствующих отношениях, а видит и замечает в них лишь плохое, и всему, даже хорошему, приписывает дурные свойства. Смеяться, издеваться над проявлениями текущих господствующих отношений становится модно. Выгодным становится их критиковать, и подвергать обструкции. Это - уже симптом. Симптом загнивания общества. Показатель того, что Общество в целом уже "сыто по горло" текущими отношениями. Дошло до предела.
Но это ещё не означает, что Общество уже знает куда ему двигаться дальше, и какие отношения для него станут более прогрессивными. Это всего лишь показатель назревших противоречий. Как болезнь, как потребность, которую еще только предстоит удовлетворить.
Как правило в такие периоды в Обществе начинается "бурление": смятение умов, философствования, эзотерика. Но в том числе происходит подвижка и в научной мысли - так общество реагирует на свои внутренние потребности. Различные люди пытаются сформулировать своё видение текущих проблем и путей выхода из них. Общество реагирует на эти отдельные локальные интеллектуальные всплески человеческой мысли как настроенный на определенную ноту инструмент, и если вдруг происходит совпадение, то возникает резонанс, и общество становится монолитным, совсем как жидкие кристаллы под действием внешнего поля.
Это происходит не сразу, конечно. Но процесс подобен лесному пожару в жаркую погоду, когда в лесу много сухостоя. Или похоже на распространение волны в самовозбуждающейся среде, которая вся настроена на один определенный сигнал, и в ней самой возникает такой сигнал.
Но главным и, пожалуй, решающим фактором победы новых форм отношений над старыми будет их большая относительно всех старых форм эффективность, даже если сталкиваться между собой будут новые еще неокрепшие и неоформленные формы со старыми но уже проверенными и доказавшими свою эффективность структурами, прежде всего экономическими, но в том числе и военными - боевыми. Потому что без военного силового столкновения дело не обойдётся. То есть новые общественные отношения должны будут на деле при прямом и непосредственном столкновении доказать свою эффективность. Только в этом случае они могут рассчитывать на своё будущее господство.
Так какие же противоречия существуют в текущих общественных отношениях?
Текущие господствующие общественные отношения построены на основе капиталистической собственности. И на данный момент мы достигли такого состояния в обществе, когда практически все общественные отношения сделались пронизанными этими господствующими отношениями. Можно сказать, что проникновение капиталистических отношений в структуры и отношения Общества достигло своего предела. Нет и не осталось ничего, что не было бы искажено влиянием Капитала и неподвластно текущим господствующим отношениям. Деньги правят современным Миром. А весь Мир служит Деньгам.
Но в чем же тогда противоречия?
Прежде всего, в неравном распределении общественного продукта. Одним (собственникам Капитала) достаётся больше, а другим (производителям и потребителям произведенного продукта) - меньше. Так (на таких именно принципах) устроено капиталистическое общество. И это (напомню) на первых порах было даже прогрессивным, поскольку способствовало концентрации ресурсов в одних руках, способствовало предприимчивости и конкуренции и т.д.
Но не в одном неравном распределении дело! Потому что, в конце концов, неравенство ещё можно было бы стерпеть (была бы от этого неравенства польза). Но ведь налицо вопиющая несправедливость! Люди наделенные всевозможными пороками, ведущие праздный и паразитический образ жизни, не делающие для Общества ничего хорошего - сплошь и рядом купаются в роскоши, получают всяческие блага, и занимают вершину социальной лестницы. А люди честные, порядочные, трудолюбивые, приносящие Отечеству пользу, и являющиеся благодетелями всего Человечества - как правило нищие, унижаемые, обиженные и гонимые. Где, спрашивается, СПРАВЕДЛИВОСТЬ?!!! Нет справедливости.
И вот люди, видя такую несправедливость, начинают искать ПРАВДУ. То есть ищу такие формы общественного общежития, которые бы давали им возможность получать всё то, что они уже привыкли получать, но при этом была бы устранена та форма несправедливости, которая их возмущает больше всего в данный момент. Ищут разрешение текущего противоречия.
Почему я говорю в такой относительной форме? Потому что абсолютной справедливости не бывает, как не бывает одного раз и навсегда найденного правильного решения на все случаи жизни. И текущее противоречие будет разрешено только за счет внесения в систему нового еще большего противоречия. Это моё ИМХО.