Ефремов писал(а):
Тут одно из двух: или материя упорядочена и тогда существуют законы ее движения, возможно познание – открытие этих законов; или хаос – изменение материи случайно и не подчиняется никаким законам.
Я думаю, что законы материального мира - это и есть идеи. Без этих идей, законов, материя утратит свой порядок и вы получите хаос.
Что заставляет меня считать, что законы материального мира - идеи? Они не уничтожаются с уничтожением материи, их носителя. Опять же аналогия с дискетой - вы не уничтожите программу, уничтожив дискету, если у ней есть копии. Законы материального мира - это информация, которую человек узнаёт в процессе изучения природы.
Почему законы материального мира и сам материальный мир выступают как диалектическая пара? Я не силён в диалектике, но мне кажется, что они как нельзя лучше подтверждают закон единства и борьбы противоположностей. Без законов материального мира материя погрузится в хаос, проявление же законов - это строгий порядок. Кстати, явления неопределённости в квантовой механике можно понимать как передний фронт борьбы хаоса и порядка, материи и идеи. И меня посетила такая мысль - а всегда ли этот фронт проходил именно по квантовой механике?Развитие требует и изменения. Именно поэтому в среде физиков бродят идеи (ой, опять идеи!), что в начальной фазе развития вселенной физические законы были иные.
Цитата:
Единственно конструктивный вывод - нет противоречия между миром и законами его развития (что такое «идея мира» для меня неизвестно).
Не уверен в этом. Необходимо правильно понимать слово "противоречие". Существует ли противоречие между электроном и позитроном? Скорее есть некоторая противоположность, отрицание. Это в законах материального мира и самим миром присутствует, как присутствует противоположность в реальности и в её отражении, описании.
Идея мира - это лишь полная информация об его устройстве. Со всеми законами движения и описанием конкретных объектов.
Цитата:
Я уже говорил, что Вы приписали Марксу чужие взгляды:
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — вульгарно-материалистическая концепция, рассматривающая экономический “фактор” (или “среду”), экономику не как порождение человеческой деятельности, но как наделенную всеми функциями субъекта истории, каковыми в действительности являются люди.
В теме исторического материализма (кстати надо бы продолжить) мы тоже касались этого. Сама идея исторического материализма привязана к процессу развития производительных сил. Однако людьми движут идеи. Эти идеи имеют разное происхождение, и экономика влияет на них, но только как один из факторов. Марксизм учитывает только этот фактор, ведь исторический материализм не несёт каких-либо иных мыслей по поводу причин развития общества.
Цитата:
[color=blue]«Например они (законы диалектики) не применимы к идеям, поскольку идеи - нематериальны.»
Полностью применимы:
Речь шла не просто о диалектике, а о диалектическом материализме. Естественно, что его применять к идеям невозможно, ввиду его материализма. Сама же диалектика, сформулированная Гегелем, применима.
PS. Я не очень силён в диалектике, мне надо в этом направлении ещё получить самообразование. Очень рад, что вы мне в этом способствуете.