И уважаемый Фикрет,
и не менее уважаемый Кулиберов
держат в основе своих убеждений два постулата им. Маркса:
Всё, что продается (обменивается), является результатом производства, то есть, трудозатрат.
и
Всё что производится, производится для обмена на произведенное же.
При этом уважаемый Фикрет трезво корректирует утверждения оговоркой "практически", а уважаемый Кулиберов считает это уточнение несущественной мелочью, не влияющей на экономику, или считает отклонения от этого марксового железобетона несуществующими.
Действительно, как показывал Фикрет на своем примере с взаимным товарооборотом между тремя группами производителей, указанный железобетон имеет право на возлежание в основах экономики и прекрасно обеспечивать как потребление так и занятость. Но когда в программу вклинивается сбой, на который я указывал, по закону положительной обратной связи разлад распространяется по всему экономическому пространству.
Экономика СССР это наглядно показала! Показала всем - смотрите, что бывает, когда конкуренцию отменяют, а стоимость (то есть, основание для обмена) не трогают. И не просто не трогают, а надеются на неё. Когда и если остается стоимость, остаются и капиталистические отношения, и постепенно они начинают доминировать.
Уважаемый Кулиберов грозит мне анафемой за буржуинство, в то время как сам своим поклонением незыблемой стоимости, упорно прославляет капитализм.
Я неоднократно на примерах показывал, что лелеемые Фикретом и Кулиберовым постулаты ТТС не являются неоспоримыми доминантами в экономике:
По первому постулату: Сам Маркс признал, что некие вещи безо всяких трудозатрат можно обменять на товары, соданные трудом. На практике это означает, что любую "трудовую стоимость" можно получить в обмен на что угодно, даже бессмысленное, неполезное, вредное, обманное, эфемерное. Является ли этот пример настолько несущественным, что экономика им может пренебречь?
Я отмечаю, что именно эти примеры лежат в основе самой экономики обмена. Именно с них, с примеров обманного обмена "дряни на прелести" начинаются капиталистические отношения, рост капиталов, которые скупают потом всё, что люди беззаботно от них не спрятали. Откуда берется стоимость у рабочей силы, если сила эта дана природой? То же самое с интеллектом, совестью, честью, материнским инстинктом, добротой и участием. Капитал в итоге скупает и их взамен на всякие "бусы", оставляя человеку голод и страх.
По второму постулату: Человек может производить и производит множество предметов и услуг не предназначенных к обмену. Для себя, для друзей, для любимых, детей, для людей от него зависящих. Вообще - для всех, от которых он не ждёт какой-либо эквивалентности. Чем шире этот круг бесстоимостного обмена, тем больше у человека возможности получать разнообразный продукт и блага, не задумываясь о хлебе насущном, а задумываясь о вещах возвышенных.
И наоборот, чем больше своего времени человек вынужден думать - сколько и чего он должен отдать взамен на самое необходимое - еду, одежду, кров, защиту - тем меньше у него оснований видеть в окружающих просто людей, и тем больше оснований - видеть в них обманщиков, грабителей и мошенников, желающих попользоваться его стоимостями и трудом.
Обязательная оценка труда стоимостью, таким образом, заставляет любого человека относится к любому другому человеку как к контрагенту, противнику.
Таким образом, думаю, и слепому видно, что оба постулата ТТС работают против идеи коммунизма, хотя претендуют на обратное. С чем я всех марксистов и ТТСников и поздравляю. Старайтесь ребята, сколачивайте гроб, мечтая о светлом будущем.
|