maxon писал(а):
Чем мне не нравятся такие дискуссанты, как Пойнтс или Кулиберов, так это полным отсутствием цитирования. Вообще нет опоры на чьи-то труды...
Я же говорил -
пошлют. Вот и обменялись любезностями:) Только вы зря полагаете, что у конкретно Пойнтса никакой опоры на труды и всё высосано у пальца. Просто Пойнтс не хранит закладок и опирается только на дырявую память. За это ему, конечно, минус.
Однако, в отличие от вас, Пойнтс не считает некие источники непреложной истиной (читай- догмой), а лишь, как говорил "наш незабвенный вождь" - руководством к действию, поэтому и оценивает их не с точки зрения
соответсвия, а с точки зрения
годности.
maxon писал(а):
Было бы очень кстати тут привести цитаты из "вырванных страниц". Ведь в истории хватало философов с идеалистическими взглядами. Может они вам тут чем-то помогли бы?
Помогли чему? Помогли понять, что истовые материалисты(тм) правы не кругом и везде, а лишь отчасти? В той части где не фигурируют гранты, а фигурирует научный интерес? Это положение я принимаю по умолчанию, но никого к тому не обязываю.
Молчанова я пока пропущу, из-за неполноты мысли, попавшей в цитату:
"...Вопрос в том, идет ли здесь речь о сознании, или же об определенных видах взаимодействий собственного опыта сознания и социального опыта, опыта деятельности, опыта тела." Сознание или собственный опыт сознания - сию дилемму надо будет сначала охватить сознанием(:)), почитав самого автора. Поэтому философию пока оставлю без препарирования.
Цитата:
Вы-то, Пойнтс, как понимаете сознание? Или ещё не определились?
Человек редко формулирует то, что ему понятно на уровне образов (как водится, идеальных!:)) Я попробую обратить ваше внимание к тому графику, которым Гумилев (мнению которого, как
источнику, вы, насколько я понял, доверяете) иллюстрирует распределение человеческих устремлений, в том числе изобретенную им пассионарность. Расположив по координатным осям (я опять, пардон, по памяти) Passio-Ego, Attractio-Ratio, он не просто расположил на этом графике все социальные типы, но и предположил, что
влечения типа пассионарности и аттрактивности больше по величине, чем их антиподы.
Так вот в этом смысле я и определяю Сознание, как диалектическую противоположность Бытия. Именно его б
Ольшая величина по сравнению с Бытием делает людей людьми, то есть, сознательными, точнее - общественно сознательными.
В этом смысле Сознание не столько индивидуальное свойство человека, сколько общественное.
Эту, якобы
ниоткуда взявшуюся б
Ольшесть Сознания нельзя объяснить материалистически, как отражение Бытия. Гумилев там робко предлагает источник этого явления в виде некоего "Хлестателя Бичом". Но у нас с вами есть для этого более
научное название - Создатель. Не так ли?:)
Цитата:
"Именно Кант ввел новое понимание сознания: соединение отражения (чувственности) и спонтанного (ага-ага, без упоминания спонтанности материалистам смерть, - П.) конструирования (категорий-синтезов) приводит к пониманию познавательной способности как перерабатывающей деятельности. Такую постановку вопроса о сознании можно найти уже в самом начале предисловий к первому и второму изданию “Критики чистого разума”. Кантовское сознание-деятельность, а именно, трансцендентальная сила воображения выступает затем в философии и культуре XIX и XX веков в различных обличьях: воля, практика, воля к власти, жизнь. Лозунг был дан, и с ним одновременно искажение Священного писания: “в начале было дело”. В свое время чисто кантианская фраза Ленина “сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его” доставила много хлопот советским марксистам."
Как видите, ещё и Ленин не ограничивался фразой "Бытие определяет сознание".
Конечно, Ленин же был практик. Для того, чтобы
нарушить логику марксизма и убедить всех, что переход к коммунизму (класическому) возможен в крестьянской стране, с недоразвитиыми произв. силами, можно и материализмом слегка пренебречь.
Ради живого дела, а не ради догматических доктрин.Цитата:
Если бы при рождении вашему мозгу отключили все рецепторы, то сознания бы просто не возникло, мозг бы бездействовал. Этому, кстати, есть медицинские примеры, хотя и не полные. Даже Википедия по этому поводу утверждает, что
"Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает элементарных навыков самообслуживания." Обучение же ребёнка сводится к использованию его тактильных ощущений. Это единственный канал получения информации мозгом. Если и его перекрыть, развитие вообще исключено.
Тут и спорить не о чем - без доступа информации ни один мозг не работает. Потому что
мозг настроен работать с информацией Бытия. То Сознание, часть вектора которого
по модулю Гумилева больше вектора Бытия, не должно подвергаться критическому анализу по параметрам Бытия. Потому что иначе исчезнет его доминирующее положение в этой диалектической паре и не произойдет вожделенного Синтеза. Грубо говоря, эта часть программы не подлежит перешивке:) Поэтому без рецепторов себя не проявляет. Такая вот гипотеза "по-пойнтски".
Цитата:
В общем же, обсуждение проблемы сознания лучше продолжить в отдельной теме. Или даже продолжить старую -
"Материальна ли идея?"В этой теме я, кстати, вовсе не на позициях марксизма!

Полистайте её.
С удовольствием. И про нейросетевые погуглю. Потом.
Цитата:
Цитата:
Материалисты не отвечают на это - мол, процесс до конца не изучен.
Практически изучен уже. И отвечают, просто вы не в курсе, как обычно.
Ну и славбогу. Сталобыть, появления искусственного интеллекта следует ожидать вот-вот. Интересно, как будут проявляться его угрызения совести.
Цитата:
Так, например, работает программа FineReader распознования текстов. Она имеет в своей основе нейросетевой алгоритм, обученный распозновать буквы. Его обучали просто задавая уже известные тексты.
О, это интересно. Сталбыть, Файнридер - первопроходец искусственного интеллекта? Дайтобох. Вот так живешь и не знаешь, что наука уже на рабочий стол зародыша положила. Тогда я не буду больше об этом чтоб не сглазить:)
Цитата:
Таким образом само деятельность живых организмов влияет на их существование. Человек своей "разумной" деятельностью совершенно не меняет этот принцип. Он даже к сознанию отношения не имеет - он более универсален - любая деятельность (разумная или нет) меняет внешний мир и влияет на существование самого организма.
Из этого опять же следует материалистический принцип, что человек - это животное (и даже подсказка Дарвина -
общественное - прнимается как ненужная подробность). При этом разум (который Сознание) - это лишь приобретенный в результате эволюции (естест. отбора) некий девайс, вроде заменителя рогов-когтей, чтоб лучше и сытней кушать, быстрей соображать, и рациональней запасаться.
Цитата:
Человек тут вносит лишь один новый аспект - его деятельность меняет сами формы общественного бытия, которые в совей сути имеют "идеальный характер" - вроде понятия "собственность". Однако по принципам связей это никак не отличается от обычных физических аспектов, вроде состава атмосферы.
Вот этого не охватил, честно признаюсь. Наверное потому, что термины понимаю не так, как положено.
Цитата:
Мне никто не предложил другого термина для обозначения капиталистических отношений вообще.
Цитата:
Насколько я понял, вы под "капиталистическими отношениями вообще" понимаете отношения собственности. Это по смыслу ваших высказываний выходит.
Отношения собственности, отношения стоиомсти, капиталистические отношения - это всё - один тип отношений. Господа экономисты напридумали разных терминов для одного и того же, чтоб запутать людей. Известно с какой целью - чтоб никто не понимал эксплуататорской сути этих отношений. Чтобы люди допускали "в некоторых случаях, с некими ограничениями" пятую колонну капитализма в свою общестенную среду. Вот и на Кубе щас разрешили собственность на надвижимость. Возможно, это тактический ход, вроде НЭПа, потому что уж очень нагл и силен окружающий капитализм. А может - элементарное слепое следование установкам марксизма, который не считает капиталистические отношения злом, если они "обузданы" каким нибудь пролетариатом.
Цитата:
Я просто предлагаю вам использовать термины в общепринятых смыслах политэкономии просто чтобы вас понимали правильно.
Если, к примеру, общепринятый смысл термина "сталинские репрессии" предусматривает бессмысленное и жестокое истребление невинных людей, то вы предлагаете употреблять его в этом же смысле или в смысле очищения общества от вредных антиобщественных элементов?
Мне нет смысла придумывать термины, если существующий термин "капиталистические отношения" объемлет собой все проявления капитализма в обществе, какие только возможны. Понятно же, что "капиталистические" производно от "капитализма"
Цитата:
Отношения собственности на разных этапах развития производительных сил ведут к разным формам эксплуатации - к феодальной, к рабовладельческой, к капиталистической.
Эксплуатация проявляется только в одной форме - присвоение, изъятие у людей продуктов их труда путем создания и использования неравновесных общественных отношений. Это - наиболее общая характеристика эксплуатации. Общая характеристика нужна, как и в любом процессе, чтобы охватить явление полностью. Охватить характристику эксплуатации полностью необходимо для полной её отмены. Иначе, борясь с одним видом эксплуатации, можно наращивать другой её вид. Это во первых.
Во- вторых, по совпадению характеристик эксплуатации и капиталистических отношений (в моем смысле, то есть, вообще), можно заключить, что они неразрывны - эксплуатация сопутсвует капиталистическим отношениям и только им. И эксплуатация отсутствует при НЕкапиталистических отношениях, которые можно назвать в этом случае просто и со вкусом коммунистическими.
Для понимания, а значит, искоренения эксплуатации, существуют всего два типа отношений, два диалектических типа связей в системе -
1) коммунистические, общественные, сознательные, разумные и
2) капиталистические, индививдуальные, бытийные, инстинктые
Цитата:
Определения капитала почитайте.
Во множественном числе? И сколько же их? Вот википешное:
совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.[1] В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, Ну к чему столько слов, если достаточно подчеркнутого? Но при этом не указано то, что характеризует капитал полностью и вообще.
Капитал - это нечто, что дает или должно давать, по нашим представлениям, прибыль. Каким образом?
Путем продажи (обмена) части или всего капитала на другую часть, которая в нашем представлении больше лучше и капиталистее(:))
отданной. Капитал не существует в природе, он - плод деградирующего сознания, можно добавить при этом с коммунистическим задором.
Цитата:
И речь наверное не о наёмном труде, а о трудовой силе, как предмете торговли? Никто нигдене скрывал, что ею можно торговать. Использовать её как инструмент эксплуатации нельзя. Слишком мал для этого "капитал" получается.
Что значит - слишком мал? Эксплуатация на копейку это уже не эксплуатация, что ли? Так ведь по копеечке она и складывается в вопиющие неравенство. Каждая изъятая (полученная) без возмещения услуга истощает поставщика услуги и экономит усилия получателя. И в чем принципиальная разница между наемным трудом и трудовой силой? Опять экономисты хитросплетений наплели, чтоб спрятать эксплуатацию?
Цитата:
Нет этого. Трудовая сила не может быть основой эксплуатации. Её продать можно, но не отнимать с её помощью результаты чужого труда.
Дык продавая что угодно, этим и отнимаешь либо результаты, либо возможность получить эти результаты. В первую очередь - отнимаются результаты труда самого гражданина, продающего силу. Так как он - член общества, то эти результаты отнимаются у общества. Вместо того, чтобы делать старательно полезное, продающий делает абы какое, лишь бы купили (по правилу
отчуждения труда). Общество лишается качества результатов и терпит убыток ресурса. Страдают все.
Цитата:
Это не НАЁМНАЯ рабочая сила. Её не нанимают. Раба покупают вместе с его рабочей силой.
Это махкогря, заблуждение, что "раба покупают". Я уже писал об этом.
Раб
соглашается с продажей своей свободы и своих трудовых ресурсов. Конечно - его в такие условия поставили насилием, но
себя он не продает, раб продает только часть, которая подлежит продаже.
Без согласия раба его просто нельзя использовать. Несогласный раб умирает от голода или бывает убит (реже - сбегает). Но работает на рабовладельца,
двигая при этом своей же волей свои же мышцы, тот раб, который
согласен с условиями сделки, не возражает против такого
отношения.
Цитата:
раб сам является полной собственностью своего хозяина. Весь, со всеми его потрахами. Тот может его убить или продать. Это совершенно иной уровень общественных отношений. Политэкономия это чётко различает.
Раб не является полной собственностью. Его
сознание, его инстинкты не принадлежит рабовладельцу, он продал
только трудовые ресурсы своего организма в неограниченное пользование. Причем, продал за вполне определенную цену - толику еды, кров и кой-чего по мелочи, чего рабовладельцу не жалко - вроде "избыточных корейских велосипедов".
Цитата:
Маркс, на основе исторических примеров доказал, что социальные отношения меняются только вместе с ростом производительных сил.
Маркс рассматривал только исторические примеры своей родной западной Европы. Известно почему. Так что, по большому-то счету, пусть бы одну Европу этими своими формациями, производительными силами и прочими терминами и кормил бы:). И никто б его не помнил, как того же Менгера, если б не Ленин с Троцким и все их последователи. Деление по классическим формациям уже подвергнуто сомнению даже "общепринятым мнением" в политэкономии. И уж никак не влезает в марксовскую теорию формаций то, что успешные попытки свержения капитализма наблюдались вовсе не в его "производительно развитой" Европе, как следует из его теории. Так зачем же слепо повторять за Марксом его
евро-местечковость?
Цитата:
Раб перестал быть эффективным в сравнении с наёмным работником и рабовладение исчезло. Это произошло в следствии технического прогресса, то есть из-за роста производительных сил.
Раб вовсе не перестал быть "эффективным" в определенных условиях. Если эти условия существуют где-то, то там существует и рабство. Эти условия допускаются общественными отношениями, а никакими не производительными силами. Чем раб отличается от классического наемника? Величиной платы? Степенью свободы? Где пролегает граница? Этой дискретной границы просто нет. То, что для одного работника рабство, для другого - приемлемые условия. Всё
относительно, как и пресловутое изобилие. Потому что определяется
отношением.Цитата:
Только там, где эти производительные силы отсутствуют. Нет смысла держать рабов там, где всё могут делать машины. Их кормить не нужно.
Именно. Ведь и при самом оголтелом рабстве существуют рабы аристократы, стоящие выше по ступеням и получающие бОльшие нормы. Если у вас в рабстве машины, то обслуживающий персонал может считать себя наемными работниками, рабочей аристократией (или даже гегемонами:)), но по принципу своего существоания - капитализация труда через куплю-продажу, все они - капиталисты.
Цитата:
Ну, социализм это ограничивает. Но опять же, это возможно только при высоких уровнях производства, иначе собственник возраждается. Так произошло в СССР с появлением теневой экономики.
Собственник возрождается, потому что он никуда не исчезал. Его даже холили и лелеяли в виде гегемона. Он даже устроил бунт в Иваново в 41-м, считая, что Гитлер как работодатель ничем не хуже Сталина ("капитал не имеет отечества"). И опять же - ни при чем уровень производства. Почему в 30-е хилый уровень (даже хлеба не мог обеспечить) не мешал людям строить коммунизм, а в 80-е неизмеримо более высокий уровень коммунизм похоронил?
Цитата:
Вы поймите, просто запрет дело не решает - есть потребность в товарах - их будут производить и продавать даже в условиях запрета.
Я и не говорил, что запрет что-то решает. И даже сам утверждал то же самое - люди капитализировавшегося сознания будут использовать принцип купли-продажи, как самый удобный и понятный для них.
Социальная основа отсутствия отношений собственности - не запрет, а высокий уровень производства, ликвидирующий конкуренцию за материальные блага... Ну, блин, опять:) Социальная основа отсутствия отношений собственности это недопустимость таких отношений в обществе для членов общества.
Никакой уровень производства не ликвидирует конкуренцию, если конкуренция допустима общественными отношениями, сознанием людей. Тогда всегда обязательно будут искаться и находиться некие сущности, которые будут объявлены необходимым благом, и за их обладание начнется конкуренция. Ибо нет предела насыщению, если насыщение подразумевается только благами, кроме разума.
Я не заметил, как вы прокомментировали мое суждение, что отсутсвие конкуренции за велосипеды не отменяет конкуренции за БОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ блага? Ликвидация конкуренции возможна только тогда, когда погоня за благом станет позором в общественных отношениях.
Цитата:
Мораль и "этические причины" - результат конкретных социальных условий. Вы попробуйте в племени каннибалов объяснить неэтичность каннибализма. У них и понятия такого нет - этика.
Да почему же нет? Их этика просто допускает каннибализм. Но при этом может не допускать к примеру демонстрацию голого пупка (как у тех же корейцев:)). И если европейцы считают, что например, ходить голышом неэтично, то почему с этим должны соглашаться папуасы или бушмены? Если европейцы считают, что торговать землей это круто, то почему с ними должны соглашаться русские, для которых земля - божья?
Цитата:
Только когда они сами привыкнуть есть исключительно мясо животных, то такой "этический" запрет возникнет сам.
С какой стати каннибалы, папуасы и русские должны менять свою этику на этику европоидов? Тем более, что эта евроэтика как раз таки каннибальская - позволяет бомбить постороннюю Ливию, потому что не хватает доступных "велосипедов".
Цитата:
Вы поймите, понятие справедливости, социальной и вообще, очень относительно. Относительно именно в отношении действующих условий бытия.
Если не рассматривать совсем гипотетических каннибалов, то вот эта ваша относительная условность справедливости ливийцев мне представляется
более весомой, чем относительная условность справедливости французов. Потому что не ливийцы бомбят французов за свою справедливость. Не означает ли это, что относительная справедливость французов более ущербна, чем то же ощущение у ливийцев? Если да, то не означает ли это, что действующие условия бытия таки вызывают
разную реакцию в разных общественных группах - ливийцев и французов. Причем, заведомо более богатые, а значит, высшие уровнем по Маслову, более сознательные, близкие к изобилию и к марксовому коммунизму французы обижают заведомо более диких, ниже по Маслову стоящих и потому далеких от коммунизма ливийцев. Не означает ли это тогда, что и пирамида Маслова и изобильный коммунизм несут в себе отрицательную относительность справдливости, то есть, относительную несправделивость, ведь они не противостоят бомбежке мирного населения, а способствуют?
Цитата:
Вы не понимаете, что рабовладельцу не объяснить суть "несправедливой эксплуатации рабов". Для него они вообще не люди. Если он и усвоит понятие справедливости, то не сможет его применить в отношении рабов. Да и рабам понять выгоды свободы будет сложно - "кто их будет кормить? Кто им дас еду?"
"Незнание законов природы не освобождает от ответсвенности".
Если рабовладелец не в силах понять, что рабы - люди, даже под воздействием аргументов, тем хуже для его будущего. Если рабы не в силах стать людьми - тем хуже для их будущего. Если им всем дегенерация сознания дороже его развития, тем хуже для них всех.
А сложно - это не синоним невозможного.
Цитата:
Вы не понимая сами опираетесь в своих суждениях на тот уже достигнутый уровень общественных отношений, который сложился именно в результате последовательных скачков в социальных условиях. Которые происходили как результат скачков в производительных силах. Жили бы вы во времена Аристотеля, то вам и мысли бы про "капиталистические отношения" в голову не пришли. Поскольку понятие "капитал" означала тогда столицу. Не более.
Я прекрасно осознаю, что живу при другом уровне общественных отношений, когда уже можно догадаться извилиной, стоя на плечах гигантов, о том, что есть коммунизм. И эти общественные отношения сложились в результате роста общественного сознания, благодаря вкладам этих гигантов, Маркса в том числе с Аристотелем, а не в результате того, что кому-то понадобилось использовать ткацкий станок для разорения бенгальских ткачей.
Цитата:
:lol: Сбегали. И становились свободными. Даже восстания были. Спартака например. Кончались дорогой к Риму с распятыми по обочинам рабами.
Ну и ленский расстрел с новочеркасским тоже мало чем отличен от этого. Но при чем тут это?
Сбежавший в древности раб мог быть не просто свободным. Он мог добраться до мест, где был недосягаем для рабовладельца и заниматься свободным трудом (или стать там у себя кем угодно -рабовладельцем, царем) и не бояться рабовладельца. Нынешнему сбежавшему от капитализма рабу проблематично найти место, свободное от капитализма, и где капиталист его не достанет.
Цитата:
Вообще меня очень удивляет такой ваш подход к общественным явлениям. Вы не понимаете разницы в отношениям капиталиста с наёмным рабочим и рабовладельца с рабом. Первый может лишь выгнать с работы. Второй - отхлестать плетьми до полусмерти, оставить на несколько дней без еды. Принуждать к сексу и убить. Вы эту разницу в отношениях не видите???
Да вижу я прекрасно. Я вижу и тенденцию к тому, что капитализм развиваясь в своих извращениях, вполне может перейти к подобному воздействию, а вовсе не к раздаче велосипедов. Вот Ливию-то бомбит этот самый капитализм. И Афган - он же. А не выгоняет с работы (куда? в свободное плавание или к другому капиталисту?)
Но еще капитализм страшнее тем, что он воздействует на сознание сильнее, чем рабовладелец, дебилизируя людей. Ведь рабовладелец может получить Спартака в ответку, а капиталист от дебилизированного населения получит только осанну:)
Цитата:
:lol: А пусть он себя не продаёт. Тогда ему нигде не будет капитализма.
А ему негде добывать еду, поскольку всё занято капиталистами. А если и найдет такое место, то капиталист быстренько прибежит туда - на свеженькое. Ведь капиталисту нужно позарез захватывать плоды чужого труда в собственность.
Цитата:
Только нужно понимать, что основным ограничением тут является сам недостаток ресурса (его количество меньше потребного!)
Только нужно понимать, что основным ограничением доступа является само стремление к этому ресурсу, провозглашениеи его целью, ценностью, значимостью. Именно это рождает стремление к обладанию, а затем и конкуренцию
Цитата:
В то время собственники мануфактур были основными обладателями богатств. Банки лишь начинали свою эволюцию и служили лишь передаточным звеном.
Ростовщики появились раньше мануфактурщиков. Само развитие капиталистических отношений предусматривает, что ростовщики всегда идут впереди мануфактрущиков по скорости накопления капитала.
Цитата:
Сначала станки - потом смена формации.
Станки механические и паровая машина - вторая половина 18 века, Французы сменой формации попали точно. Смена формации в Голландии - начала 17 века, Англия - середина 17 века. Если у власти буржуа, можно считать это капиталистической формацией. По вашим же словам Новгород - капитализм, Венеция с дожами - тоже, хотя никаких бурных производительных сил.
Вывод - развитие производительных сил притянуто за уши:)
Зато развитие капиталистических отношений купли-продажи - к месту:)
Цитата:
Это большой труд. Поиск подходящей цитаты. Я к дискуссиям подхожу ответственно, вкладываюсь весьма серьёзно. Но и моему желанию организовать дискуссию есть предел. Если я буду наблюдать острую необходимость - я подыщу цитату. Но только если замечу некий прогресс в дискуссии. Впустую не буду тратить время.
Если еще учесть, что оппонента все равно не убедить, то и бесполезный труд. Так что я вас понимаю.
Цитата:
Е
Цитата:
сли не ошибаюсь, то именно товарищ Сталин в своем известном труде писал, что нанимать сам себя человек не может. Это нонсенс с точки зрения купли-продажи. Поэтому он просил товарищей экономистов подыскать другие термины.
Именно. Поэтому найма и нет. Нет купли-продажи рабочей силы.
Найм и купля-продажа была. Просто Сталин надеялся, что экономисты и знатоки Маркса найдут выход из противоречия теории с практикой! Вспомните, как теория через Энгельса предлагала оплату по труду - некими удостоверениями, в которых фиксировано количество отработанных часов. Но ведь это просто та же банковскя карточка или чек, где часы вместо денег. Так что все эти косметические ухищрения классиков нисколько не ниспровергали наемный труд с его пьедестала.
Цитата:
Номенклатура чтоли? Согласен. Но отчасти. В советской системе был существенный изъян в виде наличия номенклатуры - заменившей собой эксплуататорский класс. Но само существование дефицита было обусловлено прежде всего недостаточным уровнем развития производительных сил.
Да не номенклатура тут самый хапуга. Точнее - не столько номенклатура, сколько все участники социалистического производства, большинство их. И чем дальше в социализм, тем больше создателей дефицита. У вас где-то был даже пост на тему валовой экономики - она и создавала дефицит. По закону ТТС. Часов пишется все больше, зарплата по ним выплачивается, а реальной продукции выпускается всё меньше. Такшта практически все совки в эксплуатации, путем изъятия прибыли замазаны:)
Конечно, большинству рабочих и служащих доставались только дензнаки за отработанные часы, а товары доставались тем, кто контролировал товаропотоки. Но, имея дензнаки, всегда можно переплатить спекулянту раньше чем это сделает сосед. Вот вам и конкуренция и эксплуатация присвоением.
Цитата:
КАКУЮ??? Бюрократия имела больше доступа к общественным благам, но назвать это "эксплутацией" можно лишь очень условно.
Любой кто использует доступ к благу ради спекуляции благом является капиталистом, а следвоательно - эксплуататорам. И бюрократия, и товаровед с директормагазин, и теневики с цеховиками. И даже уборщица в гастрономе. В то время такая добытчица в семье ценилась выше, чем инженер в НИИ:)
Цитата:
Бюрократия несёт свои функции, необходимые обществу. Другое дело, как её контролировать и недопускать перетока общественных богатств в её пользу. Это серьёзнейшая проблема, проблема организации государственной службы и общественного контроля над ней. Просто так она не решается, но принципальной политэкономической проблемы тут нет. Этот вопрос более конкретен.
Против бюрократии есть делократия.
Цитата:

Читайте сами. У вас все возможности. Производственные отношения - специфика конкретной общественной формации.
Наш с вами спор становится похож на мой спор с Кулиберовым вокруг стоиомсти. А я говорю - нет никаких формаций. Точка:)
Цитата:
В общественной собственности. Повторять приходится...
Нет никакой собственности, кроме частной. Повторять приходится...
Цитата:
Прежде всего нужен покупатель. С нужным капиталом. А мораль будет побоку, если есть желание купить-продать.
Если у кого-то есть желание освободить мочевой пузырь в общественном месте, ему конечно мораль побоку. Так и с капиталистами. Аналогия один в один.
Цитата:
Это называется процесс накопления капитала. Он требует время и соответствующих условий. В СССР, например, эти условия долгое время отсутствовали - невозможно было купить средства производства. Тот же грузовик. Отсутстовал в свободной продаже попросту.
Условия не отсутствовали, а были искусственно ограничены. При невозможности купить грузовик можно было нанять за трешку водителя грузовика. Поэтому процесс накопления капитала страшен для общества,задумавшего коммунизм, не своей скоротечностью, а своей возможностью.
Цитата:
Потому что это разные понятия. Вы будете читать словари?
Это у
них для употребления против
нас эти понятия разные- разные. А по сути своей, по содержанию, по воздействию на Бытие, в конце концов, - одинаковые.
Цитата:
Разные. Поскольку это базовые понятия политэкономии, то рекомендую почитать их определения. Не сваливайте всю работу на меня.
Их различия
несущественны для понимания эксплуатации. А поскольку весь сыр-бор вокруг эксплуатации, то этх различий нет.
Цитата:
Но вы-то понимаете?
Не всегда, потому что я тоже, в некотором роде - богемщик
Цитата:
Бидструп просто изобразил достаточно простой процесс - капиталист сэкономил на издержках - на зарплате рабочим, внедрив автоматизацию. Автоматы зарплаты не требуют. Именно так шёл технический прогресс в капиталистических странах.
Бидструп никак не показал, что процесс был вызван стремлением экономить издержки. Никаким образом. По каким признакам видно, что машина дешевле рабочих? Она же вон какая большая, умная и сложная, значит, дорогая. А яйцеголовому сколько уплачено - неизвестно:) Можно причину понять и так, что капиталисту не понравился шум гам и запах пота, а он эстет.
Цитата:
Или у вас иное его объяснение? Так зачем внедряли ткацкий станок?

Модернизация для снижения издержек. И ткацкий станок - тоже. Не буду же я спорить против очевидного. Но ведь для того, чтобы озабочиваться модернизацией, а потом мучаться как яйцеголовый на картинке над техническими усоврешенствованиями, предварительно должно существоать само понятие - "издержки". Они же - "затраты".
Они же - категория "куплено".
А это значит, что до всего этого
изобретательства производительных сил капитализм уже должен существовать, и быть достаточно развитым, чтобы конкуренция мешала получать прибыль, потому что эти понятия употребляются при капиталистических отношениях.