Цитата:
Я думаю, что изобретать велосипед и анализировать явления, которые уже проанализированы рядом учёных нам не следует. Достаточно более внимательно познакомиться с тем, что человеческая мысль уже постигла.
О роли труда достаточно полно сказано в работе Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"
Достигла или не достигла - это ещё вопрос. Для вас Энгельс является непререкаемым авторитетом. Но и он ошибался. Пример ошибок Энгельса обсуждает Сталин в статье
Сталин им Энгельс. Там конечно обсуждаются ошибочность взглядов Энгельса на царизм, но там очень выпукло представлена близорукость Энгельса по многим вопросам истории. Это во-первых. Во-вторых научная ценность приведённой вами статьи Энгельса тоже не факт. Это лишь его взгяд на данную проблему. До научного доказательства там очень далеко. Попробуем сформулировать её положения более кратко, по-современному:
1. Человек произошёл от общественных животных.
Вроде не вызывает сомнений.
2. Развитие руки вместе с трудом расширяло кругозор человека.
У современных обезьян четыре руки! Кругозор от этого у них должен быть в два раза больше.
![Wink :wink:](./images/smilies/icon_wink.gif)
Рука возникла не от труда, а от приспособления к лазанию по деревьям. И насчёт труда. Есть ли труд в лазании по деревьям? Обезьянка так добывает себе бананы. Значит труд? Но так же трудятся муравьи. Пчёлы... Все! Вы подумайте над сутью труда. Я вам вопрос не просто так задал на эту тему.
3. развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества. Возникла потребность в членораздельной речи. Это обьясняет возникновение языка из процесса труда.
Попросту говоря возникла потребность в обмене информацией. Но так ли это связано с развитием труда? Пчёлы "рассказывают" друг другу о пути к медоносному цветнику. Довольно сложно совершая некий "танец". И передаётся информация о пути с точностью до метра! Кодировка информации довольна плотная и сложная. А о разумности тут пока говорить рано. Почему?
Кстати примеры с муравьями и пчёлами полностью могут опрвергнуть теорию Энгельса о происхождении человека. Это социальные насекомые с довольно сложными взаимотношениями и поведением. Несомненно трудятся! На благо муровейника или улья. А сознания нет! Обьясните почему?
Труд в моём понимании лишён ореола "создателя человека". Это лишь деятельность людей и животных по удовлетворению своих потребностей. Не более и не менее. И то, что труд у людей более сложен и производителен ещё ничего не доказывает. Он влияет несколько на позновательный процесс человека, это несомненно, но занимает в этом процессе далеко не главное место. Это лишь практика, проверка полученных другим путём знаний.
Я не могу сформулировать свою теорию возникновения человека, для этого надо быть специалистом в очень многих областях. Но я немного интересовался искуственным интеллектом, биологией и могу кое-какие мысли на это счёт высказать.
Во-первых, появление разума связано с эволюцией и естественным отбором. Разум дал человеку то преимущество в борьбе за выживание, которого у других животных нет. И чем сильнее были развиты аналитические способности разума человека, чем он становился умнее, тем сильнее сказывалось его преимущество в этой борьбе. Выживали более умные и более организованные человекообразные стада обезьян. Их способность предсказать поведение других животных, использовать преимущества внезапного коллективного нападения или коллективной защиты дало им возможность выжить в острейшей борьбе за жизнь в суровых условиях ледникого периода. Кстати любое резкое изминение природных условий вызывает новый виток эволюции в живой природе. Это коснулось и человека. Он приобрёл разум. То есть борьба за выживание, естественный отбор, а не труд имеют тут важнейшее значение.
Во-вторых. Язык, членораздельная речь действительно играют роль в развитии человека. Но тут надо понять степень влияния этих явлений друг на друга. Что первичнее? Глухонемые люди общаются жестами. Их разум не страдает от того, что они не могут говорить. О чём это свидетельствует? Что язык - вторичен. Возникает потребность в передаче информации и природа находит способ. И не важно какой именно! Можно танцем как у пчёл, жестами, а можно и звуками, речью. Сначала возникла необходимость обмена информацией. Вот что тут главное. А значит развитие мозга, расширение набора понятий привело к потребностям передачи более плотной информации. Удовлетворение этой потребности дало ещё один положительный эффект в борьбе за выживание.
Основной мой вывод о трудах Энгельса. Это довольно наивные представления несомненно умного человека о довольно сложных явлениях природы, которые ещё предстоит изучить. Если бы проблемы возникновения разума были изучены, то мы были бы уже на пороге создания искусственного разума. Ну а роль труда в этом деле вообще сильно преувеличена. Важна была способность в обработке информации, в её анализе и синтезе. Эти способности дали человеку преимущества в борьбе за выживание. Процесс их появления скорее сходен с процессом появления рогов у лосей, чем с трудом.