АЛанов писал(а):
СССР, 33-й год, голод. Голодная мать, без мужа (за колоски расстреляли), шестеро детей осталось, 2-е уже умерли от голода. Глубокая осень, ждать больше нечего. Смотреть, как мрут дети больше нет сил. Выходов несколько: терпеливо умереть всем, наложить на себя руки, убить кого-то из детей и накормить им остальных.
Подскажите, как с помощью "справедливости" сделать выбор. И если "по справедливости" надо выбрать последний вариант (какой и был выбран этой несчастной женщиной), то обоснуйте, пожалуйста, как с помощью той же "справедливости" "правильно" выбрать, кого из своих детей ей надо было убить.
Пример конечно мрачный, но суть показывает, за что респект.
Отвечу в двух частях - про общество и про пример.
Сначала про пример. В данном случае группа людей была изолирована от общества. Не важно какие в том случае были причины, но изоляция была. В справедливом обществе изоляция участников приемлема разве что в наказание, но в примере наказывать людей было не за что. Обобщая - заведомо позволять участнику объединения умереть - несправедливо. Несправедливо потому что одна из целей объединения такого уровня как государство есть цель страхования от случайностей. Голод к таким случайностям, безусловно, относится. В данном примере вина за смерть лежит на руководстве колхоза или его начальстве, вплоть до Сталина, поскольку именно их обязанностью было обеспечение страхования участников. Но я бы очень не лестно отозвался о матери, которая посчитала такой выход лучшим, по сравнению с попыткой попросить помощи, возможно умереть при этом, но это был шанс, который не был использован.
Про общество.
Возможны ситуации, когда все общество не в состоянии гарантировать человека от проблем, в том числе смерти. Пример - война. В такой ситуации ваш вопрос звучит несколько по другому. Но, во первых, не в состоянии гарантировать от проблем не означает гарантию наличия проблемы. То есть на войне убивают, но не гарантировано. Там много зависит от случайности. Выбор делают не люди, но случай. Это при условии справедливости общества, когда у всех шансы равны.
Еще можно предположить ситуацию (неправдоподобную, но все же), когда либо умирают все участники объединения, либо их часть и из вне помощь невозможна в принципе. Что-ж, тогда справедливостью можно назвать жребий. Это при условии, что все, даже практически невероятные, варианты спасения уже были испытаны.
Ну и, конечно, в такой дискуссии может быть один очень важный фактор - мы с вами по разному понимаем справедливость.