Ефремов писал(а):
Только про эксплуатацию человека человеком сказано. Государством – можно.
А медведем?
Государство - это тоже люди. Во-первых. А во вторых, надо бы не только на буквы смотреть, но и понимать общий смысл. А то и про медведей вспомнить придётся. Ну а в третьих, я так и не понял, в чём же заключалась эксплуатация в СССР государством, если государства ничего не оставляло себе, а всю накопленную "тяжкой эксплуатацией" прибыль возвращяло эксплуатируемому народу.
Цитата:
К тому же до общественной собственности на СП мы в СССР не дозрели. То, что государственную собственность представляли как общественную это не так - не как к своей относились.
Это верно. Неплохо бы задуматься о причине. Не пробовали?
Цитата:
«Капитализм там, где есть частный собственник у капитала»
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, комплекс гос. мероприятий, направленных на ускорение экономич. развития страны. Сущность Г. к. определяется классовой природой гос-ва, конкретной историч. обстановкой и спецификой экономики тех или иных стран. Г. к. различен в эпоху домонополистич. капитализма, в эпоху диктатуры пролетариата, в развивающихся странах после завоевания ими политич. независимости.» (БЭС)
А вот тут в цитате подчеркнул я. Это основное в определении. Приведу цитату из БСЭ:
"В переходный период от капитализма к социализму Г. к. - один из общественно-экономических укладов, который допускается и регулируется пролетарским государством. Существует в форме концессий иностранного капитала, аренды государственных предприятий, смешанных общественной частной торговли на комиссионных началах, кооперации и др.
Теоретическое обоснование сущности Г. к. в переходный период от капитализма к социализму было дано В. И. Лениным. Он отмечал, что принципиально новая природа Г. к. предопределяется новым (пролетарским) характером власти и условиями, в которых он действует, когда капитализм перестаёт быть, а социализм ещё не стал господствующим способом производства (см. Полн. собр. соч.,5 изд., т. 45, с. 84-85)....
Особенностью Г. к. в СССР явилось то, что государственные капиталистические предприятия оставались общенародной собственностью. В собственности концессионеров-арендаторов оставался только оборотный капитал (готовая продукция, денежные средства). Основные же фонды (здания, оборудование, земля и т. д.), включая вновь построенные и ввезенные из-за границы, не могли быть проданы или переданы капиталистом другому лицу, а финансовые органы не могли взыскивать долги с концессионера-арендатора за счёт основных фондов. "Арендатор, - отмечал В. И. Ленин, - не есть собственник... Аренда - договор на срок. И собственность, и контроль за нами, за рабочим государством" (там же, т. 52, с. 193). "Из этого уже можно понять, что госкапитализм и социализм несовместимы. При диктатуре пролетариата госкапитализм возможен как
переходный период к социализму. Ну да Ленин тут всё отметил верно. А вот Энгельс писал очевидную чушь:
"Рост государственной собственности на средства производства, а также мероприятия буржуазного государства в области рабочего законодательства и социального страхования послужили поводом для утверждений некоторых буржуазных экономистов, например К. Родбертуса-Ягецова (Германия), и реформистов типа Ф. Лассаля (Германия) о мирном превращении капитализма в социализм (см. "Государственный социализм"). Ф. Энгельс, резко критиковавший несостоятельность подобных взглядов, писал: =Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация называть "социализмом" всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию - покровительственные пошлины, гильдии, табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности, Seehandlung, королевский фарфоровый завод. Мы должны подвергать это критике, а не принимать на веру" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 140)."Причём Энгельс сам себе противоречил:
"Вместе с тем Энгельс всегда подчёркивал двойственную природу государственной капиталистической собственности. Государственная собственность при капитализме не разрешает конфликта между производительными силами и производственными отношениями, но "...она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения" (там же, т. 19, с. 223). Во-первых, она доказывает возможность ведения производства без капиталистов, во-вторых, при переходе власти в руки рабочего класса она автоматически превращается в социалистическую собственность. Энгельс указывал, что передача промышленных и коммерческих функций в руки государства может иметь прогрессивный характер, это - шаг вперёд к коммунизму (см. там же, т. 34, с. 255)."Вот и пойми этих классиков!
Цитата:
Подчеркнул я. Как видите, можно обойтись и без буржуя (физического лица), достаточно юридического лица - владельца капитала.
То, что Вы подчеркнули совершенно об этом не говорило. Оно говорило о другом - о классовой природе государства. Какая классовая природа капитализма? Такова и у госкапитализма. То есть госсобственность (как один из используемых способов стимулирования экономики) ещё не превращает капитализм в социализм.
Цитата:
«Как же так? "Человеческая алчность не знает границ" и вдруг такая вера в человека?»
Вера не причем. Я же сказал, изменится отношение к собственности (личной) будет коммунизм, не изменится, будем жить при социализме с постоянным улучшением благосостояния народа и распределением пропорционально труду.
Вы считаете, что изменится отношение к собственности. Это и есть вера. Ничем не обоснованная. А у меня есть обоснование - к этому приведёт рост СП!
Вы не будете спорить, что цена товаров зависит от их предложения на рынке? Отношение человека к товарам и предметам вообще зависит от их цены на рынке. Одно выражает другое, если уж быть точным. Так почему бы не предположить, что рост СП, приводящий к наполнению рынка настолько, что цены снизяться до нуля, приведёт к отмене собственности? Владение вещами, имеющими нулевую стоимость не имеет смысла - при утере или порче Вы всегда можете эту вещь заменить на новую без каких-либо усилий.
Я не верю в рост сознательности человека без необходимых для этого условий. Я материалист. По крайней мере в этом отношении.
Цитата:
«В том, что я считаю, что человеку надо предоставить такую возможность - поискать тапки в 120 комнатах, а Вы - нет.»
Не в этом. А в том, что Вы мечтатель, а я приземленный без фантазий серый и угрюмый.
Моя уверенность базируется на непрерывном росте СП и соответствующего роста потребления, который мы наблюдаем уже несколько веков. А на чём базируется "приземлённая без фантазий уверенность" Ефремова в смене отношения человека к собственности?
Цитата:
Дорога в коммунизм лежит через социализм. Через распределение по труду.
Бесспорно.
Цитата:
Пока будет желание иметь дворец – не будет возможности (социализм) и такой возможности не будет, не будет, не будет до тех пор, пока желание не пропадет. Вот только тогда появится возможность урвать у общества больше чем дал (коммунизм), но вот беда, желания уже не будет.
Вы рассуждаете в принципе верно. Но не учитываете главного. Развитие общества идёт по мере всё более полного удовлетворения потребностей. Грубо говоря для каждой общественной формации соответствует свой уровень удовлетворения. И это чётко привязано к росту производительности СП. В этом суть исторического материализма. Другой идеи, объясняющей общественный прогресс там нет (или я не заметил?). Отношение человека к собственности меняется с развитием СП. Если раньше человек мечтал о расшитом золотом камзоле, об упряжке породистых лошадей и о замке с множеством слуг, то теперь несколько о другом. Вилла, машина, счёт в банке... Чувствуете разницу? Отношение к машинам поменяется, если их можно будет, допустим, брать напрокат и очень дёшево. Тогда многие не станут о них мечтать. Это станет транспортным средством, не более. Не будут мечтать и о виллах, когда их будет понастроено достаточно и все будут жить в коттеджах. Будут ли мечтать о дворцах? Я уверен, что
не будут. Ну неудобно вних будет жить! А тем, кто всё же
захочет, тем
можно и построить. Средства производства это позволят. Тут не надо ограничивать желания человека. Ибо основной принцип коммунизма - "
по потребностям"! Любое же ограничение желаний человека - это уже отступление от этого принципа. Если все вдруг захотят дворцов и уровень СП не сможет это позволить каждому, то
коммунизма нет. И его придётся подождать до того момента, когда СП всё же смогут удовлетворить все потребности. И до этого момента будет социализм - "по труду", то есть давать. Натрудил на дворец - на тебе дворец.
Цитата:
«Всё-таки страшно далеки Вы от теории.»
Какая теория!!! Мечта...
Теория. Истмат.
Цитата:
«Всё равно не понял. "Мне трудно объяснить, как сказка..."»
Не страшно. Нам коммунизм не грозит...
Лично нам? Да, нам бы социализм хоть вернуть...