marina писал(а):
Проблема первая. Общество -- это поведенческий объект, обладающий волей или нет? Малое сообщество -- определенно ДА. Крестьянская община имеет свои интересы, нужды, ощущение (не)благополучия. Но малые сообщества включены в бОльшие (корпоративные, муниципальные, государственные, национальные... -- навыделяю Вам их тыщу), и тут наблюдается печальная связь: чем больше масштаб рассмотрения (чем бОльшее сообщество мы рассматриваем), тем меньше наблюдается воли и больше -- структурная рыхлость, неопределенность. Когда смотришь на планетарное сообщество в целом, видишь воли не больше, чем у бандар-логов к игрушкам. Иначе говоря, проблема номер один заключается в том, что общество -- весьма переходный поведенческий объект, у наблюдателя теряется способность идентифицировать образ.
Вот здесь натяжка, как мне кажется. Имеем критерии личностей, (человек русский, человек советский, либерал агрессивный, тупой обыватель, что угодно и еще много чего, можно из других плоскостей). Имеем свойства личности, прямо определяемые критериями. Ровно так же имеем критерии и свойства социумов, составленные личностями. И критерии и свойства, личностей и социумов отличаются. И та, кажущееся Вам, дисперсия или деградация свойств личностей и малых сообществ, при количественном нарастании массы, есть всего лишь превалирование свойств множества. Свойства и критерии личности и общества связаны прямо и непосредственно множеством связей различного уровня.
Вы ведь это имели ввиду, когда писали о национальной идее? А иначе - зачем, смысл?
Цитата:
Это гносеологическая проблема, не имеющая никакого отношения к экономике, политике или биологии. Если предложите ее решение, буду бурно аплодировать.
Решение, несомненно, есть, и в нем нет ничего экстравагантного. Но, по техническим причинам, на этой площадке я об этом говорить не буду.
Цитата:
Но продолжу. В сложной системе могут быть внутренние ошибки. Более того, если их не будет, то не будет развития (развитие -- через кризисы, прошу прощения за трюизм). Но когда их СЛИШКОМ много, система рассыпается, это уже слишком-сложная система. Т.е. я не считаю внутренние ошибки чем-то плохим, я плохо отношусь к сверхсложности. А необходимость преодоления ошибок -- это двигатель, это не есть плохо. (Есть еще внешние ошибки (ориентация во внешнем мире, выбор губительной линии поведения), я сейчас не о них.)
Это тот самый момент противоречия. Вы говорите о критичности абсолютного количества ошибок, я - о некритичности их относительного числа. Большие системы устойчивее к воздействиям.
Цитата:
Тем не менее, мне кажется необходимым выработать такой критерий НЕ слишком-сложных систем (или там нормально-сложных систем), который принципиально выражаем в цифири. Вот это еще нормально-сложная система, вот это уже слишком-сложная. ...Теперь Ваша очередь продолжать.
Эк Вы хитро закрутили.
Может, попробуем работать с тем, что есть?
